Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:45, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Теоретическое обоснование проявления особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности;
2. Анализ специальной литературы;
• Введение
o I. Теоретические аспекты особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности
o 1.1 Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью
o 1.2 Учебная деятельность. Содержание, структура
o II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности
o 2.1 Организация работы
o 2.2 Анализ результатов
o Заключение
o Список используемой литературы
В процессе теоретического анализа нами были сделаны выводы: учебная деятельность предъявляет к ребёнку определённые требования, а её осуществление связано с переживанием им различных эмоций.
Развитие отношения к учению у младших школьников с умственной отсталостью протекает чрезвычайно замедленно и характеризуется неустойчивостью, может изменяться под влиянием ситуации, смены обстановки, успеха или неуспеха, степени контроля со стороны педагога (И.П. Ушакова).
Младшим школьникам с умственной отсталостью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт с взрослым, потребность в общении с ним у ребёнка часто совсем не возникает.
Школьники часто негативно реагируют на ограничения и запреты со стороны педагога.
Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги.
В процессе работы были сделаны выводы: младшие школьники с умственной отсталостью часто беспокоятся и тревожатся по поводу оценок и отношений с учителем.
Приблизительно 40% младших школьников с умственной отсталостью положительно относятся к учению, остальные 60% негативно.
Отношения к учению у младших школьников с умственной отсталостью протекает чрезвычайно замедленно и характеризуется неустойчивостью, может изменяться под влиянием ситуации, смены обстановки, успеха или неуспеха, степени контроля со стороны педагога.
В школе наблюдается состояние напряжённости, скованности, пассивность, неуверенность в себе.
При конструировании
учебной деятельности необходимо формировать
у ученика положительное
Развитие эмоциональной сферы у младших школьников с умственной отсталостью в большей мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей.
В своём исследовании Е.Г. Дзугкоева (1999) отмечает, что в условиях специальной школы, младшие школьники с умственной отсталостью достаточно послушны, управляемы и подчиняются общим правилам.
В целом учебная деятельность младшего школьника с умственной отсталостью должна быть эмоционально комфортная и личностно развивающая.
Рекомендации учителю:
создание комфортной обстановки при общении с младшим школьником с умственной отсталостью;
правильная организация всего пребывания учащегося с умственной отсталостью в школе;
формирование положительного отношения к учебной деятельности.
Список используемой литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для студ. вузов, обуч по степени "Психология". - М.: Смыс. Академия, 2002. - 416с.
2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - М.: ВЛАДОС, - 2000. - 240с.
3. Битянова М.Р.
Организация психологической
4. Блага К. Я - твой ученик, ты - мой учитель: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 143с.
5. Бреслав Г.М. Психология эмоций: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. "Психология", "Клинич. психология". - М.: Смысл: Академия, 2004. - 544с. - (Психология для студента).
6. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М. МГУ, 1987-174с.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752с.
8. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982. - 176с.
9. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. - М.: ВЛАДОС, 2001-320с.
10. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192с.
11. Митина Л.М. Психология
профессионального развития
12. Петрова В.Г., Белякова
И.В. Психология умственно
13. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. - 688с.
14. Рыбакова М.М. Конфликт
и взаимодействие в
15. Рубештейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 713с.
16. Сластёнин В.А. Формирование
личности учителя советской
17. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред.В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2000. - 264с.
18. Специальная психология:
учеб. Пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений/ под ред.В.И.
19. Шамова Т.Н. Активация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208с.
20. Эмоциональные нарушения
в детском возрасте и их
коррекция/ В.В. Лебединский,
Информация о работе Особенности развития эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью