Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 15:10, курсовая работа
Цель данной работы – обобщить материалы по организации и содержанию работы дошкольных групп СОШ по поликультурному образованию дошкольников.
Задачи нашей работы конкретизированы следующим образом:
- трактовка понятия «поликультурное образование»;
- обоснование концепции развития поликультурного образования в РФ;
- определение цели поликультурного образования;
- выявление задач поликультурного образования;
- определение содержания поликультурного образования.
Введение………………………………………………………………………
I Глава. Теоретические основы поликультурного образования дошкольников.
1.1. Сущность поликультурного образования. Его цели и задачи………………….
1.2. Специфика поликультурного образования детей дошкольного возраста………
II Глава. Организация поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1. ………………………………………………………………………
2.1. Актуальность работы по поликультурному образованию в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………………….
2.2. Задачи и условия реализации поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………………………..
2.3. Особенности и содержание поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1……………………………………………
2.4. Анализ результатов работы………………………………………………
Заключение
Библиографический список
Для определения уровня поликультурного развития детей дошкольного возраста воспитателями дошкольных групп СОШ № 1 была проведена диагностика воспитанников по поликультурному развитию на начало и конец 2012-2013 учебного года.
Полученные результаты
На начало учебного года высокий уровень поликультурного развития имели 8 (18%) воспитанников, 17 (38%) воспитанников имели средний уровень, а низкий уровень поликультурного развития имели 20 (44%) воспитанников. Результаты начальной диагностики показали, что у многих детей старшего дошкольного возраста очень скудные знания о национальных, расовых и культурных особенностях; об особенностях жизни людей разных национальностей, их быте, жилище, костюмах, народных играх, национальных праздниках, традициях. Дети знают и называют город, в котором живут, но с трудом узнают герб и флаг среди символов других государств.
Благодаря правильно организованной работе в дошкольных группах: организации предметно-развивающей среды, как в группах, так и за ее пределами, организации работы с детьми, а также работе с педагогами и родителями нам удалось добиться положительных результатов в поликультурном образовании детей, которые прослеживаются в повторной диагностике:
На конец года у 17 (38%) воспитанников высокий уровень и у 21(47%) воспитанника средний уровень поликультурного развития. Дети имеют осознанные знания о национальных, расовых и культурных особенностях; имеют представления об особенностях жизни людей разных национальностей; имеют достаточные знания о национальных героях, традициях. Они четко определяют свою национальную принадлежность. Познавательный интерес к людям другой расы и национальности проявляется у них довольно ярко. Низкий уровень поликультурного развития остался у 7 (15%) воспитанников, которые часто болели или по разным причинам отсутствовали в дошкольных группах.
Для сравнения данные диагностики можно представить в виде диаграммы:
Уровень поликультурного развития детей старшего дошкольного возраста
Благодаря различным формам работы с родителями по поликультурному образованию, проводимых в дошкольных группах СОШ № 1 старшим воспитателем и педагогами удалось заинтересовать и привлечь большинство родительской общественности, что позволит продолжить работу в данном направлении, охватив всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Помимо работы с детьми, педагогами и родителями дошкольных групп СОШ № 1, мы видим в перспективе работу в данном направлении совместно с педагогами других организаций.
Результатом работы по организации развивающей среды в данном направлении является создание мини-музеев в группах, уголков краеведения, музея «Горница» в детском саду, оформленный участок «Русская деревушка» на территории дошкольных групп.
Таким образом, положительные результаты проведенной работы позволяют в дальнейшем воспитывать в детях поликультурную и этнотолерантную личность. В наших дошкольных группах необходимо продолжить работу с дошкольниками по поликультурному образованию. Необходимо продолжать знакомить детей с культурой разных народов, учитывая внимание и заинтересованность детей. Важно расширить, уточнить, углубить знания и представления детей. Мы будем придерживаться перспективного плана, используя разные формы работы с детьми, родителями, педагогами, не исключая преемственности с СОШ № 1.
Поликультурное образование представляется нам одной из самых сложных, но злободневных задач сегодняшнего дня.
Приобщение детей к культуре народов мира является основой формирования у них толерантных отношений к людям разных национальностей и рас, а так же основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разного народа.
Условиями эффективной реализации поликультурного образования в дошкольных группах СОШ № 1 являются: создание предметно-пространственной среды; подготовленность педагогов в области поликультурного образования; определение базовых направлений в работе с детьми; совместная деятельность родителей и педагогов; использование разнообразных технологий организации деятельности детей.
Мы в своей работе рассматриваем процесс поликультурного образования в аспекте воспитания.
Мы использовали такие формы работы с воспитанниками, как игровые ситуации, игры, чтение и обсуждение прочитанного, экскурсии, праздники, развлечения, викторины, конкурсы, самостоятельную деятельность, а также продуктивную и проектную деятельность.
Помощь родителей для
достижения целей в
поликультурном образовании детей
является неотъемлемой частью воспитательного
процесса в наших дошкольных
группах СОШ № 1. И они ее
оказывают, активно участвуя в
жизни наших дошкольных групп,
проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Результатом
нашей работы по поликультурному образованию
дошкольников стало подведение итогов
диагностики поликультурного развития
дошкольников, которые показали положительную
динамику.
Работа по поликультурному образованию дошкольников имеет продолжение. Нами совместно с педагогами начальной школы СОШ № 1 планируется разработать программу преемственности поликультурного
образования и другими организациями.
Библиографический список
1. Балицкая И. В.Поликультурное образование. М.,2001г.
2. Бахтин Л.М. Два способа изучать культуру //Вопросы философии. - 1986. - .№ 12.
3. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 192 с.
4. Бондаревская Е. В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике. — М., 2001.
5. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
6. Бузаров К.И. Воспитание, развитие и формирование личности, (в контексте традиционных и современных традиций). Майкоп,2000.
7. Веденина Л.Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур// Межкультурная коммуникация./Тез. докл. Иркутск, 1993.
8. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2007. — № 2. — С. 105—107.
9. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Советский писатель, 1988.
10. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М. Народное обраование,1999г.
11. Дударев М.И. Воспитание этнонациональной толерантности. М.,2007г.
12. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994.
13. Иванова Н.И. Социологический аспект понимания ценностей культуры //Диалог в культуре М., 1989г. №5.
14. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М. 1982г., с. 421
15. Корепанова, М. В. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста / М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова. - М. : Баласс. 2007.
16. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. – 1999. – № 6.
17. Кузьмин М. Н. Переход от традиционного общества к гражданскому. Изменение человека. — М., 2007.
18. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 2008. – № 4.
19. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 2007. — № 4. — С. 3—10.
20. Менская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы. В: Общество и образование в современном мире. Вып. 2. М. 1993г.
21. Найденова Е. А. Детский коллектив и толерантность. // Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия / Под ред. М. Ю. Мартыновой, В. А. Тишкова, Н. М. Лебедевой. М. : Изд-во РУДН, 2003. - 406 с.
22. Народы России. Энциклопедия/Гл. ред. В.А.Тишков - М.: Большая российская энциклопедия, 1994, - С. 456.
23. Образование в конце XX века/ Материалы «круглого стола»// Вопросы философии. – 1992, - № 9. – С.3-22.
24. Педагогический энциклопедический словарь (гл. ред. Б. М. Бим – Бад. М.: Больш. Российская энциклопедия, 2002.
25. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 6.
26. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.
Информация о работе Особенности работы педагога с родителями в системе поликультурного образования