Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:10, курсовая работа
Проблема развития рефлексии в подростковом возрасте наиболее актуальна. В связи с переходом от детства к юности, в подростковом возрасте происходят изменения связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений, формировании организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Для того чтобы он смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию.
Введение…………………………………………………………………… 3
§ 1. Понятие «рефлексия» как научная категория……………………… 5
§ 2. Содержание личностного развития в подростковом возрасте…… 14
§ 3. Особенности развития коммуникативной сферы подростков…… 20
§ 4. Значение рефлексии в жизни подростков…………………………. 26
Заключение………………………………………………………………. 29
Список литературы……………………………………………………… 30
Апеллируя к исследованиям Л.С. Выготского, А. Буземан устанавливает три существенных момента, характеризующих рефлексию в подростковом возрасте:
1) рефлексия и основанное на ней самопознание подростка представлены в развитии. Самосознание берется не только как феномен в жизни сознания, но и как более широкий биологически и социально обусловленный момент. А. Буземан с полным основанием говорит, что корни рефлексии нужно искать очень глубоко в животном мире и что ее биологические основы имеются везде там, где есть отражение не только внешнего мира, но и самоотражение организма с самим собой.
2) обнаружение Буземаном связи между развитием самосознания и социальным развитием подростка. По его словам, развитие самосознания зависит от культурного содержания среды в такой мере, как может быть, никакая сторона душевной жизни.
3) самосознание не берется как какая-то метафизическая сущность, не поддающаяся анализу. А. Буземан призывает обратить внимание на то, что рефлексия, со своей стороны, может влиять перестраивающим образом на субъект29.
C помощью рефлексии
человек приобретает
В подростковом возрасте человеку доставляет особое удовольствие погружаться в себя, исследовать свои мысли, чувства, поступки.
Все, что школьник узнает о себе в процессе общения и взаимодействия с различными людьми, иногда в большей мере, а иногда минимально опосредуется рефлексией, то есть внутренним диалогом, в котором он рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным группам, семье, обществу сверстников, значимым лицам30.
Рефлексия позволяет подростку сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным.
Можно сказать, что рефлексия играет большую роль в жизни подростка, она помогает школьнику понять себя, свое внутреннее состояние, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение. А для того чтобы сформировать каждого как коммуникабельную, социально активную личность, развитие рефлексии становится необходимым условием решения этой задачи. Ибо только человек с развитой рефлексией в состоянии ставить перед собой общественно значимые цели и находить индивидуальные пути их достижения. Во многом именно мера развитости у человека способности осмысливать окружающий мир и себя в нем позволяет ему находить социально ценные, личностно значимые и реальные способы реализации себя в общении и активной жизни.
Заключение
Анализ литературных источников по теме исследования позволяет нам сделать ряд выводов:
Во-первых, рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.
Во-вторых, рефлексия является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней.
В-третьих, единого подхода в изучении рефлексии и ее компонентов не существует. Ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовных сферах жизни.
В-четвертых, в подростковом возрасте рефлексия развивается особенно бурно, что позволяет подростку исследовать как свои психические процессы, так и свои личностные особенности, проявляющиеся в общении и деятельности.
В-пятых, рефлексия позволяет
подростку сделать процесс
В-шестых, переходя из детского мира во взрослый у подростков расширяется круг общения. Наиболее важным для них становится общение со сверстниками, которое превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни и подвергается подростками не менее тщательному анализу, чем личностное развитие.
И, наконец, последнее: главной особенностью личностной и коммуникативной рефлексии в подростковом возрасте является то, что эти механизмы, по сути, обеспечивают ведущие потребности подростков – потребность в самопознании и потребность в общении.
Список литературы
1 См.: Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. - М.,1960.
2 См.: Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества //Вопросы психологии. – 1983. - №5.
3 См.: Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. Бим-Бада. – М., 2009.
4 См.: Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений – М., 2001.
5 См.: Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - М., 2004.
6 См.: Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое
здоровье и защитные механизмы личности.
– [электронный ресурс] – URL://http://www.irbis.asy/
7 См.: Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. - М., 1983; Пономарев Я. А. Исследование проблем психологии творчества. Сборник статей. - М., 1983; Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Итоги и перспективы развития психологии творчества // Психологический журнал. – 1988. - Т. 9. - № 4; Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова. - М., 1988; Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. - М., 1990; Пономарёв Я. А. Психология творения. - Воронеж, 1999.
8 См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,1989. - Т1; Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. - 1989. - №4.
9 См.: Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. - М.,1999.
10 См.: Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность рефлексия: монография. - Омск, 2000.
11 См.: Шаров А.С. Жизненный кризис в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. - Омск, 2005.
12 См.: Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.,2003.
13 См.: Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.,1995.
14 См.: Мудрик А.В. Психология и воспитание. - М., 2006.
15 См.: Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
16 См.: Выготский Л.С. Педагогия подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6т. - М., 1984. - т.3,4.
17 См.: Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.
18 См.: Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика. – М., 2000.
19 См.: Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2001.
20 См.: Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.,2004.
21 См.: Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. - М., 1996.
22 См.: Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995.
23 См.: Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989; Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1982.
24 См.: Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. - М.: Знание, 1991.
25 См.: Коломинский Я.Л. Психология общения. - М., Воронеж, 1998.
26 См.: Берестовская Л.П., Берестовский А.Ш. Современные личностно-ориентированные технологии: Учебное пособие. – Омск, 2003.
27 См.: Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000.
28 См.: Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995.
29 См.: Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М., 2004.
30 См.: Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. - М.,1989.
Информация о работе Особенности развития личностной и коммуникативной рефлексии у подростков