Особенности проявления синестезии у людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности проявления синестезии у людей, обладающих разными типами темперамента.
1. Задачи исследования: провести теоретико-методологический анализ понятия «синестезия»; выявить психологические особенности синестезии у человека; провести эмпирическое исследование проявления синестезии у лиц с разным типом темперамента (на примере старшеклассников общеобразовательной школы).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «СИНЕСТЕЗИЯ»………………………………………………………………….4
1.1 Определение феномена «синестезия»……………………………………….4
1.2. Разновидности синестезии…………………………………………………..7
1. 3 Психологические методы исследование данного феномена……………..11
2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНЕСТЕЗИИ У ЛИЦ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА…………………………….....16
2. 1 Организация и методы экспериментальной работы……………………..16
2.2 Результаты исследования…………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

синестезия.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  ПОНЯТИЯ «СИНЕСТЕЗИЯ»………………………………………………………………….4

1.1 Определение феномена «синестезия»……………………………………….4

1.2. Разновидности синестезии…………………………………………………..7

1. 3 Психологические методы исследование  данного феномена……………..11

2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНЕСТЕЗИИ У ЛИЦ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА…………………………….....16

2. 1 Организация и методы экспериментальной  работы……………………..16

2.2 Результаты исследования…………………………………………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рассматриваемый феномен под названием «синестезия» стал известен с начала восемнадцатого века. Содержательный план понятия исторически изменялся с периода его первого упоминания в 1772 году как патологического признака до метафорического мышления в современной трактовке феномена. На сегодняшний день отсутствует однозначность его толкования. Бытующие в разных научных дисциплинах определения дополняют друг друга, но не дают четкого мнения о феномене в целом. В этом проявляется актуальность данной работы. В истории психологической науки исследование данного понятия встречается у Б. М. Теплова, М. Г. Ярошевского, В. А. Якунина, Е.В. Левченко и др.

          Гипотеза: мы предполагаем, что тип темперамента может каким-то образом влиять на проявление синестезии. В одинаковых условиях люди с разными типами темперамента могут по-разному добиваться одинаково успешных результатов.

Объектом данного исследования выступает проявление синестезии в звуке и цвете.

Предмет исследования: рассмотрения особенностей проявления данного феномена у лиц разного типа темперамента.

Цель исследования: выявить особенности проявления синестезии у людей, обладающих разными типами темперамента.

1. Задачи исследования: провести теоретико-методологический анализ понятия «синестезия»; выявить психологические особенности синестезии у человека; провести эмпирическое исследование проявления синестезии у лиц с разным типом темперамента (на примере старшеклассников общеобразовательной школы).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: моделирование, анализ и синтез, изучение философской и психолого-педагогической литературы; наблюдение, метод экспертных оценок, эксперимент.

База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе образовательного учреждения. В исследовании принимали участие учащиеся 10 класса.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающей 24 источника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «СИНЕСТЕЗИЯ»

 

1.1 Определение феномена «синестезия»

 

В отечественной психологии понятие «синестезия» приобрело известность благодаря исследованиям таких психологов как: А. Р. Лурия, И. Д. Ермаков, Л. А. Шифман, С. В. Кравков, Б. Г. Ананьев, Р. Г. Натадзе и других. А. Р. Лурия трактовал синестезию как форму взаимодействия органов чувств, их общую деятельность, «при которой качества ощущений одного вида (например, слуховых) переносятся на другой вид ощущений (допустим, зрительных)» [4, с. 108]. Синестезия - одновременное ощущение, совместное чувство. Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством.

Синестезия (от греч. synaisthesis - совместное чувство, одновременное ощущение) - явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств [21].

Синестезией называют, прежде всего: а) межчувственные связи в психике. Но, кроме того, синестезией называют и результаты их проявлений в конкретных областях искусства: б) поэтические тропы и стилистические фигуры, связанные с межчувственными переносами; в) цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой; и даже г) взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми) [15].

Психологи пишут, что данное явление может проявляться в явной и в неявной форме. В явной форме, по данным ряда исследований, синестезии наблюдаются приблизительно у пятидесяти процентов детей и пятнадцати процентов взрослых [17].

Психологи, описывая синестезию, подразумевают межчувственные ассоциации. Примером синестезии может послужить восприятие музыки, букв в цвете.

Синестезия обнаруживается помимо воли человека «синестета» на субъективном уровне. Необычность синестетического восприятия заключается в непроизвольной дополнительной реакция. Синестезия - это не сенсорные ассоциации, а непосредственное порождение самой активности мозга.

Изучение синестезии коллективом во главе Джулии Симнер в Великобритании посредством сбора самоотчетов на случайной демографической выборке представляет, что синестезия распространена на 4,4 процента, а наиболее встречаемый вид - ощущение дней недели в цвете

Психологические исследования показывают, что головной мозг синестета структурно устроен по-особому на макро- и на микроуровнях. Функционально мозг синестета, по крайней мере в момент синестетического восприятия, тоже отличается от активности мозга несинестета и от работы мозга того же синестета, но в момент восприятия несинестетических стимулов [13, с. 8]. Синестеты более чувствительны стимулам, вызывающим у них синестезию. Они наделены более интенсивным восприятием, особенно в той сенсорном плане, к которому относятся их синестетические реакции. Их сознание в больше степени насыщенно сенсорными качествами [13, с. 9]. Они видят в цвете буквы и цифры, слова. Слова в большинстве случаев чувствуют на вкус, различают по цветам запахи, звуки. В социальной сети создаются группы людей, наделенными данными способностями, обсуждают, кто, что и как видит и чувствует. В. Лучко в своей статье замечает, что ощущает себя в разные периоды жизни по-разному. В 8 лет - послевкусие халвы сзади мозга, 13 лет - корица с сахаром, немножко перчено и приятно остро по бокам мозга, 18 лет - как ощущения упоения водой после сильной жажды, внизу мозга, 19 лет - запах алоэ внизу мозга [18]. Синестеты отмечают, что синестезия помогает в жизни, систематизируя процесс памяти. Синестезия помогает запомнить и вспомнить имена, цифры, телефоны, даты как цветовые пятна. Синестезия зарождается в раннем детстве.

Данное понятие до 1964 года характеризуется частой сменой названий: «неадекватные ощущения», «цветное слышание», «синопсия», «цветной слух», «ложные вторичные ощущения», «синопсия», «синэстезия». Далее отмечается период, когда в психологии, медицине, психиатрии, философии бытует общее название «синестезия», но происходит различная трактовка понятия.

В теориях о синестезии отечественных и зарубежных исследователей обнаружены основные положения: часть символической познавательной способности отведена синестезиям; возможности задерживать функциональные семантические реакции содействуют развитию синестезических состояний; присутствие у человека умения определять модальную соотнесенность стимула может говорить о символической природе феномена синестезии, приносящим им эстетические переживания; синестезии бытует на уровне межмодальных взаимодействий, а на языковом уровне представлены в форме синестезических метафор. Взаимоперевод понимания с уровня смыслов на уровень перцепции исполняется с помощью метафоры. Синестезические метафоры в художественном творчестве с середины восемнадцатого столетия выполняют следующие функции: способствуют распространению феномена как в видах искусств, так и в обиходной речи; служат объектом изучения в теориях искусства (теории синестезического феномена). Проявления синестезии говорит о нарушении синхронности между полушариями головного мозга. Отсюда синестетик зачастую в равной мере владеет как правой, так и левой рукой.

Биографические данные подтверждают, что синестетическим восприятием были наделены известные личности: физик Р. Фейнман, писатель В. В. Набоков, композиторы Ф. Лист, Д. Лигети, О. Мессиан, Я. Сибелиус и другие. По мнению ведущих западных исследователей, синестезия связана с творческими способностями человека. Широкая распространенность межчувственных образов в языке, различного рода сенсорные средства в искусстве практически приравнивают непроизвольные синестетические реакции к творческому акту.

Стремление лиц с синестезией к творчеству в большей степени подсказывается их необычным переживанием, которое своим подобием некоторым формам искусства мотивирует их к соответствующему способу самовыражения.

Гипотеза о связи памяти и синестезии проверялась следующим опытом. Испытуемому предъявляли матрицы, состоящие из пятидесяти цифр. Он без запинки по памяти переписывал на листе бумаги все цифры, которые ему показывали в течение нескольких секунд. Спустя сутки он повторил тест с тем же результатом, не смотря вторично на предъявленные цифры в матрице. Опыт объясняет, почему синестезия помогает запоминать незнакомые и ничем не связанные между собой предметы. На каждую цифру у испытуемого имелась собственная цветовая гамма, запоминающаяся как картина [24].

 

1. 2 Разновидности синестезии

 

Синестезия является феноменом, причины которого могут быть разнообразны. Основываясь на причинах, подразделяют синестезию по типам: интоксикационная, травматическая, гипнагогическая и гипнопомпическая, депривационные синестезии, синестезии в измененном состоянии сознания (ИСС-синестезии) и прочие.

В психологических источниках находим: музыкально-цветовая синестезия - восприятие музыки в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн; графемно-цветовая - появление цветовых ассоциаций с очертаниями букв или цифр; фонемно-цветовая - связь звучания человеческой речи с разными цветами; фонемно-вкусовая - появление вкусовых ассоциаций от звучания отдельных слов

Зарегистрировано примерно шестьдесят видов синестезии с разными характеристиками стимулов и реакций. Наиболее популярным типом стимула выступают графемы и музыка, затем следуют звуковые стимулы и единицы времени, вкусовые, зрительные и ольфакторные стимулы; в более редких случаях в качестве стимулов переживаются человеческие образы, боль и касания, а температура, чувства, оргазм и кинестетика встречаются в меньшинстве. В области реакций превалирует цвет, затем идут звуковые ощущения, тактильность и запах; вкус, температура и кинестетика встречаются в менее одного процента случаев [13, с. 10].

Одной из классификационных характеристик выступает деление всех разновидностей синестезии вне зависимости от содержательной стороны стимулов и реакций на проективные и ассоциативные [13, с. 10].

Проективными именуют случаи переживания сенсорных качеств, относящихся к перцептивно-предметному полю. На примере визуальных синестезий, реакции переживаются в виде цветовых проекций, наслаивающихся на объекты-стимулы или располагающихся вне определенного локуса, но не перекрывающих поле восприятия полностью. [13, с. 10]. Ассоциативные типы обнаруживаются только лишь в виде постоянных, непроизвольных представлений. При этом ученые подтверждают возможность промежуточных вариантов.

Чувствительность человека обусловливается пятью анализаторами, каждый из которых несет ответственность за определенные ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные вкусовые, осязательные.

Наиболее распространенной формой синестезии выступает цветовая гамма при мысленном изображении определенного предмета. Для слуховой синестезии присущи ассоциации звуков с предопределенными цветами. Человек слушает классическую музыку и представляет ее в цветовой гамме. Вкусовая синестезия характеризуется восприятием определенного предмета или субъекта во взаимосвязи с каким-то вкусом.

Главные характеристики истинной синестезии, в отличие от ложной -это непроизвольное возникновение и полная неконтролируемость сознанием. Допустим, человеку представляется цифра один черной, а цифра два - фиолетовой. Тогда число двенадцать будет окрашено черной и фиолетовой полосой. Число 212 будет иметь две фиолетовых полосы, а между ними - черную.

Для того, чтобы правильно говорить о синестезии и точно ее подвергать анализу следует сперва указать на то, что существует четыре больших группы: синестезия врожденная, посттравматическая, интоксикационная и связанная с измененными состояниями сознания (ИСС), такими, как медитация, транс, а также с переходами от бодрствования ко сну и ото сна к бодрствованию (гипнагогические и гапнопомпические состояния) [20].

Называя определенный тип «фонемно-вкусовой» синестезией, подразумевается, что обладатель этого вида синестетически чувствует во рту какой-то вкус. При этом синестеты с «фонемно-вкусовой» синестезией говорят об ощущения фактуры и температуры.

По замечанию Э. Шона, когда исследователи и СМИ сообщают о «синестезии» и «синестетах», они на самом деле говорят лишь о некоторых их подгруппах. Мы находим по определению различные причины, вызывающие синестезию. Каждая из этих групп охватывает некоторую разновидность синестетического проявления, и все четыре группы следует исследовать именно как отдельные разновидности. Э. Шон подчеркивает, что наличие у человека синестезии, относящейся к какой-либо из этих групп, не исключает возможности проявления у него и других ее видов. Сам Э. Шон как человек обладающий врожденной синестезией, много раз испытывал синестезию, вызванную в состоянии транса, переживал синестезию интоксикационную и посттравматическую, не считая бесчисленных случаев синестезии при засыпании. Эти синестетические переживания радикально и качественно отличались от ощущений, связанных с врожденной синестезией. Синестетические проявления, принадлежащие к разным группам, могут переживаться одновременно. Были случаи, когда синестет переживал реакции как врожденной, так и интоксикационной синестезии.

Информация о работе Особенности проявления синестезии у людей