Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 00:26, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности проявления синестезии у людей, обладающих разными типами темперамента.
1. Задачи исследования: провести теоретико-методологический анализ понятия «синестезия»; выявить психологические особенности синестезии у человека; провести эмпирическое исследование проявления синестезии у лиц с разным типом темперамента (на примере старшеклассников общеобразовательной школы).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «СИНЕСТЕЗИЯ»………………………………………………………………….4
1.1 Определение феномена «синестезия»……………………………………….4
1.2. Разновидности синестезии…………………………………………………..7
1. 3 Психологические методы исследование данного феномена……………..11
2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНЕСТЕЗИИ У ЛИЦ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА…………………………….....16
2. 1 Организация и методы экспериментальной работы……………………..16
2.2 Результаты исследования…………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
2. Мед густой и мглистый.
сладко-терпкий,
звук Виолончели для Бальмонта или другой для меня,
растворяется во рту,
можно размешать ложкой в чае,
горный и засахаренный.
3.Какой вкус у железа?
Соленый,
не кушал, смотрится неаппетитно,
металлический,
не знаю, его могут ощущать только вампиры
у металлов нет вкуса
4. Выберите для вас подходящее:
меня легко обмануть,
опасаюсь сглаза,
мне нужно время, чтобы узнать человека,
не терплю беспорядка
5. Черное и белое- это
птичьи перья,
клавиши на пианино,
добро и зло,
6.Красное и черное - это
Фильм «Еременко красавчик!»
Игра «Жизнь удалась»,
роман Стендаля.
7. Выбираем парфюм:
розовый, голубой,
бодрящий, тонкий,
свежий, как утро/волнующий, как восточная ночь...
хамелеон, чтобы нотки менялись в течение дня и окутывал меня вуалью
С целью выявления склонности к синестезии школьниками заполнялись шесть таблиц: ассоциации «гласная буква - цвет», «месяц - цвет», «чувства - цвет», «цифры - цвет», «тембр - цвет».
Нами применялся метод «музыкальное рисование», который исследует зависимость психических функций учащихся от вегетативных реакций нервной системы на звучание музыкального произведения. Учащиеся, используя мягкие цветные карандаши, изображали звучание музыкального произведения в цвете. Выбор цвета связан с особенностями восприятия музыки и выражает определенные эмоции и эстетические чувства, возникшие под влиянием звучания на уровне вегетативных реакций и ощущений.
Музыкальные произведения «Сирены» К. Дебюсси и «Поэма экстаза» А. Скрябина. Выбор этого материала аргументирован теоретическими положениями о том, что музыка композиторов-синестетов по своей звуковой натуре - яркая синестезия, потому сильнее воздействует на испытуемых вне зависимости от их пристрастий. К. Дебюсси раскрашивал свою партитуру «Сирены» в сине-зеленые тона, выражая символы «морского», поэтому, рисуя, ученики среди различных цветов выбирали оттенки данного спектра. А. Скрябин располагал способностью цветового слуха: он «видел» звуки скрипки и трубы в желтом и красном цвете, в этом случае рисунки к обозначенному произведению выполнялись оттенками «огня».
Карточки с цветами, данные в определенной последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, сине-зеленый (цвет морской волны), синий, голубой, фиолетовый, что соответствует переходу от цветов с короткими волнами излучения к цветам с длинными. С точки зрения теории цветового зрения В. Глезера, такая последовательность возбуждает сетчатку глаза и усиливает ассоциации цвета с объектами действительностями и их характеристиками.
Таблицы со словами-прилагательными, обозначающими характер музыкальных звуков: острые, мягкие, тяжелые, стремительные, далекие, низкие и т.д.
Нами был предложен эксперимент с определением цвета дней недели. Каждый испытуемый в течение пяти минут подбирал цвета к дням неделям, а также звуки.
2. 2 Результаты исследования
После проведения тестирования на тип темперамента нами были получены следующие результаты:
Флегматиков в классе 6 процентов;
Меланхоликов – 20 процентов;
Сангвиников – 24 процента;
Холериков –-40 процентов.
Можно говорить о том, что преобладающее большинство испытуемых являются сангвиниками и холериками.
Сангвиники преимущество видели свои имена в ярких цветах, преимущественно красных, желтых оттенках. Флегматики в золотых тонах, оранжевых, зеленых. Один человек - меланхолик затруднился с ответом, остальные два увидели в коричневом и синем цвете. Синий - любимый цвет меланхоликов. Спокойствие этого цвета граничит также с консерватизмом, поэтому люди, склонные к меланхолии, должны избегать синего и компенсировать его дополняющим оранжевым или сияющим желтым цветом. У холериков отмечены смешенные тона: белоголубой (один человек), бирюзовый и розовый. Красный - это цвет холериков; люди этого типа всегда находятся в движении и имеют талант убеждать других, обладают сильной волей и богатым воображением. Состояние спокойствия для них непереносимо.
Данная работа принесла заметное удовольствие испытуемым, они с интересом искали ассоциации имя - цвет. Можно говорить, что ученики выбирали преимущественно цвета, свойственные своему темпераменту.
Далее в тесте «Тип восприятия плюс склонность к синестезии обозначились следующие результаты: 20 процентам испытуемым синестезия доступна, при желании можно развивать; у 20 процентов преобладает запахов и вкусов восприятие; десять процентов наделены склонностью к данному феномену; тридцать процентов обладают зрительным восприятием, а двадцать процентов не подвержены синестезии.
Результаты по ответам показали незначительные отличия флегматиков и меланхоликов и значительные отличия от сангвиников и холериков. В ходе беседы флегматики и меланхолики, в отличие от сангвиников и холериков, вели себя сдержанно, не проявляли особых эмоций, в высказываниях были немногословны, на предложенные вопросы отвечали односложно.
В процессе нашей практической работы было замечено, что сангвиники и холерики принимали в выполнении заданий на выявление синестезии более активно, эмоционально рассказывали о полученных впечатлениях. Флегматики отвечали на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Меланхолики очень сдержаны в выражении своих чувств.
В результате проведенной диагностики, можно сделать вывод, что незначительная часть учащихся, где-то двенадцать процентов, имеют наибольшее проявление рассматриваемого феномена. Большинство исследуемых детей (пятьдесят шесть процентов) показали средний результат. У этих детей присутствует склонность к проявлению синестезии. Остальные учащиеся показали низкий результат, в том числе полное отсутствие проявления. При погружении учащихся в состояние синестезии звук-цвет на уроке слушания произведения К. Дебюсси «Сирены», выявлено в среднем двадцать пять цветов сине-зеленого оттенка, «спокойных» по теории цветового зрения (сто процентов область всего рисунка, не закрашенные участки определялись как «белый цвет»), эмоциональная активность не высокая. Наблюдалась связь между спокойным состоянием пульса и выбором сине-зеленых оттенков (спокойных с точки зрения психологического выражения цветов). При слушании «Поэмы экстаза» А. Скрябина выявлено в среднем двадцать четыре цветов желто-красного оттенка («активные» по теории цветового зрения цвета), эмоциональная активность выше.
На занятиях каждый цвет учащиеся характеризовали эмоционально, исходя из жизненного опыта, а в созданных условиях учебной среды связывали его со значениями из смежных модальностей восприятия. Предлагалось для каждого дня недели выбрать от одного до трех словесных обозначений (из двадцати пяти слов). Общее количество слов характеризует степень выраженности произвольного создания образа «цвет-звук». По результатам исследования выявлены выше средней (20% испытуемых) и средняя (72,5% испытуемых) степени проявления синестезии «цвет-звук» у детей. Средняя плотность распределения результатов измерений количества слов является следствием непроизвольного вхождения учащихся в состояние синестезии при цветовосприятии.
Таким образом, формами проявления синестезии являются: связь между психо-эмоциональным состоянием ученика и звучанием музыки (проявление синестезии на уровне ощущений и эмоций), связь между психо-эмоциональным состоянием учащихся и выбором цвета на рисунках под музыку (проявление синестезии в учебной деятельности как интерпретация музыкального текста), связь между значением цвета и словесным определением музыкального характера (проявление синестезии на уровне речи и представления). Выявляется непреднамеренный характер синестезии, о чем свидетельствуют: средние результаты тестирования, невысокие проценты выбранных цветов при рисовании. На рисунках по произведению К. Дебюсси у учащихся в среднем было цветов сине-зеленого спектра, у детей- сангвиников и флегматиков; на рисунках по произведению А. Скрябина большинство цветов желто-красного спектра у меланхоликов. В целом динамика изменения цветового критерия интенсивная: равномерно возросло количество «спокойных» цветов к музыке К. Дебюсси и «возбужденных» к произведению А. Скрябина у детей разных типов активности. Выбор того или иного цвета к звучащему произведению связан с эмоциональным состоянием учащихся. Спокойная музыка К. Дебюсси повлияла на выбор «спокойных» цветов, и, наоборот, активизация нервных процессов при слушании музыки А. Скрябина проявилась в возбуждающих оттенках. Следовательно, развивающая синестезию учебная среда способствуют развитию адекватного понимания эмоционально-образной природы звучания музыки у детей.
Были выявлены скрытые связи между цветом и звуком. Но наличие в словарном запасе учащихся большего разнообразия в обозначении связи цвета и звучания открыло их улучшенные возможности в дифференциации «цвет-звук».
В ходе исследования наблюдалась динамика изменения количественного состава словесных определений к цветам у учащихся. Словарный запас цветовых и звуковых ассоциаций у сангвиников увеличился в среднем от 15 до 25 слов; у детей - флегматиков - от 12 до 20 слов; количество слов у меланхоликов изменилось с 15 до 23 слов. Это значит, что у всех типов учащихся одинаково изменился речевой критерий в процессе развития синестезии.
Синестезия в результате развития закрепляется как устойчивое знание об интонационном строении музыки и формирует определенный стереотип восприятия содержания музыкального произведения как новое свойство личности учащихся. Анализ рисунков показал, что до формирующего эксперимента учащиеся обеих групп использовали равное количество цветовых оттенков при выполнении упражнений. По завершению эксперимента в сравнении цветовых выборов процентное соотношение основных цветов увеличилось, что является статистически значимым результатом. Следовательно, в ходе эксперимента цветовые сочетания, используемые в заданиях, становятся привычными и естественными, закрепляются в памяти как устойчивые характеристики разного типа звучания.
Использование цвета в рисунках под музыку и использование «музыкальных» слов-метафор в рассказах о ней повышает словесную, изобразительную и контролирующую активность учащихся на уроке и способствует более глубокому пониманию музыкального содержания. Целенаправленное развитие синестезии позволяет успешно формировать динамические стереотипы и закреплять у детей устойчивость проявления межчувственных синтезов, способствующих формированию значимых свойств личности музыканта.
Полученные в исследовании результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и показали, что уточнение особенностей проявления синестезии, а также разработанные приемы ее диагностики и развития способствуют эффективному использованию интермодальных синтезов на учебных занятиях в школе.
Взаимосвязь между звуковой природой музыки и вегетативным состоянием ребенка, психо-эмоциональным состоянием учащегося и выбором цвета на рисунках под музыку (чем она выражена сильнее, тем проявление синестезии ярче и интенсивнее); взаимосвязь между вербальными характеристиками цветов и элементов музыкальности как неакустического феномена, проявляющуюся в речи (чем больше слов-метафор, тем вхождение в состояние синестезии произвольнее);
Таблица 1. Анализ результатов исследования проявления синестезии
№ п/п
|
Ф.И. обучающегося |
Тип темперамента |
Проявление синестезии |
1. |
Быков Дмитрий |
сангвиник |
Высокий уровень |
2. |
Величко Константин |
холерик |
Низкий уровень |
3. |
Воробьев Евгений |
холерик |
Средний уровень |
4. |
Войтенкова Ирина |
флегматик |
Средний уровень |
5. |
Григорьева Анастасия |
флегматик |
Средний уровень |
6. |
Гладких Диана |
сангвиник |
Высокий уровень |
7. |
Грачев Дмитрий |
сангвиник |
Высокий уровень |
8. |
Горлов Александр |
меланхолик |
Средний уровень |
9. |
Егорова Карина |
сангвиник |
Высокий уровень |
10. |
Забелина Диана |
сангвиник |
Высокий уровень |
11. |
Ковыршина Ирина |
сангвиник |
Средний уровень |
12. |
Камаева Карина |
флегматик |
Высокий уровень |
13. |
Моряк Юлия |
меланхолик |
Низкий уровень |
14. |
МагомедовАртем |
сангвиник |
Высокий уровень |
15. |
Орлова Алена |
флегматик |
Средний уровень |
16. |
Папков Антон |
флегматик |
Низкий уровень |
17. |
Симоненко Максим |
холерик |
Высокий уровень |
18. |
Сеергеев Николай |
холерик |
Высокий уровень |
19. |
Самойленко Ирина |
сангвиник |
Средний уровень |
20. |
Тихонов Олег |
флегматик |
Низкий уровень |
21. |
ХвостовГерман |
сангвиник |
Высокий уровень |
22. |
Шишнева Наталья |
холерик |
Высокий уровень |
23. |
Шапожникова Анна |
меланхолик |
Низкий уровень |
Информация о работе Особенности проявления синестезии у людей