Особенности социально-психологической адаптации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации младших и старших подростков.
Задачи исследования:
 Раскрыть сущность базового понятия дипломного исследования «социально-психологическая адаптация».
 Рассмотреть социально-психологическую адаптацию как категорию в психологической науке.

Вложенные файлы: 1 файл

защита Юля.doc

— 1.68 Мб (Скачать файл)

У мальчиков-подростков и юношей на протяжении возрастного развития в большинстве случаев наблюдается преобладание положительного отношения к себе по сравнению с девочками и девушками. Исключение составляет подростковый возраст 12-13 лет. В данный период у мальчиков отмечается резкий спад положительного отношения к себе, причем это происходит за счет неопределенных и отрицательных высказываний. С возрастом происходит  перенесение собственного образа вовнутрь. Чем младше подросток, тем чаще он ориентируется на оценку из вне.  В младшем подростковом возрасте обнаруживается зависимость от оценок значимых взрослых («учительница говорит, что я могла бы учиться лучше, если бы была внимательной», «мама считает, что я симпатичная» и др.). Средние подростки 12-13 лет чаще ссылаются на мнение своих сверстников («подруги считают меня веселой и общительной», «я классная, во всяком случае, так говорят про меня мои друзья», «мои друзья считают меня общительным» и др.). В старшем подростковом возрасте практически отсутствуют высказывания, ориентированные на оценку из вне, т.е. старшие подростки, оценивая себя как личность опираются на систему собственных представлений[56, С 24-25].

 При дальнейшем анализе самоописаний,  была выявлена еще одна тенденция. С возрастом увеличивается количество высказываний, характеризующих целостное отношение к себе. Самоотношение  младших и средних подростков отличается тем, что они чаще в своих самоописаниях используют перечисление отдельных качеств личности, черт характера,  внешности и т.д. Таким образом, их самоотношение как бы складывается из отношения к себе в различных сферах жизнедеятельности. Например, как друга, старший школьник себя может принимать и уважать, а как ученика или сына напротив не принимать и самообвинять. Даже если в их самоописаниях и встречаются оценки характера в целом, то зачастую он выступает как объект, до определенной степени независимый от человека («У меня такой  характер плохой, а сама я добрая», «я нормальный пацан, но иногда мне мешает мой сложный характер»).  На протяжении подросткового возраста, постепенно увеличивается число высказываний, характеризующих целостное отношение к себе[56, С 29-30].

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот возрастной период. В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении подросток все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. конструктивно разрешать конфликты в соответствии с собственными целями, ценностными ориентациями и конкретными социально-коммуникативными условиями. Человек, достигший оптимального уровня конфликтности, воспринимает конфликт в качестве неотъемлемой и естественной части жизни людей, предоставляющей возможности для саморазвития и гармонизации межличностных отношений. Именно поэтому проблема формирования умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты приобретает такую актуальность в  старшем школьном возрасте. Особенно важной, на наш взгляд, является задача формирования конфликтной компетентности у старших школьников, так как в раннем юношеском возрасте происходит открытие внутреннего мира, развивается рефлексия, формируется Я-концепция, создаются собственные, независимые эталоны для образа идеального Я. В этот период старшеклассники решают такие задачи, как формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола, появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения, формирование собственной идеологии. Решение этих задач не проходит бесконфликтно, поэтому в период ранней юности у школьников чрезвычайно важно формировать умения предупреждать и позитивно разрешать конфликты

Развитие   самосознания,   как   и   любого    сложного    психического новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий  [61,С. 68-69].   С  этой точки зрения подростковый возраст  можно  охарактеризовать  как  начало формирования нового уровня самосознания, как период  развития  и  углубления интегративных качеств.  Интенсивное развитие того уровня самосознания  будет осуществляться в юношеском возрасте.  Его специфические  черты  -  повышение значимости для формирования  Я-концепции  системы  собственных  ценностей  и усиление личностного, психологического, динамического аспекта  восприятия  - позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности. Одним из основных механизмов самопознания подростком самого себя, своего внутреннего мира является  личностная  рефлексия,  которая,  в отличие от логической рефлексии, направленной на решение  задач,  понимается как деятельность личного самопознания,  как  особый  исследовательский  акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний  мир,  но  при  этом еще  исследует  и  себя  как  исследователя [62].   Феноменом   личностной рефлексии  являются    рефлексивные   ожидания,   которые   понимаются   как представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие  круг  его общения. В качественном развитии рефлексивного  анализа,  лежащего  в  основе образования  рефлексивных   ожиданий,   наблюдаются   следующие   возрастные изменения:

  • рефлексивный  анализ  касается  в  основном  отдельных  поступков ребенка  (9-12 лет), причем даже в  такой  форме  он  проявляется  лишь  у незначительной части детей.
  • рефлексивный анализ касается характера самого человека.   Начиная с 12-13 лет, основным в рефлексивном анализе становятся исследования  своего характера, особенностей своей личности.
  • рефлексивный анализ проводится с  самопристрастием,  наблюдается всплеск самокритичности,   в   результате   чего   выявляются   собственные негативные черты характера, аффективные переживания  по  поводу  собственных отрицательных черт   (13-14 лет).
  • рефлексивный анализ касается  характера  человека,  особенностей общения  (15 лет).  При  том  самокритичность  отходит  на  задний  план, отношение  к  себе  спокойное,  благожелательное.  Различные   сложности   в отношениях   объясняются   непониманием   окружающих.   При   переходе    от подросткового к раннему  юношескому  возрасту  личностная  рефлексия  теряет аффективную окрашенность по отношению к «Я» человека  и  проходит  на  более спокойном эмоциональном фоне.

Глубина  и  интенсивность личностной рефлексии  зависят   от   многих социальных   (социальное  происхождение  и  среда,   уровень   образования), индивидуально-типологических    (степень     интраверсии-экстраверсии)     и биографических  (условия семейного воспитания, отношения  со  сверстниками, характер чтения) факторов, соотношение которых еще недостаточно изучено. Развитие личностной рефлексии отражается на особенностях Я-концепции  в ранней юности.

Центральное  социально-сихологическое  новообразование  подростково-го возраста - развитие Я-концепции. Подростковый возраст характеризуется И. М. Юсуповым как период маргинальной социализации. Подросток находится как бы в промежуточном, пограничном положении между различными социальными и возрастными группами, что накладывает определенный отпечаток на психику человека и может выражаться в повышенной тревожности, неконтактности в общении, агрессивности, эгоцентричности, а также проявляться в реакциях эмансипации, компенсации, группирования со сверстниками и т.д. [63].

Длительность подросткового периода зависит, в частности, от конкретных условий воспитания детей, от того, насколько велик разрыв в нормах и требования, предъявляемых к ребенку и взрослому. От ребенка требуют послушания, от взрослого - инициативы и самостоятельности. Ребенка всячески ограждают от вопросов пола, в жизни же взрослых отношения мужчины и женщины играют важную роль. Контрастность детства и зрелости, между которыми он находится, затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов.

Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления [59, С.104-105].

Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к окружающей действительности. При значительной склонности к романтическому у подростков более реалистичным и критичным становится воображение. Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе также черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми.

Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе. На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек (по данным Фельдштейна Д.И.) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития. Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена. На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самосовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с миром людей. И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей [17,С.74-78]. Подросток ждет от них понимания, доверия. Однако, непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенность, порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными. Так, непонимание или игнорирование взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывание подростку не соответствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям. Он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой, противоположный смысл.

Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами. Ошибочное представление, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собственной инициативы, ставит его в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним. Например, в некоторых семьях самостоятельность подростков, - понятие весьма относительное. Матери и отцы, сознавая необходимость изменения отношений с растущими детьми, стараются шире вовлекать их в семейные дела, в разнообразный труд, дают им те или иные поручения. Нои при этом подростки сами не выбирают дела, не участвуют в его планировании, все строго регламентируется взрослыми. Отсутствует принцип добровольности, дети не привлекаются к обсуждению совершаемых дел, что глушит инициативу, творчество ребят [12, С.165-167]. Ошибка в данном случае заключается в том, что взрослые не учитывают психологических особенностей детей разных возрастов, плохо используют их возможности, в том числе активность, энергию подростков, их стремление к самостоятельности. Родители создают всевозможные ограничения, надзор. Между тем, позиция настоящего воспитателя по отношению к воспитанникам - это, прежде всего, позиция старшего товарища, авторитетного друга. Только это ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности родителей и подростков, при которой они живут разными интересами, одни - командуют - другие выполняют команды.

 

Подведем итоги по первой главе дипломного исследования.

В результате анализа научной психологической литературы мы приходим к следующим выводам:

  1. В психологических научных источниках исследователи выделяют два вида адаптации – психофизиологическую и социально-психологическую. Причем социально-психологическая адаптация имеет два уровня:
  • поведенческий (социальная адаптация);
  • внутриличностный (психологическая, психическая адаптация).

Разделение единого процесса социально-психологической адаптации на уровни оправданно для определения степени вклада различных параметров – социальных и индивидуально-личностных в социально-психологическую адаптированность личности.

  1. Сущность понятия «социально-психологическая адаптация» как:
  • социально-психологического процесса, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности;
  • представляет собой самоорганизующуюся систему, где основными элементами являются структурные компоненты личности, с одной стороны, и особенности социального окружения, с другой;
  • вида взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников;
  • состояния социально-психологической адаптации, которое интегрирует человека в сообщества, позволяет усваивать общественные нормы и ценности, а с другой стороны дает возможность самореализовывать себя в этих сообществах, переносить в них свое Я и трансформировать их, т.е. социально-психологический фактор, лежащим в основе социально-психологических структур психического мира человека, интегративным опосредующим звеном взаимовлияния социальных и психологических факторов этого развития.
  1. Социально-психологическая адаптация – это процесс взаимодействия личности и социальной среды, направленный на достижение определенной степени соответствия результатов деятельности требованиям социума; представляет собой самоорганизующуюся систему, где основными элементами являются структурные компоненты личности, с одной стороны, и особенности социального окружения, с другой.
  1. Системообразующим фактором системы социально-психологической адаптации является базовая социальная потребность личности в позитивном отношении (социальном одобрении) и самопринятии.
  2. Ядром системы – ее центральными элементами являются ценностные ориентации, ясность представления о себе и самоотношение личности.
  3. Необходимость в социально-психологической адаптации обычно возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия с привычной средой. Её можно также представить как часть процесса самосознания в общем процессе социализации, когда человек пытается раскрыть и осознать своё отношение к социальным ролям, а также ищет новые социальные связи и отношения. Так же мы выяснили, что социально-психологическая адаптация позволяет возникнуть взаимопроникновению двух систем: социальных отношений и связей, организующих и системообразующих человеческие сообщества и личностного ансамбля отношений, мотивообразующих линий «Я» субъекта этих отношений.
  4. Социально-психологическая адаптация современных подростков связана с ростом круга потребностей, развитием потребностно-мотивационной сферы, которые  определяют характер адаптированности, формирования конкретных черт и качеств личности. Сам подростковый возраст - это начало формирования нового уровня самосознания, как период  развития  и  углубления интегративных качеств.  Его специфические  черты  -  повышение значимости для формирования    системы  собственных  ценностей  и усиление личностного, психологического, динамического аспекта  восприятия  - позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности.

Информация о работе Особенности социально-психологической адаптации подростков