Особенности развития личностной и коммуникативной рефлексии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития рефлексии в подростковом возрасте наиболее актуальна. В связи с переходом от детства к юности, в подростковом возрасте происходят изменения связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений, формировании организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Для того чтобы он смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
§ 1. Понятие «рефлексия» как научная категория……………………… 5
§ 2. Содержание личностного развития в подростковом возрасте…… 14
§ 3. Особенности развития коммуникативной сферы подростков…… 20
§ 4. Значение рефлексии в жизни подростков…………………………. 26
Заключение………………………………………………………………. 29
Список литературы……………………………………………………… 30

Вложенные файлы: 1 файл

12555 готово (1).doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Для С.Л. Рубинштейна целостностью становится уже не просто человек, а  «человек в мире». Человек уже  рассматривается не как самостоятельная  изолированная от мира система, а  это уже несколько иная целостность, задающая иной уровень рефлексии, а возможно и наоборот, иной уровень рефлексии задает иную целостность. Впервые обратив на это внимание, хотя в явном виде и не сформулировав этого, С.Л. Рубинштейн наметил важную линию, связанную с рассмотрением уровней рефлексии.

Сегодня уровни рефлексии  в работах отечественных авторов  рассматриваются по-разному и  выделяются принципиально разные подходы  к их пониманию.

Рассматривая системную  организацию рефлексии, Г.П. Щедровицкий  выделяет: макроуровень, - т.е. уровень самой системы, в котором она рассматривается как единое целое; микроуровень - это уровень подсистем данной системы; и мегауровень - это уровень некоторой системы, в которую данная система входит как подсистема9.

Говоря о связи рефлексии  с развитием, следует еще раз подчеркнуть важность перехода от систем одного уровня к системам другого (более высокого) уровня. Прослеживая исторические вехи развития исследований в области рефлексии, можно заметить, что если исходно рефлексия понималась исключительно как направленность сознания на самое себя, то С.Л. Рубинштейн уже связывал ее с переходом к системе иного уровня. Сегодня можно утверждать, что рефлексия, являющаяся выходом не просто за пределы рассматриваемой системы, а переходом к системе иного более высокого уровня, является свидетельством развития.

Направленность рефлексии  позволяет смотреть не столько на себя, сколько в себя, получая  отражения подсистем, причем с разной глубиной.

Она является источником порождения новых идей, и это отмечал  еще Дж. Локк, а затем эту же особенность рефлексивной способности субъекта отмечал и Д. Райнери. Рефлексия, как построение картины осуществленной деятельности, дает текст (в широком смысле), т.е. материал, открытый наблюдению, критике и последующему изменению. Однако еще более важно то, что рефлексия является тем механизмом, который позволяет сделать неявное знание явным. Она является тем шунтирующим подсознание механизмом, откуда при определенных обстоятельствах мы извлекаем значительно больше, чем нам кажется, что мы знаем.

Рефлексия-обращение  назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию  стороннего наблюдателя, размышлять над  тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими  словами, рефлексия-это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди (идентифицируясь с другими, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым.

Рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем  идентификация. Если к идентификации  ребенок проявляет способность  с раннего возраста, то зачатки  рефлексии возникают только у  дошкольника, а как новообразование  личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.

Существует большое разнообразие видов и форм рефлексии. Ж.Пиаже выделяет два вида рефлексии - «физическая рефлексия» (отражение) и рефлексия абстрагирующая. И.Н.Семенов, Ю.С.Степанов в своих работах отмечают: два вида (иногда они называются формами) рефлексии (интеллектуальная и личностная рефлексии) и четыре типа, в соответствии с различными областями практики (общение, деятельность и др.)10.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

- коммуникативная - ее  объектом являются представления  о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека;

- личностная - объектом  познания является сама познающая  личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система  отношений к другим;

- интеллектуальная - проявляется  в ходе решения различного  рода задач, в способности анализировать  различные способы решения, находить  более рациональные, неоднократно  возвращаться к условиям задачи.

Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, как показывает отечественный исследователь А.А.Тюков, будет шесть:

- рефлексивный вывод - осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя;

- интенциональность (интенция- направленность)- направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов;

- первичная категоризация- выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование;

- конструирование системы рефлексивных средств - выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ;

- схематизация рефлексивного содержания - проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций;

- объективизация рефлексивного описания - оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь11.

Таким образом, существует множество подходов к пониманию рефлексии, а также выделяется множество форм и уровней рефлексии. Можно сказать, что единого подхода в изучении рефлексии и ее компонентов нет, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовных сферах жизни.

 

§ 2. Содержание личностного развития в подростковом возрасте

 

Главное содержание подросткового  возраста составляет его переход  от детства к взрослости. Однако хронологические границы этого возраста часто определяются совершенно по-разному. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14лет, 14-18лет, 12-20 лет и т. д. На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 12 лет до 16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является некалендарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

Наиболее существенным в подростковом возрасте являются половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков12.

Подростковый возраст традиционно  считается самым трудным в  воспитательном отношении.

И.В. Дубровина связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возрастают изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому13.

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты  характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, он может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью14.

Внимание подростка характеризуется  специфической избирательностью, устойчивостью. Избирательным, целенаправленным, анализирующим  становится и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, вследствие характерных изменений подросткового возраста - формирования логических структур. В интеллектуальной деятельности подростков основной особенностью является нарастающая способность к абстрактному мышлению. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Подросткам присущ повышенный интерес  к своей личности, потребность  в осознании и оценке своих  личных качеств. В анализе и оценке ими своего поведения просматривается наличие у них предпосылок к самоорганизации, самовоспитанию, самоанализу. Активность, энергия подростков, их стремление к самостоятельности доказывает, что они уже в состоянии самостоятельно организовать свой досуг.

Досуг содержит в себе колоссальный потенциал возможностей для формирования характера подростка. Особая ценность досуга заключается в том, что  он может помочь подростку реализовать  то лучшее, что в нем есть. Результаты данного исследования позволяют констатировать, что подростки не имеют знаний, умений и навыков самоорганизации досуга, которые бы давали возможность им продуктивно, занимательно, творчески проводить свой досуг. Очевидно, что деятельность и поведение подростков в свободное время, когда им самим предстоит сделать выбор, будут, прежде всего, зависеть от общей направленности личности, мотивационной сферы, от характера ее духовных интересов и запросов, уровня интеллектуального развития.

Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста15.

Суть подросткового кризиса  составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция  представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил по ведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное  тяготение к сплочению, к группированию  со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового  возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения  необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают  все без исключения познавательные процессы. Становится возможным на учение подростка самым различным  видам практической и умственной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста,- это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л. С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются входе особой деятельности-самопознания16.

Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и  И.Ю.Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками17.

Поведение подростка  регулируется его самооценкой, а  самооценка формируется входе общения  с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятыми признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие  коллектива товарищей. Приобретенный  опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив - один из путей формирования личности подростка.

Информация о работе Особенности развития личностной и коммуникативной рефлексии у подростков