Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей кризис середины жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить смысложизненные ориентации у личности, переживающей кризис середины жизни.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность кризиса середины жизни, проанализировать его особенности.
2. Изучить основные подходы к проблеме смысложизненных ориентаций.
3. Определить особенности смысложизненных ориентаций человека в период от 30 до 40 лет и рассмотреть их взаимосвязь с ситуацией личностного кризиса.
5. Рассмотреть ситуацию проживания кризиса мужчинами и женщинами и выявить его соотношение со смысложизненными ориентациями.

Вложенные файлы: 1 файл

Проект исследования курсовой работы.docx

— 61.81 Кб (Скачать файл)

В теории В. Франкла понятие смысла жизни занимает центральное место. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии - ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы [5]. По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями: 1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей; 2) в переживании гуманистических ценностей; 3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни. Несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Как указывает Д. А. Леонтьев, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий [2].

       Таким образом, характеризуя смысл жизни, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности. В. Э. Чудновский определяет два значения смысла жизни как психологического феномена: 1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного. Феномен смысла жизни включает в себя оба эти значения, причем суть, главное доминирует над не главным, второстепенным [4]. Но определение смысложизненной «доминанты» - лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. В связи с этим В. Э. Чудновским выделены два признака адекватности смысла жизни:

- «реалистичность» смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой -- индивидуальным возможностям человека;

- «конструктивность» смысла жизни, т.е. степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека.

В. Франкл дает очень подробную характеристику данной потребности человека. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности. Смысложизненные ориентации каждого человека - это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития.          В. Франкл указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация - феномен потери смысла жизни и развития в этой связи особого вида депрессивного состояния - свойственен в основном «думающей» молодёжи. Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в раннем юношеском возрасте говорят и многие отечественные психологи. Например, Л. И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим [2;5].

 

1.3. Особенности смысложизненных ориентаций человека в период  30-40 лет.

В среднем возрасте, как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может испытывать горечь и упадок духа. Другие же перестраивают свою систему приоритетов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной деятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше — профессиональному развитию. И, напротив, часто женщины, которые в ранней молодости были нацелены на создание крепкой семьи, в среднем возрасте направляют свои усилия для реализации в карьере и трудовой деятельности. 

 

Б. Ливехуд указывает на то, что первые признаки кризиса сорока уже начинают проявлять себя в тридцать. Однако в период «вершины жизни» сомнения и вопросы, как угрожающие равновесию, еще отодвигаются в бессознательное, где остаются активными [20]. Аналогичную точку зрения мы находим у Г. Шихи. в отношении кризиса середины жизни она пишет, что «самоанализ, которым человек пренебрег в тридцать пять лет, является решающим в сорок [20. С. 140]. К тому же с периодом ранней зрелости Д. Левинсон, Р. Гоулд и Д. Вейлант связывают возможность изменения жизненных схем в случае обнаружения их неправильности, а настоящий «взрыв» приходится на середину жизни, когда возникает ощущение того, что она проходит зря [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы и методики изучения смысложизненных ориентаций личности, переживающей кризис середины жизни.

2.1 Задачи и гипотеза исследования

В ходе практической работы проводился  анализ психологического состояния мужчин и женщин в период кризиса середины жизни.

Целью работы было показать, что особенности их психологического состояния соответствуют кризисной ситуации, характерной для данного возраста и выявить смысложизненные ориентации в состоянии кризиса.

Задачи работы:

На основе 2 методик провести исследование на выявление смысложизненных ориентаций и общего психологического состояния.

При помощи опросника САН провести исследование самочувствия, активности и настроения.

С помощью методики смысложизненных ориентаций Леонтьева определить основные ценности личности и смысложизненные ориентиры.

Гипотеза исследования: в возрасте 30-40 лет мужчины и женщины переживают состояние, которое можно назвать кризисным, однако протекание этого состояния происходит по-разному.

В работе была исследована выборка 8 мужчин и 7 женщин в возрасте от 30 до 40 полных лет.

Описание выборки приведено в Таблице 1.

 

Таблица 1 - Описание выборки испытуемых

 

Семейное положение

Количество детей

Возраст

Основные проблемы

Мужчины

Сергей  К.

Женат

2

37

Сложные отношения с женой, работает ради семьи, подчас забывая о себе.

Дмитрий К.

Женат

1

39

Имеет проблемы на работе, мечтает о повышении, при этом его не удовлетворяет дело, которым занимается.

Олег Р.

Женат второй раз

2

40

Постоянно имел кратковременные романы с женщинами, один раз развелся и в настоящем браке имеет проблемы во взаимоотношениях с женой.

Виктор П

Женат

1

39

Проблемы с работой, нет постоянной работы.

Алексей М.

Женат

2

38

Достаточно долго уделял времени семье, жене, в то время как реализация себя не удалась.

Николай А.

Холост

0

36

Испытывает недоверие к женщинам, не хочет жениться и создавать семью. Целиком нацелен на карьеру.

Антон В.

Холост

0

30

Все время уделял работе в ущерб личной жизни. Испытывает трудности во взаимодействии с женщинами.

Андрей С.

Женат

0

40

Проблемы в браке. Причина- нет детей.

Женщины

Екатерина В.

Разведена

1

30

Проблемы в отношениях с мужчинами. Воспитывает дочь.

Евгения Р.

Замужем

2

37

Имеет проблемы в общении с мужчинами, т.к. сама авторитарна и желает доминировать в отношениях.

Наталья М.

Не замужем

0

33

Нет своей семьи, детей. Считает себя несостоявшейся как женщина. Направленность на работу. Живет с мамой.

Вера  Е.

В разводе

2

34

Воспитывает детей одна. Не доверяет мужчинам после обмана мужа.

Евгения К.

Замужем

1

39

Переживает кризис семейных отношений. В браке 19 лет. Имеет взрослую дочь 18-ти лет.

Елена К.

Замужем

2

35

Не может найти работу по душе. Нет интереса к трудовой деятельности.

Светлана Р.

Замужем

1

32

Нет своего жилья, живет вместе с родителями мужа.


 

 

2.2. Исследование  самочувствия, активности и настроения.

Методика САН- предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Испытуемым было предложено соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале, которая состоит из индексов( 3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемые должны были выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую их состояние в самый момент обследования. При этом индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов.

   Значение факторов определяется суммой ответов на следующие вопросы:

Вопросы на самочувствие- 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26.

Вопросы на активность- 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28.

Вопросы на настроение- 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

   Таким образом, полученная по каждой шкале сумма может находиться в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент по принципу:

 

Меньше 30 баллов- низкая оценка,

30- 50 баллов- средняя  оценка,

Больше 50 баллов- высокая оценка.

Низкая оценка по показателям соответствует пику кризисного состояния. Ему соответствует неадекватная самооценка, сильное ощущение беспокойства и неопределенной опасности, ощущение усталости, неопределенность целей и смысложизненных ориентиров, сильное физическое утомление.

Средняя оценка соответствует фазам входа и выхода из кризиса. Ему соответствует несколько пониженный уровень самооценки, легкое ощущение беспокойства и неопределенной опасности, ощущение нехватки времени, физическое утомление.

Высокая оценка по показателям приравнивается к отсутствию или низкому уровню кризисного состояния. Ему соответствует адекватная самооценка, чувство безопасности, ощущение достаточности времени, бодрое настроение, присутствие сил и нормальное физическое самочувствие.

По этим "приведенным" баллам были рассчитаны среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

2.3. Анализ и интерпретация результатов

 

Самочувствие

Активность

Настроение

Среднее арифмет.

Уровень оценки

Уровень кризиса

1

Сергей К.

55

46

51

50

Средний

Средний

2

Дмитрий К

34

40

31

35

Средний

Средний

3

Олег Р.

42

56

50

49

Средний

Средний

4

Виктор П.

22

30

25

25

Низкий

Сильно выражен

5

Алексей М

24

20

19

21

Низкий

Сильно выражен

6

Николай А

46

40

48

44

Средний

Средний

7

Антон В.

49

36

52

45

Средний

Средний

8

Андрей С.

35

20

32

29

Низкий

Сильно выражен

 

Среднее

38

36

38

37

Средний

Средний

9

Екатерина В

50

47

55

50

Средний

Средний

10

Евгения Р.

43

56

52

50

Средний

Средний

11

Наталья М.

14

12

16

14

Низкий

Сильно выражен

12

Вера Е.

24

26

24

24

Низкий

Сильно выражен

13

Евгения К.

44

56

48

49

Средний

Средний

14

Елена К.

41

47

43

43

Средний

Средний

15

Светлана Р

28

30

27

28

Низкий

Сильно выражен

 

Среднее

34

39

37

36

Средний

Средний

 

Общее среднее значение

36,73

37,46

38,2

37,06

Средний

Средний


 

Таким образом, в общей группе испытуемых выявлено 6 человек с явно выраженным психологическим кризисом и 9- со средним уровнем кризиса, причем показатели выраженности кризиса у мужчин и женщин примерно одинаковые. При этом среднее значение выраженности кризиса выше у мужчин. Из этого можно сделать вывод, что для мужчин более характерны полярные кризисные состояния, а для женщин, при большей склонности к переживанию кризиса свойственно большая адаптация к ситуации и значит – менее полярные значения уровня кризиса.

Таким образом, данные показывают, что средние значения показателей кризиса выше у мужчин- 37, у женщин – 36.

Значение факторов оперативной оценки самочувствия, активности и настроения распределяется таким образом, что у женщин оказывается выше уровень активности- 39,но ниже самочувствие(34) и настроение(37),  то в то время, как у мужчин показатель активности больше зависит от самочувствия и настроения. Хочется отметить, что острее переживают кризис женщины, не имеющие детей и теплых отношений в семье и мужчины, переживающие свою несостоятельность в плане карьеры.

Это подтверждает нашу гипотезу, о том, что в возрасте 30-40 лет и мужчины, и женщины переживают состояние, которое можно назвать кризисным.

 

2.4. Исследование ценностных характеристик  и смысложизненных ориентаций личности.

Методика СЖО- тест смысложизненных ориентаций- предназначена для изучения ценностных характеристик и смысложизненных ориентиров личности. Цель методики- формирование представления об экзистенциальном вакууме, определение степени переживания индивидом отнологической значимости жизни. Испытуемым были предложены пары противоположных утверждений, из которых они должны были выбрать одно, в большей степени соответствующее их реальной действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3 в зависимости от того, насколько осмыслен этот выбор( или 0, если оба утверждения одинаково верны). При этом, восходящая последовательность градаций( от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей(от 7 до 1), максимальный балл(7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) полюсу ее отсутствия.

Общий показатель СЖО составляют все 20 пунктов, которые распределяются по шкалам.

Субшкала 1- характеризует цели- 3,4,10,16,17,18

Субшкала 2- процесс- 1,2,4,5,7,9

Субшкала 3- результат- 8,9,10,12,20

Субшкала 4- локус контроля-Я- 1,15,16,19

Субшкала 5- локус контроля- жизнь- 7,10,11,14,18,19

Полученная по каждой шкале сумма может находиться в пределах от 10 до 70 и позволяет определить наличие или отсутствие целей в жизни, а также смысложизненные характеристики личности, реализующие направленность этих целей.

Информация о работе Особенности смысложизненных ориентаций личности, переживающей кризис середины жизни