Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития лично подростка в «асоциальной семье».
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, социологическую лите
туру, отражающую проблему асоциальных семей.
2. Выявить особенности развития личности подростка в асо
альной семье с помощью методик «Индекс жизненного стиля», «Торо
екая Алекситимическая Шкала», «Копинг-поведения».
Анализ полученных результатов и составление практичеш
рекомендаций коррекционных работ с подростками из асоциальных семей

Содержание

дение ■ ■... 3
^ВА I. НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮ-СХСЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ.
Понятие «асоциальной семьи» 7
Особенности личности подростков из асоциальных семей 14
Методы оценки личности подростка • 37
ВА II. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ.
1сихолого-педагогическая характеристика испытуемых
одростков 41
писание методов, примененных для оценки личности
)дростков - 43
вультаты сравнительного исследования и их обсужде-
...48
Заключение 57
Список литературы 59

Вложенные файлы: 1 файл

Копия диплома.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

Иное дело, когда такая девушка встречает парня, который приходит на свидание «выпивши». В этом случае девушка чувствует себя уверенно. Она тысячу раз видела эту ситуацию в своей семье, на примере отца. Не­осознанно девушка ещё в невестах начинает копировать поведение матери:контролирует поведение жениха, берет ответственность за него на себя. Не имея примера иного стиля отношений, такая девушка подсознательно стремится либо доминировать над мужем, спасая его, либо жертвовать со­бой. Именно мысль о том, что она нужна своему любимому, что он без неё пропадет, является основным мотивом поведения, поскольку «подпитыва­ет» её заниженную самооценку. Жажда ощутить, таким образом, свою зна­чимость побуждает девушку повторить жизненный путь своей матери. Так уж устроен человек, что он лучше чувствует себя в знакомой обстановке и боится незнакомых обстоятельств.

Исследования показывают, что дочери из семей алкоголиков в большинстве случаев выходят замуж за тех, кто вскоре заболевает алкого­лизмом. Круг замыкается. Более того, часто наблюдается и такая законо­мерность: если женщина, прожив несколько лет с мужем-алкоголиком, всё же разводится с ним, то повторный брак также оказывается неудачным. Вроде бы «непьющий» (а точнее, умеренно пьющий) человек, став мужем этой женщины, через некоторое время тоже заболевает алкоголизмом, или, даже не являясь алкоголиком, начинает относиться к жене очень жестоко, просто издевается над ней. Это закономерность объясняется личностными особенностями жены. Будучи дочерями алкоголиков (либо приобретая уже в браке аналогичные свойства личности в силу заболевания созависимо-стью), они стремятся жить для других, пренебрегая удовлетворением соб­ственных потребностей и интересов. Такие женщины надеются, что чем больше они будут угождать своему мужу, тем скорее заслужат его любовь, не задумываясь о том, на сколько муж удовлетворяет её потребности в любви, внимании, заботе, как он обеспечивает жизнь семьи и т.п. В своих страданиях эти женщины даже находят удовлетворение, поскольку счита­ют себя великомученицами, красиво и гордо несущими свой крест. Они самоутверждаются в своих мучениях, чувствуют себя героинями, спасаю­щими любимого человека ценой своей жизни.Таким образом, даже при внешне благополучном поведении ребен ка, относящего к категории «герой семьи», во взрослой жизни его жду серьезные проблемы: трудности в установлении близких отношений, не удовлетворенность любыми достижениями и успехами, стремление к свер; контролю всех обстоятельств, включая жизнь близких людей, привычк; жертвовать собой ради интересов других (которые чаще всего не заслуживают такого отношения). Эти качества, в свою очередь, могут стать причиной неудачного супружества, невротических расстройств, депрессии, соматических заболеваний, вызванных длительными переживаниями отрицательных эмоций.

Не исключена также и вероятность заболевания алкоголизмом. При всем своем негативном отношении к пьянству, повзрослевший ребенок и: категории «герой семьи» может однажды попробовать бокал шампанского Алкоголь произведет на него больше впечатление, чем, на другого челове ка, выросшего в нормальных условиях. «Ответственный» ребенок из семы-алкоголиков почувствует себя не таким напряженным, менее натянутым более раскованным, чем он чувствовал себя всю жизнь. Неожиданно, сам с собой улучшится настроение, исчезает вечная серьезность, которая давит ^ на него самого, и на окружающих, появится такое прекрасное чувстве общности с друзьями, облегчение, радость. Ему захочется испытать это состояние ещё и ещё раз. Не зная, что в силу наследственности он пред­расположен к алкоголизму, такой человек заболевает так скоро, что даже не успеет осознать, что с ним случилось.

Все выше перечисленные особенности личности подростков у асо­циальных семей: размытость, нечеткость границ определяющих поведение ребенка-подростка, отсутствие традиций норм и правил в семье, противо­речивое отношение родителей все это лишает ребенка-подростка твердой психологической почвы, стабильности, нравственных ориентиров поведе­ния в дальнейшей жизни. Постоянное ощущение запутанности, разъедине-ние с самыми близкими людьми, незащищенности лишает подростка на­дежного фундамента, опираясь на который можно научиться познавать се­бя, принимать свободные решения, учиться преодолевать трудности в дальнейшей жизни.

1.3. Методы оценки личности подростков.

Общераспространенной тематикой в изучении личности являются индивидуальные различия в поведении людей. Персонологи в процессе сбора информации о людях используют множество разнообразных методов оценки.

К ним относятся опросники, методы чернильных пятен, личные до­кументы, процедуры оценки поведения, рассказы о самих себе. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки в отношении способов полу­чения ответов, подсчета и интропритации данных, надежности и валидно-сти. Мы рассмотрим три направления изменения или оценки личности: интервью, личностные опросники и проективные методы интервью.

Интервью - один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях: В интервью персонолог получает информацию, задавая интервьюируемому определенные вопросы и вы­слушивал ответы. Интервьюер и респондент ведут диалог лицом к лицу, стремясь достичь определенного результата. Фактически сам способ про­ведения интервью зависит от конкретной интересующей темы и цели. Ин­тервью как метод научного исследования направлено на сбор информации о личности в рамках определенной темы исследования. При всем разнооб­разии форм интервью их можно разделить на структурированные и не­структурированные. В интервью первого типа вопросы тщательно сфор­мулированы и умело, выстроены в нужном порядке. Смысл стратегии, за-калючающейся в предъявлении сначала общих и безобидных вопросов, со­стоит в подготовке почвы для получения более интимной информации, чтовозможно благодаря чувству доверия к интервью, возникшему у респон­дента в начале.

В неструктуированном интервью, наоборот, вопросы построены так, чтобы у респондента оставалось определенная свобода в ответах. По сравнению со структуированным интервью неструктуированное позволяет персонологу более гибко зондировать мысли и чувства респондента в кон­тексте ответов на задаваемые вопросы.

Методы самоотчета.

Ни одна работа, посвященная оценке индивидуальных различий, не будет полной без обсуждения результатов, полученных с помощью опрос­ников самоотчета. Фактически опросники самоотчета используются более широко, чем любая другая форма оценки личности. В такого типа исследо­вании испытуемым предлагают отвечать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей их характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей. Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой-либо информации; которую субъект прямс сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы или путем выборе одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количест­ва вариантов.

Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством лич­ностных характеристик, измеряемых одновременно. Тесты, предназначен­ные для оценки одной личностной черты (одномерные тесты), обычно раз рабатываются и используются для измерения какого-то определенного ас пекта личности. Примерами одномерных тестов являются «Оспроснш личностной и ситуативной тревожности» Спилберга, «Шкала локуса кон троля» Роттера, «Шкала стремления к успеху» Цукермана и «Шкала само контроля» Снайдера.

Существует также много опросников самоотчета, измеряющих од новременно  несколько личностных характеристик.  Преимущество  эти:многомерных тестов заключается в том, что они дают более полное пре, ставление о личности. Наиболее широко, используемый многомерный oi росник MMPI (этот тест был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккинли 1940 году), «Шкала проявления тревожности» Джексона; «Калифорнш ский психологический опросник». Проективные методы.

Термин «проективный метод предложил Л. Франк для обозначеш методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимул] содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной кул турой ответов. Подобные методы, представляющие собой скорее непрямс подход к оценке личности, позволяют людям «проецировать» на неопред ленный материал свои чувства, потребности, установки и отношение жизни.

Все проективные тесты отличаются рядом важнейших особенн» стей. Все они содержат неопределенные или неструктурированные тест! вые стимулы. Экспериментатор никогда не сообщает испытуемому исти1 ной цели тестирования и не говорит, как будет подсчитывать или инте] претировать его ответы. В инструкции подчеркивается, что правильнь или неправильных ответов здесь не может быть, и испытуемый вправе о вечать так, как ему вздумается. Подсчет и интерпретация ответов исш туемого основываются в значительной степени на субъективных сужден: ях экспериментатора, который опирается на свой опыт.

Существует множество типов проективных методов.

1   Ассоциативные методы, требующие отвечать на стимул первой npi шедшей в голову мыслью или возникшим чувством. Пример: «Те< словесных ассоциаций Менингера» и тест чернильных пятен Ррошаха.

2. Конструктивные методы, требующие создания или придумывания ч го-либо. Пример: «Тест тематической апперцепции».

3.        Методы завершения предлагают испытуемому завершить мысль, на­чало которой содержится в стимульном материале. Пример: «Тест рису­ночной фрустрации Розенцвейга», «Тест предложений Роттера».

4.        Экспрессивные методы предлагают выразить свои чувства посредст­вом такой деятельности, как рисование картинку, или психодрама.   При­мер: «Тест нарисуй человека» К. Маховер.

5.        Методы выбора, или распределения по порядку требуют от испы­туемых отбирать или располагать в порядке предпочтения набор стимулов. Пример: тест Сонди (выбрать из предложенных изображений людей те, которые или больше всего понравились, или больше всего не понрави­лись). В настоящее время подобные методики используются редко.

В своей работе я использовала такие методы самоотчета: Методика LSI (Индекс жизненного стиля); «Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS); Методика E.Heim «Копинг-поведения».

ГЛАВА П. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНО­СТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ АСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ

2.1. Психолого-педагогическая характеристика испытуемых подрост­ков.

С целью изучения особенностей личности подростков из асоциаль­ных семей было обследовано 16 учеников в возрасте от 12 до 15 лет из школы № 52 г. Курска. Контрольную группу составили 16 подростков из этой же школы из благополучных семей. Группы испытуемых были сход­ны по возрасту (от 12 до 15 лет).

Отбор подростков из асоциальных семей осуществлялся на основа-нии:-изученных личных дел, в которых были отражены особенности семей, условий воспитания и обучения детей в этих семьях, личностные особен­ности этих детей;

- проведенных бесед с классными руководителями и социальным педагогом, который вплотную занимается этими детьми, посещает семьи и ведет коррекционную работу с подростками из неблагополучных семей.

Все     эти     дети     характеризуются     следующими     психолого-педагогическими особенностями:

I.       Общие сведения об учениках и их семьях:

•   в большинстве случаев эти семьи являются малообеспеченными;

•   культурный уровень семьей низкий;

•   воспитательный процесс в семьях практически не осуществляется ни­кем, дети предоставлены сами себе;

•   домашний режим не соблюдается;

•   при возникновении проблемных ситуаций в школе, эти семьи посещают классный руководитель и социальный педагог.

П. Медицинские данные:

•   Физическом   развитии   явных   отклонений   не   наблюдается.   Сенсо-моторная сфера не у всех детей развита хорошо. У многих отмечается-нарушение мелкой моторики, нарушение речевого развития. В нервно-психическом развитии отмечаются неврозоподобные состояния.

Ш. Успеваемость.

'                                                        г-

Успеваемость этих детей низкая по причине плохой.дисциплины непосещаемости школы и из-за отсутствия помощи и контроля родителей е выполнении домашнего задания.

IV. Познавательная деятельность.

Познавательная деятельность их ограничена в связи с плохой успе­ваемостью, непосещаемостью школы и ограниченным кругом интересов в семье, которые не являются стимулом к развитию познавательной дея­тельности.

V. Взаимоотношения с коллективом.

Данные подростки характеризуются сложными коллективными от­ношениями: с подростками, «своего круга» - они общаются, а с другими детьми отношения складываются проблематично. По отношению к млад­шим ученикам, с целью утверждения стараются занять лидирующее поло­жение, со сверстниками, в классе - они аутсайдеры или условно прини­маемые. Как правило, авторитетом в классе не пользуются, не коммуника­бельны, зачастую конфликтны. Часто игнорируют требования педагогов, отвечая грубостью, и наоборот легко организуются на совершение «непо­требных» дел.

*■■■

VI. Направленность личности и поведения.

На основе проведенного анкетирования видно, что потенциал нрав­ственных качеств положителен, но семейная среда и их положение в обще­стве сверстников деформирует их нравственное поведение в обществе. По вышеизложенной причине и из чувства протеста вежливость заменяется на грубость, чуткость на бесчувственность, опрятность на неряшливость; сте­пень самостоятельности присутствует, но только при негативных действи­ях.Эмоционально-волевая сфера выражена ярко: лабильность настрое­ния, склонность к аффективным вспышкам, длительность переживаний.

Эта группа детей требует постоянного внимания со стороны психо­логов, социальных педагогов, учителей с целью убеждений и просвеще­нии, проведения коррекционной работы для стабилизации и развития их личности.

2.2. Описание методов, примененных для оценки личности подрост­ков.

Методика LSI (Life style index) была описана R.Plutchik, H.Kellerman, H.Conte (1979).

Информация о работе Особенности развития личности ребенка в асоциальной семье