Особенности проявления синестезии у людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности проявления синестезии у людей, обладающих разными типами темперамента.
1. Задачи исследования: провести теоретико-методологический анализ понятия «синестезия»; выявить психологические особенности синестезии у человека; провести эмпирическое исследование проявления синестезии у лиц с разным типом темперамента (на примере старшеклассников общеобразовательной школы).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «СИНЕСТЕЗИЯ»………………………………………………………………….4
1.1 Определение феномена «синестезия»……………………………………….4
1.2. Разновидности синестезии…………………………………………………..7
1. 3 Психологические методы исследование данного феномена……………..11
2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНЕСТЕЗИИ У ЛИЦ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА…………………………….....16
2. 1 Организация и методы экспериментальной работы……………………..16
2.2 Результаты исследования…………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

синестезия.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

 

             

 

Таким образом, мы видим, что у испытуемых преобладает средний и высокий уровень способности к межчувственным ассоциациям синестезии. Мы заметили, что большинство детей обладают высоким уровнем синестезии, в особенности сангвиники и флегматики. У них развита синестезия как цветовая, так и звуковая, причем цветовая преобладает. Мы это объясняем спецификой темперамента. Меланхолики и холерики в процессе работы нередко уклонялись от ответов, отвлекались, хотя склонность к проявлению синестезии у них имеет место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В нашей работе мы изучили отечественные и зарубежные литературные источники о психологическом феномене «синестезия». В психологии синестезией называют возникновение ощущения в одном анализаторе при воздействии на другой анализатор. Возникновение данного феномена индивидуально. Мы рассмотрели основные разновидности синестезии, установили, что она бывает врожденная и приобретенная. Синестет может видеть цвета, когда слушает музыку либо может ощущать вкус слов; стимуляция одного органа чувств содействует стимуляции другого органа чувств.

В практической работе мы делали попытки изучения психофизических основ восприятия музыки и цвета; рассматривали возникновение синтеза чувств у всех учащихся с разным типом темперамента при слушании музыки, ассоциаций с цветом. Далее проводился анализ и теоретическое обобщение данных формирующего эксперимента. Мы выяснили, что у большего количества учащихся имеется склонность  к синестезии. Они проводили ассоциации, используя цвета, свойственные личному темпераменту. Более развита синестезия у сангвиников и флегматиков. Синестезия проявляется в эмоциональном состоянии человека, обусловленном воздействием внешних раздражителей - музыки, слова, цвета и т.д. Слушатели входят в соответствующее эмоциональное состояние, что проявляется в вегетативных сдвигах и психических функциях. Причина возникновения синестезии в звуке-цвете объективная: классическая музыка обладает свойством выражать все параметры окружающего мира в визуальных формах и цвете.

Психологические особенности проявления синестезии у обучающихся заключаются в следующем: синестезия проявляется на разных уровнях нервной системы учащихся (ощущения, эмоции, речь и представления) и в процессе развития ее проявления с неинтенсивными взаимосвязями звука –состояния – цвета - образа сменяются интенсивными межчувственными синтезами. Проявление синестезии в звуке-цвете у обучающихся определяется связью между характером звучащей музыки, продуктами творческой деятельности учащихся (исполнение рисунков под музыку, рассказы о ней) и их психо-эмоциональным состоянием. Успешное развитие синестезии в ходе учебных занятий зависит от употребления приемов: слушание музыки с одновременным использованием цветового изображения ее настроения, темпа, ритма, формы и тональности звучания; упражнения на метафорическое обозначение соответствий цвета и звука. Сочетание рисования и речевых упражнений способствует произвольному вхождению в состояние синестезии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука. 2001. 288 с.
  2. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М: Книга. 1982. 321 с.
  3. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. М.: Логос. 2012 г.  488 с.
  4. Лурия Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер. 2006. 378 с.
  5. Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь. М: Книга. 2010. 677 с.
  6. Психология. Под ред. А. В.Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Просвещение. 1990. 277 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2000. 712 с.
  8. Теплов Б. М. Избранные труды. М.: Педагогика. 1985. 532 с.
  9. Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. М.: Флинта. 2011 г. 451 с.
  10. Якунин В.А. История психологии. М.: Наука. 1998. 376с.
  11. Натадзе Р. Г. К вопросу о психологической природе интермодальной общности ощущений // Вопросы психологии. 1979. №  6. с. 49-57.
  12. Рамачандран В., Хаббард Э. Звучащие краски и вкусные прикосновения // В мире науки. 2003. № 8. С. 47-53.
  13. Сидоров-Дорсо А. В. Современные исследования синестезии естественного развития // Вопросы психологии. 2013. № 41. с. 6- 12.
  14. Сидоров-Дорсо А. В. Исторический вклад И.Д. Ермакова в изучение феномена синестезии // Альманах: исследования, комментарии, публикации. Вып. 1 / Под ред. С. Ф. Сироткина. Ижевск. 2010. с. 23-35.
  15. Кравков С.В. Взаимодействие органов чувств. [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://bookfi.org/
  16. Билецкая Е. Синестезия - это что за явление в психологии? Виды синестезии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/157239/sinesteziya
  17. Галеев Б.М. Что такое синестезия: мифы и реальность. [Электронный ресурс].  Режим доступа: synesthesia.prometheus.kai.ru/mif_r.htm
  18. Лучко А. Все о снестезии: люди, которые нюхают буквы и слушают цвета. [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.lookatme.ru/
  19. Мирошник И.М. Метод психической координации и феномен синестезии [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://lib.vkarp.com/
  20. Шон Э. Некоторые дополнительные замечания о методах исследования синестезии. Режим доступа http://www.synaesthesia.ru/sean_a_day.html
  21. Психологический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?wor
  22. Синестезия и ее проявление [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://gothtronic.com/sinesteziya-i-ee-proyavlenie/
  23. Тесты и опросы по психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aeterna.qip.ru/test/view/104364/
  24. Официальный сайт журнала «Не болеем» [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7835-sinestezija.php

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности проявления синестезии у людей