Особенности социализации подростков в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение процесса социализации подростков в современном обществе.
Задачи: изучить процесс социализации подростков, изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
Выявить факторы и рассмотреть агентов, влияющих на процесс социализации

Содержание

1.Введение
2. Понятие социализации
2.1 Этапы и стадии социализации
2.2 Механизмы социализации, ролевая социализация
3. Факторы, влияющие на социализацию личности
4. Воспитание как процесс социализации
5. Проблемы социализации и пути их решения в современном обществе
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации (2).docx

— 62.52 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, в приведенных выше рассуждениях  о личности и ее социализации  акцентировалось внимание на  факторах, которые способны сделать  эффективным этот процесс. Между  тем социализация предполагает  высокую степень внутренней активности  личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит  от человека, его умения управлять  собственной деятельностью. Но этот  процесс имеет место тогда, когда  объективные условия жизни порождают  определенные потребности и интересы, создают у личности те или  иные стимулы деятельности. В  этом и состоит существо перехода  объективной детерминации личностной  деятельности в субъективную.

    Социализация  связывает разные поколения, через  нее осуществляется передача  социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если  ее нет, энергия направляется  на «дискотечное» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов.

   [Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность такого фактора, как мера доверия молодежи к старшим или другим взрослым. Если коротко прокомментировать общие изменения, происшедшие за последние 5 лет, то обращает на себя внимание одна общая тенденция - если раньше за помощью обращались в трудную минуту к родственникам, то теперь гораздо чаще стали видеть надежду и опору в знакомых взрослых, в том числе в учителе и мастере. Это значит, что сейчас институт социально значимых лиц в новых реалиях приобрел еще одну важную фигуру - взрослый знакомый. Объяснение этому феномену может быть найдено в той конфигурации социального пространства и нового распределения ролей, когда близкие родственники не в состоянии выполнить роль социализатора, способствующего адаптации молодого человека к новым для него условиям.]21

   [Итак, современная молодежь меньше всего стремится быть на кого-либо похожей. В этом - и позитив, и негатив ситуации. Потому что, с одной стороны, молодые люди априори отвергают предлагаемые обществом социально-одобряемые роли и функции поведения; с другой стороны, методом проб и ошибок, но они все-таки приходят к тому, что их деятельность должна - с необходимостью должна - быть оценена социумом. Потому что даже в крайней форме ухода от общества - группизме - требуется определенный набор одобряемых и принимаемых данной группой норм.]22

                                               6 Заключение

   Работая над данным  исследованием, мы изучили процесс  социализации. Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов, которые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению и т.п.

   Современное состояние человека показывает, какое огромное значение сегодня имеет проблема взаимоотношения человека с природой и обществом, и социализация при этом выступает как всеобщая и необходимая форма развития и становления личности, как форма его организации. Только целенаправленное взаимодействие всех социальных институтов общества способно сформировать личность, обеспечивающую стабильность общества, его успешное функционирование и развитие, но для этого человек должен быть высшей ценностью общества.

   Мы пришли к  выводу о том, что в ходе  реформирования российского общества  современная молодежь, как социальная  группа, столкнулась с проблемами  самоопределения, поиска работы, приобретения  гарантированного социального статуса, получения качественного образования.

    Социализация  молодежи протекает в сложных  условиях, связанных: с трансформацией  постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления  социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов  социализации - семьи, школы, армии, трудового  коллектива; сменой основной модели  социализации; возрастанием роли  СМИ в современном обществе. В  этой ситуации появились достаточно  острые проблемы, связанные с  ростом преступности, наркомании, алкоголизма  и суицида среди молодежи, молодежной  безработицы, социального сиротства и беспризорности.Безусловно, решение проблем социализации современной молодежи как стройной совокупности идей, взглядов, которые отражают и оценивают действительность с точки зрения интересов общества и государства, является первостепенным. Решать эту проблему важно с учетом институциональных аспектов. Без участия государства, его заинтересованного внимания к общественным процессам проблематично формирование механизма социального регулирования в этой сфере. А это задача формирования новых норм, освоения новых ценностей. Также нами были изучены особенности процесса социализации молодежи и проблемы, с которыми сталкивается молодое поколение в ходе социализации.

   Молодежь является активным субъектом социального воспроизводства. При этом необходимо учитывать, что молодежь объективно призвана выступать не только в роли объекта социальных инноваций, но и в роли активного субъекта последних, так как в противном случае общество обречено на разложение и саморазрушение.

    Возникшие проблемы  социализации современной молодежи  позволяют утверждать, что практически  каждая проблемная ситуация, решение  которой требует вмешательства  социального работника, крайне сложна  и носит многосторонний характер, а все жизненные процессы молодежи  взаимообусловлены.

       Мы пришли к выводу о том, что в ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования.

   Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи. Отсюда вытекающий вывод - необходимо искать пути решения проблем социализации молодежи и разрабатывать новые способы и механизмы социализации адекватные условиям современного общества.

 
  

 

                         7 Список использованной литературы

 

1.)Социология:уч-к/Под ред.проф.Ю.Г.Волкова.-Изд. 2-е,испр.и доп.-М.:Гардарики,2003-512с.С 89,105

 

2.)Социология молодежи:уч-к/Под  ред.проф.В.Г.Лисовского-С-Пб:Изд.С-Петербургского  ун-та,1996 460с. С34

 

3.) Мудрик А.В.Соц.педагогика:учеб. для студ.пед.ВУЗов./Под ред.Сластенина.-5-е  изд.,доп.-М.:Издательский центр «Академия»,2005,200с.С 4-5,7

 

4.) С.П.Иваненков.Проблемы социализации современной молодежи.Изд 2-е доп.Монография.С-Пб,2003.344с.С.137,139

 

5.) Гидденс Э. Социология: Учебник. Челябинск, 1991. 531.С.69

 

6.) Ксензова Г.Ю.Инновационные технологии обучения и воспитания школьников:Учебное пособие.М:Педагогическое общество России.2005.-128с.С 37

 

7.) В.А.Сухомлинский.Мудрая власть коллектива:М. «Молодая гвардия»,1975.237с.С 51-53

 

8.) Зыбцев В.Н.,Мясников О.Г.Социология:история,теория,методы исследования:Учебное пособие.-Донецк, 1999,-428 с.С 235.

 

9.) Руденский Е. Дефект социализации учащегося в образовательном процессе школы как проблема общей педагогики/ Е. В. Руденский; М-во образования, НГПУ. – Новосибирсск: Изд-во НГПУ, 2002. – 133 с.С 65-66

 

10.) Подласый И.П.Педагогика:100 вопросов-100 ответов:учеб.пособие для студентов ВУЗов/М.:Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС»,2006.-365с.С.254.

 

11.)http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%E8%E7%E0%F6%E8%FF

 

 

 

 

 

 

 

1 Социология:Учебник/Под.ред.проф.Ю.Г.Волкова.-Изд.2-е,испр.и доп.-М.:Гардарики,2003.-512с.:ил.С.89.

2 В.А.Сухомлинский.Мудрая власть коллектива:М. «Молодая гвардия»,1975.237с.С 51.

3 В.А.Сухомлинский.Мудрая власть коллектива:М. «Молодая гвардия»,1975.237с.С 51.

 

4 Мудрик А.В.Соц.педагогика:учеб. для студ.пед.ВУЗов./Под ред.Сластенина.-5-е изд.,доп.-М.:Издательский центр «Академия»,2005,200с.С 3.

5 Зыбцев В.Н.,Мясников О.Г.Социология:история,теория,методы исследования:Учебное пособие.-Донецк, 1999,-428 с.С 235.

6 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%E8%E7%E0%F6%E8%FF

7 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%E8%E7%E0%F6%E8%FF

8 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%E8%E7%E0%F6%E8%FF

9   Мудрик А.В.Соц.педагогика:учеб. для студ.пед.ВУЗов./Под ред.Сластенина.-5-е изд.,доп.-М.:Издательский центр «Академия»,2005,200с.С 4-5.

10 Мудрик А.В. Соц.педагогика:учеб. для студ.пед.ВУЗов./Под ред.Сластенина.-5-е изд.,доп.-М.:Издательский центр «Академия»,2005,200с.С 7.

 

11 Социология:Учебник/Под.ред.проф.Ю.Г.Волкова.-Изд.2-е,испр.и доп.-М.:Гардарики,2003.-512с.:ил.С.105.

 

12 Гидденс Э. Социология: Учебник. Челябинск, 1991.

13 Гидденс Э. Социология: Учебник. Челябинск, 1991.

14 Гидденс Э. Социология: Учебник. Челябинск, 1991.

15 Руденский Е. Дефект социализации учащегося в образовательном процессе школы как проблема общей педагогики/ Е. В. Руденский; М-во образования, НГПУ. – Новосибирсск: Изд-во НГПУ, 2002. – 133 с.С 65-66

 

16 В.А.Сухомлинский.Мудрая власть коллектива:М. «Молодая гвардия»,1975.237с.С 52.

17 В.А.Сухомлинский.Мудрая власть коллектива:М. «Молодая гвардия»,1975.237с.С 52-53.

18 Подласый И.П.Педагогика:100 вопросов-100 ответов:учеб.пособие для студентов ВУЗов/М.:Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС»,2006.-365с.С.254.

19 Ксензова Г.Ю.Инновационные технологии обучения и воспитания школьников:Учебное пособие.М:Педагогическое общество России.2005.-128с.С 37

20 Ксензова Г.Ю.Инновационные технологии обучения и воспитания школьников:Учебное пособие.М:Педагогическое общество России.2005.-128с.С 37

 

21 С.П.Иваненков.Проблемы социализации современной молодежи.Изд 2-е доп.Монография.С-Пб,2003.344с.С.137.

22 С.П.Иваненков.Проблемы социализации современной молодежи.Изд 2-е доп.Монография.С-Пб,2003.344с.С.139.

 


Информация о работе Особенности социализации подростков в современном обществе