Особенности психологического консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:

1.Определить структуру процесса психологического консультирования.
2.Проведение психологической консультации.
Задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке.

2. Изучить цели психологического консультирования.

3. Проанализировать теоретические представления о процессе психологического консультирования и выделить профессиональные особенности психологов-консультантов.

4. Оказать психологическую помощь клиенту.

Объект исследования: процесс психологического консультирования.

Предмет исследования: структура процесса психологического консультирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1: Особенности психологического консультирования
1.1 Сущность и специфика психологического консультирования…….. 5
1.2 Цели психологического консультирования…………………………… 7
1.3 Принципы психологического консультирования…………………… 10
1.4 Структура процесса консультирования……………………………… 13
1.5 Техники консультирования
1.5.1 Постановка вопросов………………………………………………… 16
1.5.2 Одобрение и успокаивание………………………………………… 18
1.5.3 Отражение содержания: перефразирование, обобщение………… 20
1.5.4 Отражение чувств…………………………………………………….. 21
1.5.5 Паузы молчания…………………………………………………….. 22
1.5.6 Предоставление информации……………………………………… 23
1.5.7 Интерпретация……………………………………………………… 24
1.5.8 Конфронтация………………………………………………………. 25
1.6 Модель эффективного психолога-консультанта…………………… 27
ГЛАВА 2: Проведение психологической консультации…………………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИТОЧНИКОВ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

на сдачу.docx

— 77.38 Кб (Скачать файл)

     Хотя  постановка вопросов является важной техникой консультирования, однако, как  ни парадоксально, что в консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован — задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Если опрос превратить в основную технику консультирования, то и консультирование превратится в допрос или следствие. В такой ситуации клиент покинет кабинет консультанта с чувством, что был не столько понят и призван к эмоциональному участию в консультативном контакте, сколько допрошен.

     Несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:

  1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.
  2. Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.
  3. Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы "почему"), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов.
  4. Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Например, "Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда-нибудь ранее?", "Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?" В обоих случаях клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.
  5. Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен "озвучивать" только окончательные варианты вопроса.
  6. Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше задать открытый вопрос: "Как обстоят дела дома?" В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможностью дать неопределенный ответ, например: "Неплохо". Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание.

     1.5.2 Ободрение и успокаивание

     Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой  фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента  продолжить повествование. Например: "Продолжайте", "Да, понимаю", "Хорошо", "Так" и т.п. Довольно распространена выражающая одобрение реакция: "Ага", "М-мм". В переводе на язык речи эти частицы  означали бы: "Продолжайте, я нахожусь с Вами, я внимательно слушаю Вас". Ободрение выражает поддержку —  основу консультативного контакта. Атмосфера  поддержки, в которой клиент чувствует  себя свободно, позволяет исследовать  возбуждающие тревогу аспекты самости, что особенно рекомендуется в  ориентированном на клиента консультировании.

     Другим  важным компонентом поддержки клиента  является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту  поверить в себя и рисковать, изменяя  некоторые аспекты самости, испытывая  новые способы поведения. Это  тоже короткие фразы консультанта, выражающие согласие: "Очень хорошо", "Не волнуйтесь из-за этого", "Вы поступили правильно", "Время  от времени каждый чувствует себя так же", "Вы правы", "Это  будет нелегко", "Я не уверен, однако думаю, что Вы можете попытаться", "Я знаю, что будет тяжело, но Вы не только можете, но и обязаны  это сделать" и т.д.

     Однако, говоря об успокаивании клиента, мы не должны забывать, что, как и любая  техника, этот метод может использоваться правильно и неправильно. Частой ошибкой "успокаивания" является то, что консультант предлагает себя в качестве "подпорки" беспокойному клиенту. Это ограничивает возможности  клиента самостоятельно решать свои проблемы. Рост личности всегда связан с чувством неопределенности и некоторой  дозой напряжения и тревоги. Кроме  того, если успокаивание используется чрезмерно и слишком часто, т.е. начинает преобладать в консультировании, оно создает зависимость клиента  от консультанта. В этом случае клиент перестает быть самостоятельным, не ищет собственных ответов, а полностью  полагается на одобрение консультанта, т.е. ничего не делает без санкции  консультанта. Консультант также  не должен забывать, что если будет  злоупотреблять распространенной в  нашем повседневном лексиконе фразой "все будет хорошо", считая ее успокаивающей, клиент станет ощущать недостаток эмпатии. 

     1.5.3 Отражение содержания: перефразирование и обобщение

     Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его  высказывания или обобщить несколько  высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках. Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы. Однако, с другой стороны, оно недостаточно углубляет беседу, Ivey выделяет три основные цели перефразирования:

  • показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;
  • выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;
  • проверить правильность понимания мыслей клиента.

     При перефразировании надо помнить три  простых правила:

  1. Перефразируется основная мысль клиента.
  2. Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.
  3. Надо избегать "попугайства", т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами.

     Хорошо  перефразированная мысль клиента  становится короче, яснее, конкретнее, а это помогает клиенту самому понять, что он хотел сказать.

     В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между  собой утверждений или долгого  и запутанного высказывания. Обобщение  помогает клиенту систематизировать  свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или даже вся беседа.  

     1.5.4 Отражение чувств

     Познание  и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях.

     Важно обратить внимание на баланс фактов и  чувств в консультативной беседе. Нередко поддавшись страсти выспрашивания, консультант начинает игнорировать чувства клиента. В консультировании существует правило, что при вопросе о чувствах клиент часто рассказывает факты из жизни, но когда мы спрашиваем только о событиях жизни, практически нет никаких шансов услышать что-либо о чувствах. Это правило ясно указывает на приоритет вопросов о чувствах и на существенную роль отражения чувств в консультировании. Таково необходимое условие поддержания консультативного контакта в ориентированной на клиента терапии.

     Отражая чувства клиента, консультант концентрирует  внимание на субъективных аспектах его  признаний, стремясь помочь клиенту  разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как  бы зеркалом, в котором клиент может  увидеть смысл и значение своих  чувств. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

     В консультировании важно не только отражение  чувств, но и обобщение их. Оно  позволяет определить эмоциональный  тон беседы, синтезировать эмоциональные  аспекты опыта клиента. Говоря о  чувствах в консультировании, можно  сформулировать несколько обобщающих принципов, охватывающих не только отражение  чувств клиента, но и выражение чувств консультантом:

  1. Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать чувства как свои, так и клиентов.
  2. Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента — любое действие консультанта должно быть целесообразным в контексте процесса консультирования.
  3. Обязательно обращать внимание на чувства, когда они:
    • вызывают проблемы в консультировании или
    • могут поддержать клиента, помочь ему.

     1.5.5 Паузы молчания

     Большинство людей испытывает смущение, когда  обрывается беседа и стоит тишина. Она кажется бесконечно долгой. Так  же и начинающий консультант чувствует  себя неуютно при возникновении  в беседе паузы молчания, поскольку  ему кажется, что он постоянно  должен что-то делать. Однако умение молчать  и использовать тишину в терапевтических  целях — один из важнейших навыков  консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной. Как известно каждому из повседневной жизни, хорошим друзьям не обязательно все время разговаривать, а влюбленные много времени проводят в молчании, что свидетельствует лишь о глубине их отношений. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине, и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно терапевтически ценным, ибо оно:

  • увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента;
  • предоставляет возможность клиенту "погрузиться" в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение;
  • позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.

     Хотя  спектр смыслов тишины в консультировании довольно широк, обычно различают "содержательное" и "бессодержательное" молчание (Gelso, Fretz). В последнем случае увеличивается тревога клиента, он не может усидеть на месте, начинает нервничать.

     Паузы молчания в консультировании поднимают  вопрос: должен ли их прерывать сам  консультант? Распространено мнение, что  консультант должен прерывать пустое молчание и не спешить прерывать  продуктивное молчание. Когда клиент умолкает и молчание длится долго, уместно  замечание консультанта: "Вы, кажется, очень задумались. Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?" или "Что важное для себя Вы слышите в этом молчании?". Вместе с тем не следует забывать, что клиент сам отвечает за прекращение молчания. 

     1.5.6 Предоставление информации

     Цели  консультирования достигаются также  посредством предоставления клиенту  информации: консультант высказывает  свое мнение, отвечает на вопросы клиента  и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем. Информация, как правило, связана с процессом  консультирования, поведением консультанта или условиями консультирования (место и время встреч, оплата и т. п.).

     Предоставление  информации в консультировании иногда бывает очень важным, поскольку клиенты  нередко задают консультанту самые  разные вопросы. Особенно существенны  вопросы, за которыми кроется тревога  клиентов о своем будущем, здоровье, например: "Сможем ли мы иметь детей?", "Наследуется ли рак?". Озадаченность клиентов значима не сама по себе, а в контексте ее возникновения. На такие вопросы следует смотреть серьезно и хорошо обдумывать ответы на них. Предоставляя информацию, консультант не должен забывать, что клиенты порой спрашивают с целью устраниться от обсуждения своих проблем и исследования самости. В действительности, однако, не трудно отличить вопросы, указывающие на озабоченность клиентов, от стремления манипулировать консультантом с помощью выспрашивания. 

     1.5.7.Интерпретация

Информация о работе Особенности психологического консультирования