Особенности работы педагога с родителями в системе поликультурного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – обобщить материалы по организации и содержанию работы дошкольных групп СОШ по поликультурному образованию дошкольников.
Задачи нашей работы конкретизированы следующим образом:
- трактовка понятия «поликультурное образование»;
- обоснование концепции развития поликультурного образования в РФ;
- определение цели поликультурного образования;
- выявление задач поликультурного образования;
- определение содержания поликультурного образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
I Глава. Теоретические основы поликультурного образования дошкольников.
1.1. Сущность поликультурного образования. Его цели и задачи………………….
1.2. Специфика поликультурного образования детей дошкольного возраста………
II Глава. Организация поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1. ………………………………………………………………………
2.1. Актуальность работы по поликультурному образованию в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………………….
2.2. Задачи и условия реализации поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………………………..
2.3. Особенности и содержание поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………
2.4. Анализ результатов работы………………………………………………
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

методическая разработка по поликультурному образованию.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Формы работы ДОУ с семьями:

  • выпуск семейных газет;
  • проектная деятельность;
  • использование семейных фотоальбомов в режимных процессах;
  • анкетирование, консультации, беседы;
  • фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп;
  • семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей и др.

Подводя итог, можно констатировать, что специфика поликультурного образования детей дошкольного возраста заключается в соблюдении определенных условий в ходе реализации поликультурного образования. Если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, это позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.

Условия реализации поликультурного образования в ДОУ можно представить в виде модели


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таким образом, условиями эффективной  реализации поликультурного образования в ДОУ являются:

- создание предметно-пространственной среды;

- подготовленность педагогов в области поликультурного образования;

-определение базовых направлений в работе с детьми;

- совместная деятельность родителей и педагогов;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей.

 

 

1.2. Концепция  развития поликультурного образования в РФ

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства. Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации разработана с учетом общегосударственных, национально-региональных и этнокультурных потребностей многонационального народа России, опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и развивает основные принципы образовательной политики государства.

Концепция формулирует цели, принципы и основные направления развития поликультурного образования в России, разработана на основании:               - Конституции Российской Федерации;

- Законов Российской Федерации "Об образовании", "О высшем  и послевузовском профессиональном  образовании", "О языках народов  РФ";

- Концепции государственной  национальной политики Российской Федерации;

- Концепции модернизации  российского образования на период  до 2010 года;

- Национальной доктрины  образования в Российской Федерации (на период до 2025 года;

 

 

 

 

 

 

 

II Глава. Организация поликультурного образования  дошкольников  в условиях  дошкольных групп СОШ № 1

 

Теоретическое рассмотрение основ поликультурного образования дошкольников стало для нас основой для осмысления и корректировки опыта работы в данном направлении в дошкольных группах СОШ № 1. 
         В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над данной проблемой, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по организации работы в ДОУ по поликультурному образованию дошкольников. В дошкольных группах СОШ № 1 уже сейчас воспитываются дети разных национальностей, поэтому научить детей понимать и принимать друг друга становится актуальной задачей, которую нам приходится решать постоянно.

2.1. Актуальность работы  по поликультурному образованию  в дошкольных группах СОШ № 1

 

Дошкольные группы МОУ СОШ № 1 находятся в п. Серп и Молоте Волгоградской области. Поселок Серп и Молот небольшой, но многонациональный. Большую часть  населения составляют русские. Остальную часть - украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы. Волгоградская область представлена культурными и этническими особенностями и дети часто встречаются с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур. 

 Опыт работы в  дошкольных группах в области поликультурного образования детей является результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых   лежат  подходы к всестороннему     развитию ребенка как личности.

Актуальность данной проблемы понималась нами, как необходимость формирования и развития у детей национального самосознания, уважительного отношения к людям всех национальностей к различным народам и их культурам, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

 

2.2. Задачи и условия  реализации поликультурного образования  в дошкольных группах СОШ № 1

 

Задачами, обеспечивающими реализацию поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1, являются:

  • воспитывать любовь, уважение к своей нации, познакомить с культурой и традициями русского народа;
  • дать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, что наша страна делает все, чтобы люди жили в мире;
  • дать детям знания о людях разных рас, живущих на нашей планете.
  • воспитывать в детях патриотические и интернациональные чувства к людям других национальностей и рас;
  • прививать у детей интерес и уважение к культуре, традициям и обычаям разных народов;
  • воспитывать у детей толерантное отношение к людям разных национальностей и рас;
  • обогащать словарный запас детей.

Для успешной реализации поставленных задач нами выделены следующие условия:

  • творческий подход к отбору содержания образования;
  • использование подобранного  методического комплекта для работы по поликультурному образованию;
  • оформление уголка по поликультурному воспитанию в групповых комнатах дошкольных групп, соответствующих темам и задачам;
  • создание в дошкольных группах мини – музея «Русская горница»;
  • создание на территории дошкольных групп «Русской деревушки»; 
  • создание в дошкольных группах библиотеки по ознакомлению детей с культурой народов мира;
  • создание и оформление информационной среды для родителей;
  • участие родителей в совместных мероприятиях, организуемых в дошкольных группах;
  • проведение методической работы по поликультурному образованию дошкольников с педагогами;
  • организация праздников и развлечений в дошкольных группах;

 
2.3. Особенности и содержание поликультурного образования детей

дошкольного возраста в дошкольных группах СОШ № 1

 

Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей в дошкольных группах СОШ № 1, является:

  • образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • работа с педагогами;
  • организация предметно-развивающей среды.

Прежде чем начать работу   с   детьми   по  поликультурному образованию, педагогам дошкольных групп необходимо определить уровень поликультурного развития детей дошкольного возраста.

В настоящее время проблема подбора качественного диагностического материала остается для педагогов актуальной, а по данной   проблеме    его    практически     не    печатают.  

При проведении и выборе диагностики, мы придерживались следующих требований:

  • Системность, т. е. учет логики процессов.
  • Доступность, т. е. возможность ее использования.
  • Надежность, т. е. способность предоставлять субъекту диагностики максимально обоснованные выводы.
  • Информативность, т. е. результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов.
  • Экономичность, т. е. использование минимума времени и усилий для
  • получения оптимального результата.
  • Наглядность, т. е. возможность фиксировать полученные результаты и выводы в виде таблиц.

Основной формой образовательной деятельности дошкольников является игра.   Наши дошкольные группы не исключение. Игровые моменты и   ситуации   общения     воспитателя с детьми мы включаем во все виды детской деятельности. В процессе игры воспитатели дошкольных групп имеют возможность закладывать у детей основы поликультурного образования. Все необходимые для игр методические и наглядные материалы разработаны с учетом возрастных особенностей воспитанников  под руководством старшего воспитателя дошкольных групп СОШ № 1,  и воспитатели имеют возможность использовать их в работе с детьми.

Наши дошкольные группы на протяжении полутора  лет работают по поликультурному образованию дошкольников. За это время в дошкольных группах организована поликультурная образовательная среда, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителей любой культуры и национальности. На основе народной культуры в дошкольных группах совместно с родителями был создан мини-музей «Горница» (Приложение1 ), целью которого является ознакомление детей с историей, традициями и бытом наших предков. Тщательно и детально продуманная  деятельность мини–музея «Горница» призвана стать источником приобщения воспитанников к истории, культуре и традициям русского народа.

В каждой группе созданы или создаются свои мини-музеи («Музей кукол», «Музей хлеба») (Приложение 2), уголки краеведения в группах являются неотъемлемой частью предметно-развивающей среды дошкольных групп.

В настоящее время ведется работа по организации поликультурного образования на территории дошкольных групп. На прогулочных участках специально отведено место для «Русской деревушки»  , где дети знакомятся с бытом своих предков.

Педагоги, работающие в дошкольных группах, являются в основном молодыми специалистами, поэтому многие из них испытывают серьезные трудности в работе в связи с несформированностью этнокультурной компетентности как базового компонента профессиональной деятельности. Работа с педагогами построена так, чтобы ориентировать их на изучение современных достижений психолого-педагогической науки и методической литературы по проблеме поликультурного образования детей, способствовать знакомству с различными подходами к решению педагогических проблем в работе с родителями. Проведение деловых игр, педагогических рингов, педсоветов, способствовали лучшему усвоению педагогами проблемы приобщения дошкольниками к народным культурам.

Помощь родителей для достижения целей в поликультурном образовании детей является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни наших дошкольных групп, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Традиционными в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями ;

    • анкетирование, позволяющее выявить интеллектуальный потенциал родителей;(Приложение№3)
    • папки – передвижки; (Приложение №4)
    • фоторепортажи; (Приложение №5)
    • выставки совместных поделок; (Приложение №6)
    • использование семейных фотоальбомов в режимных процессах;
    • знакомство с дидактическими играми, помогающими детям усвоить искусствоведческий материал (игровой); (Приложение №7)
    • рассматривание презентаций вместе с детьми;
    • викторины;(приложение №7)
    • участие в подготовке к праздникам (изготовление костюмов, декораций, отбор литературы, музыкальных произведений);
    • участие в экскурсиях;
    • совместное написание рассказов (по впечатлению от экскурсий);
    • участие родителей в совместных праздниках, развлечениях (Игра «Мама, папа, я – спортивная семья»);(Приложение №8)
    • совместное оформление дневника путешественника (фотографии с описанием посещаемых достопримечательностей разных городов, стран …);
    • участие родителей в работе по обогащению предметно-развивающей среды дошкольных групп.

Информация о работе Особенности работы педагога с родителями в системе поликультурного образования