Особенности самооценки в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3
1 САМООЦЕНКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН………………...…………...5
1.1 Понятие самооценки. Виды и параметры самооценки…………………………….…...5
1.2 Отечественные и зарубежные подходы к изучению самооценки…………………....16
1.3 Развитие самооценки в онтогенезе……………………………………………………..20
1.4 Особенности самооценки в юношеском возрасте……………………………………..24
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ЮНОШЕЙ……….………31
2.1 Организация исследования……………………………………………………………....31
2.2 Анализ полученных данных результатов………….…………………………….……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….…………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

REAL_NO_kursovaya_rabota.docx

— 140.85 Кб (Скачать файл)

Юноши:

- с завышенной самооценкой – 3 человек;

- с адекватной самооценкой – 7 человек;

- с заниженной самооценкой – 0 человек.

Девушки:

- с завышенной самооценкой  – 2 человека;

- с адекватной самооценкой  – 8 человек;

- с заниженной самооценкой  – 0 человек.

Нормальная самооценка свидетельствует об адекватности оценки юношей своих способностей и качеств. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Заниженная самооценка (недооценка себя) свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти учащиеся составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Сравнение результатов, полученных при помощи проведенных методик представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Показатели уровня самооценки у юношей и девушек

Юноши

Девушки

1

нормальная

нормальная

2

нормальная

нормальная

3

нормальная

нормальная

4

нормальная

нормальная

5

нормальная

нормальная

6

нормальная

нормальная

7

нормальная

нормальная

8

завышенная

нормальная

9

завышенная

завышенная

10

завышенная

завышенная


 

По данным, приведённым в таблице, можно наблюдать следующие результаты:

    • 7 юношей обладают нормальным уровнем самооценки (70%);
    • 3 юноши обладают завышенным уровнем самооценки (30%); (рис. 1)

 

Рисунок 1 – Показатели уровня самооценки у юношей

 

 

    • 8 девушек обладают нормальным уровнем самооценки (80%);
    • 2 девушки обладают завышенным уровнем самооценки (20%). (рис. 2)

Рисунок 2 – Показатели уровня самооценки у девушек

 

Низкий уровень самооценки не наблюдается ни у юношей, ни у девушек.

Исходя из полученных данных, можно сказать о том, что завышенный уровень самооценки юношам более характерен, чем  девушкам. Это изображено на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Показатели сравнения самооценки у юношей и девушек

 

По результатам исследования можно сказать, что из общего количества испытуемых:

- 15 человек обладают нормальным  уровнем самооценки (75%);

- 5 человек обладают завышенным  уровнем самооценки (25%).

Это графически отображено на рисунке 4.

Рисунок 4 – Показатели уровня самооценки у юношей и девушек

 

Следовательно, для юношеского возраста характерен нормальный уровень самооценки, также встречается завышенный уровень. В нашей выборке юношей с заниженной самооценкой не выявлено.

Что касается гендерных различий, то можно сказать, что у юношей завышенный уровень самооценки встречается чаще, чем у девушек. Но в то же время это отличие не является существенным. Поэтому можно сделать вывод, что пол не оказывает влияние на уровень самооценки в юношеском возрасте. Это можно объяснить тем, что в юношеском возрасте самооценка определяется соответствием собственным ценностям, убеждениям, идеалу. В отличие от подросткового возраста, где она зависела от мнения окружающих. Девочки в подростковом возрасте более эмоциональны и самокритичны, в то время как мальчики, наоборот, несколько завышают оценку своих возможностей. В юношеском же возрасте самооценка целостна, она охватывает личностные свойства, таковой она становится в связи с осознанием необходимости выбора жизненного пути, профессии, спутника жизни и в этом случае половые различия значения не имеют.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Самооценка – самостоятельный компонент самосознания, начинающий функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключена в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств (качеств) с помощью определенной шкалы ценностей.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.

Самооценка является "стержнем" саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.

Юношеский возраст определяется в психологии как период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Именно поэтому самооценка на данном этапе играет большую роль. От того, в состоянии ли молодой человек объективно оценить себя, свои умения и возможности, зависит выбор его дальнейшего жизненного пути. В период юношества наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Самооценка в этот период только начинает стабилизироваться, поэтому очень важно проследить тенденцию её развития, определить адекватность и высоту именно в этот «переходный» период.

Высота самооценки один из традиционно выделяемых параметров изучения самооценки. Исходя из данного критерия, самооценка может быть заниженной, завышенной и нормальной. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий. Завышенная самооценка свидетельствует о том, что у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Заниженная самооценка говорит о том, что человек, наоборот, преуменьшает значимость своих качеств и способностей. Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего.

В результате проведенного нами исследования мы выяснили, что в юношеском возрасте преобладает нормальный уровень самооценки. Так же встречается небольшой процент юношей с завышенным уровнем. Заниженный уровень самооценки не был выявлен ни у одного испытуемого. Полученные результаты можно объяснить тем, что в юношеском возрасте самооценка является более стабильной из-за того, что становится более обобщённой и опирается на выбор собственных идеалов. Но так как юношество является переходом между подростковым возрастом и периодом ранней взрослости, у некоторых юношей ещё не до конца могут сформироваться все структуры самосознания и у них остаётся тенденция к некоторому преувеличению значимости своих умений и способностей. Незначительные различия в уровне самооценки у юношей и девушек, можно объяснить тем, что девушки более эмоциональны и самокритичны, и поэтому окончательное формирование адекватной самооценки у них происходит раньше, чем у юношей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина. – М. : Феникс, 2001. – 157 с.

2 Рытченко, Т. А. Психология  и  педагогика: Учебно-практическое пособие / Т. А. Рытченко. – М. : МЭСИ, 2000. – 85с.

3 Глуханюк, Н. С. Практикум по общей психологии : Учеб. пособие / Н. С. Глуханюк, Е. В. Дьяченко, С. Л. Семенова. – М. : Издательство Московского психолого - социального института, 2003. – 224 с.

4 Новейший психологический словарь : словарь / В. Б.Шапарь, В. Е.Россоха; под общ. ред. В. Б.Шапаря. – Ростов-на-Дону. : Феникс, 2006. – 808 с.

5  Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии  / И. И. Чеснокова. – М. : Наука, 1977. – 143 с

6 Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224 – 234.

7 Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. – 1992. – Т.13. – №4. – С. 99 – 100.

8  Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1987. – 367 с.

9  Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1986. – 421 с.

10 Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб. : Питер, 2000. – 416 с

11 Слотина, Т. В. Психология личности: Учебное пособие / Т. В. Слотина. – СПб. : Питер, 2008. – 304 с.

12  Рогов, Е. И. Психология человека / Е. И. Рогов. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с.

13 Зинько, Е. В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Самооценка и ее параметры / Е. В. Зинько // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. –  № 3. – С. 18–30.

14 Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки / А. В. Захарова // Вопросы психологии. – 1989. – №1.  – С. 5–18.

15 Бороздина, Л. В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова. – М. : ООО «Проект - Ф», 2001. – 204 с.

16 Бороздина, Л. В. Самооценка в первой зрелости / О. Н. Молчанова // Вестник МГУ. –1990. – №2. – С. 24–48.

17 Сафин, В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения / В. Ф. Сафин // Вопросы психологии. – 1975. – №3. – С. 62–72.

18 Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Л. : Наука, 1988. – 270 с.

19 Сафин, В. Ф. Психология самоопределение личности / В. Ф. Сафин. – М. : Свердловский педагогический институт, 1986. – 146 с.

20 Джеймс, У. Психология / У. Джеймс ; под ред. Л. А. Петровской. – М. : Педагогика, 1991. – 368 с.

21 Ждан, А. Н. История психологии. От Античности до наших дней / А. Н. Ждан. – М. : Академический Проект, 2004. – 576 с.

22 Зиглер Д. Теории личности / Д. Зиглер, Л. Хьелл. – СПб. : Питер, 2007. – 607 с.

23 Бороздина, Л. В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки : автореф. дис. на соискание степени психологических наук. – М. : 1999. – 20 с.

24 Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б, Гиппенрейтер. – М. : АСТ Астрель, 2007. – 240 с.

25 Молчанова, О. Н. Самооценка: Стабильность или изменчивость? / О. Н. Молчанова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2006. – Т. 3. – №2. – С. 23–51.

26 Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

27 Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – СПб. : Питер, 2005. – 223 с.

28 Столин , В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 284 с.

29 www.psylist.net/praktikum/15.htm (скачано 22.11.10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Методика самооценки личности (Будасси)  

 Стимульный материал:

Слова, обозначающие отдельные качества личности : аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм .  

Инструкция:

1 этап: «Выберите из предложенного  списка слов 20 качеств, которые на  Ваш взгляд должны быть присущи  идеальному человеку. Проставьте  рядом с выбранными качествами  галочки (во 2 колонке)» 

2 этап: «Из выбранных 20 слов  выберите наиболее неприятное  для Вас. Поставьте напротив этого  слова (в колонке «идеал») цифру  1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

3 этап: «Из этих же 20 слов  выберите качество, наименее характерное  для Вас. И поставьте напротив  этого качества в колонке «Реальное  Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

Обработка результатов:

Информация о работе Особенности самооценки в юношеском возрасте