Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:14, курсовая работа
Целью данной работы является изучение психологических особенностей детей из неблагополучных семей.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме данной работы.
2. Дать психологическую характеристику неблагополучных семей.
3. Рассмотреть особенности психологии детей из неполных семей.
4. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей детей из неблагополучных семей.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект изучения психологических особенностей
детей из неблагополучных семей……………………………………..5
1.1 Психологическая характеристика неблагополучных семей…………….5
1.2 Особенности психологии детей из неполных семей…………………...12
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей детей
из неблагополучных семей…………………………………………...19
2.1 Описание проведенного исследования…………………………………19
2.2 Программа психологической помощи подросткам из неблагополучных
семей………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………..…………………………………33
Приложение
Как видно в таблице 3, подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=81, p≤0,05).
Подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоуверенности по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=122, p≤0,05).
Подростки из неблагополучных семей в большей степени зависят от мнения других по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=111, p≤0,05).
Подростки из неблагополучных семей в большей степени готовы обвинять себя по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей (U=109, p≤0,05).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Подростки из неблагополучных семей, отличаются более низким уровнем самопрезентации по сравнению с подростками из благополучных семей. При этом высказывания о себе подростков из благополучных семей были в большей степени положительные. У подростков из неблагополучных семей преобладали ролевые характеристики (я сын, я школьник) и отрицательные характеристики.
Подростки из неблагополучных семей более зависимы, пассивны, отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Подростки из неблагополучных семей отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других и в большей степени готовы обвинять себя по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Таким образом, гипотеза о том, что семейное неблагополучие отрицательно влияет на становление образа Я подростков получила свое эмпирическое подтверждение.
2.2 Программа психологической помощи подросткам из неблагополучных семей
Пояснительная записка. Наша страна переживает сейчас сложный период: раскол общества, затянувшиеся социально- экономические и политические преобразования, разрушение прежних устаревших стереотипов поведения, потеря идеалов и ценностей. Все это является причиной неуверенности людей в завтрашнем дне. Это привело к тому, что родители и наставники не готовы оказывать эффективное воспитательное воздействие на молодежь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями и навыками современных социально- адаптивных стратегий поведения. Молодые люди оказываются психологически беспомощными, незащищенными, уязвимыми в трудных жизненных ситуациях. Они не имеют определенных жизненных навыков, позволяющих им выбирать эффективные способы снятия стресса и напряжения, дающих возможность самостоятельно справиться с воздействием стрессовых ситуаций и сформировать здоровый жизненный стиль. Происходит увеличение форм дезадаптивного и девиантного поведения у детей и подростков.
Решением данной проблемы является разработка и проведение профилактических программ, направленных на усвоение адаптивных форм поведения детьми и подростками.
Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу.
Обобщая особенности личности подростков, следует отметить, что они инвариативны и противоречивы, например, афилиативная потребность не исключает тяготения и даже любви к одиночеству, доверительность в общении с друзьями сочетается со скрытостью в общении с родителями, расширение сферы с развитием самосознания, тенденция к самоутверждению, постоянный интерес к оценке своих качеств другими переплетаются в тоже время с напускным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками. Эти противоречия в подростковом периоде усугубляются диалектическими противоречиями, таящимися в самой личности, что связано с акцентуированными проявлениями характера, определяющими те или иные характеристики девиантного поведения.
Опираясь на теорию Лазаруса и учитывая особенности нашего общества Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский экспериментально установили, что развитие личностных ресурсов и навыков разрешения проблем помогает подросткам избегать девиантных форм поведения.
Основываясь на методические разработки Л.И. Божовича, В.Т. Лисовского, А.А. Реана, А.С. Свядоща, Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского была разработана программа «Моя вселенная», основная идея которой состоит в том, что человек, имеющий развитые личностные ресурсы (представление о себе - Я- концепцию, самоуважение, самоодобрения; ответственность за собственную жизнь, умение понимать себя и окружающих и сопереживать им, коммуникативную компетентность, навыки восприятия и оказания помощи и т.п.) оказывается более защищенным перед жизненными трудностями, и как правило, менее уязвим для различных девиаций.
Программа рассчитана: на подростков 12-14 лет.
Цель программы: Развитие и совершенствование у подростков личностных ресурсов.
Задачи:
1. Формирование позитивной Я- концепции и самоэффективности;
2. Развитие умения у подростков воспринимать и оказывать психологическую поддержку;
3. Развитие у подростков навыков эффективного общения и взаимодействия с окружающими;
4. Развитие навыков эмпатии;
5. Формирование навыков принятия решений и ответственности.
Методическое обеспечение: С.Г. Дехаль, С.н. Мустафина («Пути развития системы детского отдыха», 2003), Н.А. Сирота («Программа формирования здорового жизненного стиля», 2000), Л.Ф. Анн («Психологический тренинг с подростками», 2005), Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога (2005).
Материально-техническое обеспечение: для проведения занятий необходимо просторное помещение, с наличием сидячих место по количеству участников, аудио аппаратура; ватман, писчая бумага, карандаши, фломастеры, мелки для рисования, гуашь, кисточки для рисования, маркеры, мяч.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированность позитивной Я- концепции; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
2. Сформированность навыков эффективного общения и взаимодействия, повышение уверенности в себе;
3. Сформированность умения у подростков воспринимать и оказывать психологическую поддержку;
4. Сформированность навыков эмпатии;
5. Сформированность навыков саморегуляции.
Критерии эффективности:
Критерии |
Показатели |
Диагностические методы |
Сформированость пози-тивной Я-концепции, личностных ресурсов и положительных лич-ностных качеств |
- Повышение самооцен-ки - Повышение уверен-ности в себе; - самоконтроль - ответственность - самостоятельность - активность - инициативность - принятие решений |
Шкала самооценки Дем-бо-Рубинштейна
Анкета «Социальные навыки» Ю.В. Вален-тник |
Сформированность навыков эффективного общения и взаимодей-ствия с окружающими |
- уважение чужого мнения - тактичность - умение слушать - умение понять чужую точку зрения - эмпатия - умение эффективно разрешать конфликты; |
Методика «КОС» Тест Томаса |
Саморегуляция поведе-ния |
- самодисциплина - самообладание - отказ от неразумных желаний - преодоление стрессо-вых ситуаций - умение контроли-ровать ситуацию |
Анкета «Способности к саморегуляции» Г.А. Потемкина |
Сформированность на-выков эмпатии и умения оказывать психологи-ческую поддержку |
- умение распознавать эмоции другого челове-ка; - умение распознавать эмоциональные состоя-ния; - умение ободрить и побудить другого к активному поиску выхода из стрессовых ситуаций. |
Тест эмпатийного по-тенциала И.М. Юсу-пова. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы занятий.
|
Цели, задачи |
Продолж. занятия кол-во час |
1.«Мир во мне. Как я вижу себя?».
|
Создание усло-вий для лучшего знакомства; Определение осо-бенностей лич-ности каждого участника; создание климата психологической безопасности |
2 |
2. «Мир вокруг меня. Как я вижу других?» Умение слушать, пони-мать, адекватно воспринимать другого. Невербальные средства общения. |
Формирование умений видеть, чувствовать, адекватно восп-ринимать других людей; Формирование чувствительности к невербальным и вербальным средствам обще-ния |
4 |
3. «Я глазами мира. Как другие видят меня?» Обратная связь. Вербальные средства общения. |
Формирование умения слушать и давать обратную связь; |
4 |
4. «Встреча двух миров». Бескон-фликтное общение. |
Развитие способ-ностей «вставать на позицию дру-гих; Формирование эффективных способов разре-шения конфлик-тов; Тренировка на-выков самоконт-роля. |
4 |
5. «Взаимодействие двух миров» Проектирование общения. Эмпатия |
Знакомство уча-стников прог-раммы с поведен-ческими страте-гиями поиска и оказания поддер-жки; Развитие навыков эмпатии |
2 |
6. «Взаимодействие двух миров». Оказание поддержки. |
Обучение испо-льзованию навы-ков разрешения проблем; поиска и оказания соци-альной поддер-жки в стрессовых ситуациях; |
2 |
7. «Кто есть кто?» Отработка индивидуальных техник общения. Создание психологических портретов. Опора на позитив. |
Отработка уме-ния анализиро-вать свои лично-стные особен-ности и особен-ности других; Развитие умения опираться на свои положи-тельные качества |
4 |
8 «Заглянем в будущее» Прогнозирование будущего. |
Закрепление у участников уме-ний контроли-ровать свое пове-дение; Отработка навы-ков самоконт-роля, самоодоб-рения; Подведение ито-гов |
2 |
Краткое описание игр и упражнение см. в Приложении.
Практические рекомендации по проведению программы:
1. Частота проведения встреч. Оптимальной оказалась частота встреч 2 раза в неделю. За это время ребята успевали обдумать предыдущую встречу и в то же время она не стиралась у них из памяти.
2. Форма проведения встреч. Программа включает в себя занятия, основанные как на групповой дискуссии, так и на применении техник и упражнений с их последующим разбором и обсуждением.
3. Поддержание интереса
5. При узком возрастном
6. Встречи должны проводится в неформальной обстановке, вне стен учебного заведения.
7. Помещение для проведения
8. Желательно наличие видеокамеры, чтобы можно было снимать происходящее в группе и устраивать дальнейший видеоразбор.
9. Для выполнения ряда техник необходимы бумага, ватманы и цветные карандаши.
10. Желательно, чтобы в группе было равное количество лиц обоего пола.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом.
Информация о работе Особенности развития личности подростков из неблагополучных семей