Особенности развития речи у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы сугубо практическая: сделать речь (чужую, а затем и свою) предметом наблюдения и внимательного отношения учеников, заложить основы культуры речевого поведения. Но если мы хотим сознательного отношения ребёнка к слову, к речи и речевым действиям, то необходимо вооружить его теми знаниями, которые помогут понять (в доступных пределах) смысл используемых терминов.
Объект исследования: - речь младших школьников.
Выборка: первоклассники МОУ СОШ им. Ф. В. Гладкова (10 учащихся).
Предметом нашего исследования является выявление особенностей развития речи младших школьников и упражнения, направленные на формирование и обогащение детской речи.
Формирование полноценного речевого развития младших школьников является важнейшим направлением процесса обучения. Это объясняет актуальность избранной темы.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Общая характеристика личности младшего школьника
1.2 Речевая деятельность младших школьников
1.3 Психологические особенности формирования речи первоклассников
1.4 Требования к речи учащихся
1.5 Особенности речи ребёнка, поступившего в первый класс
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

особенности развития речи у младших дошкольников.docx

— 55.05 Кб (Скачать файл)

Таким образом, речь служит важнейшим  средством изучения процесса мышления; уровень развитости речи используется также как один из важнейших критериев  мыслительного развития школьника. И об усвоении материала по различным  предметам, и об общем умственном развитии школьника (как, впрочем, и  взрослого человека) судят по тому, как он сумел изложить ту или иную тему в своей речи - в письменном сочинении, в докладе, в сообщении, в пересказе, наконец, в ответе на вопрос. 

 

1.5 Особенности  речи ребенка, поступившего в  первый класс 

 

В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 - 6 тысяч  слов и практически владеют грамматикой  родного языка, т.е. правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одарённые  дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории.

Но вот проходят первые 3-4 года обучения в школе. Начиная  постигать основы наук, дети, естественно, усваивают много специальных  слов, некоторые книжные конструкции - овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И эта намечающаяся тенденция  приводит, как правило, к печальным  результатам: многие выпускники наших  школ так и не овладевают в должной  мере родным языком как средством  общения.

Овладение языком, речью - необходимое  условие формирования социально  активной личности. Исследования показывают, что к 6 - 7 годам у ребёнка сформирована готовность связно говорить на определённые темы, однако без специального обучения большинство детей не овладевает в должной мере речью в её планирующей, воздействующей, познавательной функции.

До школы актуальным для  ребёнка был только один стиль  речи -разговорный. С начала же школьного  обучения в жизнь детей входят и другие виды речи. Появляется необходимость  решать учебные задачи, а, следовательно, вести рассуждение, доказывать своё решение, появляется необходимость  объяснять, комментировать, как выполняется  та или иная операция (пишется буква, изготавливается поделка, рисуется узор и т.д.), сообщать те или иные правила (перехода улицы, поведения  в общественных местах, работы с  инструментом и др.). Все эти высказывания требуют обращения к информативной, строгой и точной, неэмоциональной  речи.

Помимо устных видов речевой  деятельности - слушания и говорения, которыми дети, приходя в школу, уже  в основном владеют, но которые требуют  дальнейшего и всемерного совершенствования, ученики приступают к освоению новых, письменных, видов речевой деятельности - чтению и письму, начинают осознанно  пользоваться ими при изучении решительно всех других учебных предметов, при  знакомстве с книгами и периодикой и т.д.

Обучение таким видам  речевой деятельности, как чтение и письмо, содержит реальные возможности  языкового развития, воспитания внимательного  и бережного отношения к родному  языку. Задача учителя -помочь детям  овладеть языковыми богатствами, через  язык приобщить их к общечеловеческой культуре.

Новые слова осмысливаются  через употребление их в предложении, рассказе, слова известные порой  раскрываются с неожиданной стороны, позволяя детям расширить свои речевые  возможности. Первоклассники делают для  себя языковые открытия на материале, казалось бы, простых, давно ставших  доступными слов.

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 

 

Изучение словарного состава, грамматического и синтаксического  строя речи

Подготовка исследования: За день до проведения исследования детям  читают сказку «Репка» без показа иллюстраций.

Проведение  исследования: Исследование проводится с детьми 6-7 лет. Ребенка просят пересказать сказку «Репка». Речь ребенка точно фиксируют в протоколе (см. Приложение). Кроме того, отмечают выразительность речи, наличие мимических и пантомимических движений.

Обработка данных:

Исследование проводилось  в 1 классе Малосердобинской средней  школы им. Ф. В. Гладкова. Всего было опрошено 10 детей (6 девочек и 4 мальчика).

В своей речи Страхова Света употребила 16 распространенных предложений, одно из которых восклицательное. Все они простые, нет ни одного сложноподчиненного. Следует отметить преобладание в речи глаголов и существительных практически в равном соотношении, причем 2 существительных собственных. Присутствуют 2 прилагательных, ни одного междометия, 2 местоимения. Девочка говорила медленно, долго вспоминала персонажей. Речь ее не отличалась выразительностью, пересказывала без особого интереса, восприняла это задание как принуждение.

Ветошкина Лена при пересказе использовала 18 предложений (одно восклицательное). Среди них преобладало количество распространенных. Было употреблено 2 собственных существительных (остальные нарицательные), 2 прилагательных, 4 местоимения, ни одного междометия. Следует отметить небольшое искажение содержания сказки. Жучка, мышка, кошка не прибегали сами, их должны были звать определенные герои.

В речи Карпова Данила было отмечено 19 распространенных предложений, 1 из них - восклицательное. Ребенок употребил 2 прилагательных, большое количество существительных, 7 из которых собственные, не наблюдалось ни одного местоимения. Данил легко и практически без ошибок вспомнил все события сказки.

Кузнецов Иван при пересказе использовал 22 предложения,1 восклицательное, 2 местоимения, 2 прилагательных, 1 междометие. Следует отметить наличие воображаемых событий, которых не было в исходном тексте (репку не продавали).

Количество предложений  в речи Щербаковой Лены составило 26. Лишь одно из них было восклицательным, 1- сложноподчиненным. Лена использовала 9 местоимений, 3 прилагательных, 1 междометие. Не речь была наиболее эмоциональной. Наблюдались слегка искаженные факты. Концовка, вероятно, была взята из другой сказки, услышанной или прочитанной где-то ранее.

Елина Ирина употребила 15 предложений (меньше всех), 1 восклицательное, 9местоимений, 1 междометие, 2 собственных существительных, причем одно - вымышленное. Ирина сама придумала кличку для кошки (Мурка).

Мурзин Алексей использовал 27 предложений (больше всех), 1 -восклицательное, 3 прилагательных, 4 местоимения, 4 собственных существительных.

Крюк Маша употребила 20 предложений, 1 восклицательное, 2 прилагательных, 4 местоимения, 7 собственных существительных.

Помякшева Юля использовала 19 предложений, 1 восклицательное, 3 прилагательных, 5 местоимений, 5 собственных существительных.

Андреев Игорь употребил 20 предложений, 3 восклицательных, 2 прилагательных, 10 местоимений, 1 собственное существительное.

Итак, мы видим, что речь практически  всех детей состоит в основном из распространенных повествовательных  предложений, совсем отсутствуют вопросительные, лишь Андреев Игорь употребил 3 предложения  с восклицательной интонацией, у  остальных ребят их количество составило  не более одного. В данной возрастной группе практически отсутствовали  грамматические и синтаксические ошибки. Только Помякшева Юля использовала предложение с прямой речью. При  пересказе дети употребляли наибольшее количество существительных (как нарицательных, так и собственных) и глаголов практически в равном соотношении. Особо следует отметить наличие  в речи детей предложений с  однородными членами. Речь большинства  детей выразительна, ее сопровождают мимические и пантомимические движения. Они используют в речи синонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют различные части  речи по смыслу.

У первоклассников закрепляется умение согласовывать существительные  с числительными, прилагательными, местоимения с существительными.

Дети образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы  с приставками, сравнительную и  превосходную степень прилагательных, у них совершенствуется умение обрабатывать однокоренные слова. Учащиеся используют предложения разных видов.

У детей совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется  культура речевого общения. Большинство  детей самостоятельно, выразительно, без повторов передают содержание сказки, используя выразительные средства.

Таблица 1

Словарный состав речи

Возраст детей

Состав речи, %

существ.

глаголы

прилагат.

наречия

местоим.

междомет

нар.

соб.

6-7 лет

10

32

41

3

3

9

2


 

 

 

Рис. 1

 

 

Таблица 2

Виды предложений

Возраст детей

Виды предложений, %

простые

сложносочин.

сложноподчин.

6-7 лет

70

29,5

0,5


 

 

Рис. 2

Таблица 3

Состав предложений

Возраст детей

нераспростр., %

Распространенные, %

с дополнен.

с определен.

с обстоятел.

6-7 лет

20

40

8

12


 

Рис. 3

Полученный в процессе изучения речи детей исследовательский  материал убедительно показывает: уже  первоклассники способны на элементарном уровне осознать, что такое речь, каково её назначение, в чём состоят  особенности устной речи, что такое  текст, каковы его признаки, правила  построения, как сочетаются отдельные  его части и как связываются  в тексте самостоятельные предложения, как строятся некоторые тексты, в  чём их особенность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На первый план задача развития связной речи учащихся в школе  ставится при обучении русскому языку. Этот факт свидетельствует о необходимости  постоянного совершенствования  методики развития речи. В процессе создания высказываний учащиеся допускают  ошибки. Большинство действующих  программ и современная методическая литература для учащихся не содержат развёрнутой системы работы по развитию речи младших школьников, не определена и система работы по предупреждению и исправлению речевых ошибок.

В нашей работе на основе анализа лингвистической литературы обобщены основные теоретические положения, которые необходимы при определении  понятийного минимума для учащихся и составления системы речевых  упражнений, определены психологические  и лингвистические основы обучения младших школьников связным высказываниям, проведён обзор литературы, в которой  представлена методика организации  работы с текстом, с лексическими, синтаксическими и орфоэпическими упражнениями.

С целью предупреждения речевых  ошибок в связных высказываниях  нами разработана и апробирована система речевых упражнений. Итоговый экспериментальный срез подтвердил гипотезу о повышении качества детских  высказываний в результате систематического выполнения речевых упражнений. Результаты контрольных срезов показывают, что  в классах, где систематически проводятся речевые упражнения, количество ошибок в творческих работах учащихся снижается, высказывания становятся более правильными, выразительными, интересными.

Речевые упражнения играют большую  роль в развитии связной речи учащихся. Поэтому необходимо широко и систематически применять их в практике обучения.

Речь является и способом формирования мысли, непременным условием и необходимым компонентом осуществления  любой деятельности. При важнейшем  участии речи человек приобретает  сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности.

Речь является важнейшим  средством овладения знаниями, необходимой  предпосылкой обучения и развития ребенка. Поэтому наше общество и государство  проявляют большую заботу о развитии речи детей с самого раннего возраста.

Развивая речь ребенка, мы обогащаем, уточняем, активизируем его  словарь. А богатство словаря - есть признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень  большое значение.

Информация о работе Особенности развития речи у младших школьников