Особенности страхов дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Семья является важным институтом воспитания т.к. именно в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. В связи с особой ролью семьи важно увеличить положительное влияние и свести к минимуму отрицательное воздействие семьи на воспитание ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы страхов дошкольников, их особенности и причины возникновения 6
1.1. Понятие страха и причины его возникновения в дошкольном возрасте 6
1.2. Особенности страха детей дошкольного возраста 9
1.3. Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей и полных семей 15
Глава 2. Эмпирическое исследование 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Методы исследования 21
2.3. Анализ полученных результатов 25
Заключение 30
Список литературы 33
Приложение 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 90.86 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 

ИШИМКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ П.П. ЕРШОВА

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:«Особенности страхов дошкольников,

воспитывающихся в полных и неполных семьях

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):студентка_3 курса_ заочного отделения педагогический факультет ДО

Старченко М.В.____________

(ФИО)

 

Проверила: __Быстрова Н.В.

 

Оценка:

 

 

 

 

г.Ишим 2014 г.

Оглавление

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Семья является важным институтом воспитания т.к. именно в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. В связи с особой ролью семьи важно увеличить положительное влияние и свести к минимуму отрицательное воздействие семьи на воспитание ребенка.

В дошкольном возрасте идет активное формирование эмоциональной сферы ребенка, и негативные семейные отношения сказываются, прежде всего, на эмоциональном развитии ребенка, что проявляется возникновением страхов.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Впервые в отечественной и мировой психологии, А.И. Захаров, рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Он привел статистические данные, показывающие влияние различных факторов [12].

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о его нервной ослабленности, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Однако среди специалистов нет однозначного мнения о том, как сказывается воспитание в полных и неполных семьях, фактор развода и последующие изменение в стилях воспитания и в возникновении страхов у детей дошкольного возраста. Для кого-то развод превращается в серьезный жизненный кризис, вызывает тяжелый стресс, для других – это освобождение, начало изменений к лучшему. Некоторые ученые полагают, что развод не привлекал бы к себе столь пристального внимания, если бы не затрагивал благополучия детей. Около 60% разводящихся пар в США и России имеют несовершеннолетних детей. Однако наличие детей не удерживает родителей от развода. Ежегодно миллион детей в США и более 500 тысяч в России остаются с одним родителем [16]. 

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение из-за их довольно широкого распространения среди детей. Родители одиночки, становятся агрессивными, вечно занятые, им некогда заниматься воспитанием детей, воспитанием детей занимаются время от времени, вследствие этого у детей в таких семьях могут возникать различные страхи. В связи с вышесказанным остро встает необходимость своевременного выявления  детских страхов и их особенностей для своевременного проведения коррекционной работы.

Объект: страхи дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Предмет: особенности страхов дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Гипотеза: мы предполагаем, что наибольшее влияние на возникновение страхов влияют неполные семьи.

Цель: выявить особенности страхов дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить состояние проблемы страхов у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях;
  2. Проанализировать  особенности возникновения страхов у детей дошкольного возраста воспитывающихся в полных и неполных семья.
  3. Провести экспериментальное исследование: определяющее особенности стилей воспитания и детско-родительских отношений в полных и неполных семьях и характеризующее наличие страхов у детей дошкольного возраста; 
  4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методы исследования:

    • организационные (комплексный, сравнительный);
    • эмпирический (наблюдение, констатирующий эксперимент);
    • интерпретационные и статистические (качественный анализ и количественная обработка результатов исследования).

Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть полезны воспитателям, логопедам, психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты позволят обосновать и расширить научные представления об особенностях страхов у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности страхов дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях

1.1. Понятие страха

Многозначность и семантическая неопределенность термина «страх» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и гипотетическая, «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и свойство личности, которое дается через описание внутренних факторов и внешних характеристик при помощи родственных понятий, и мотивационный конфликт.

В работах Дж. Уотсона  страх - это фундаментальная, врожденная эмоция, стоящая в ряду первичных (гнев, любовь), появляющаяся с момента рождения [24].

З. Фрейд утверждал, что страх - аффективное состояние и прежде всего то, что можно почувствовать. Это ощущение носит характер неудовольствия. Этот автор различает страх реальный и страх невротический. Реальный страх есть биологическая реакция на опасность, он связан с рефлексом бегства, и его можно рассматривать как выражение инстинкта самосохранения. Невротический страх З. Фрейд определял как страх ожидания, как «беспредметную эмоциональную реакцию», источником которой являются сексуальные и агрессивные влечения, подавленные в детском возрасте [24]. Невротический страх отличается от реального тем, что источник опасности первого страха находится скорее во внутреннем, чем во внешнем мире.

М. Миллер  определял страх как безусловную реакцию вегетативной нервной системы на болевые стимулы. Он также считал, что страх является мотивацией или потребностью, которую можно приобрести в результате научения [24]. Х. Хекхаузен  ту же самую реакцию называл условной.

Ф. Риман  и О. Маурер  трактовали страх как реальный сигнал, предупреждающий о приближающейся угрозе и мотивирующий защитные реакции. Позже О. Маурер пришел к выводу, что чувство страха является единственной движущей силой поведения человека на уровне «Я».

Ч. Спилбергер, давая определение страха, отмечает, что страх есть процесс, включающий эмоциональную реакцию, связанную с антиципацией определенного ущерба вследствие реальной объективной опасности, присутствующей во внешнем окружении [24].

В отечественной психологии чаще встречается трактовка страха как эмоционального состояния. Н.И.Конюхов  определяет страх как психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств в ситуациях угрозы биологическому и социальному состоянию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности [11].

Ф.Б. Березин определяет страх как конкретизированную тревогу, которая создает у субъекта представление о том, что угроза может быть устранена с помощью определенных действий [8].

Страхи детей – это нормальное явление в их развитии. Возрастные страхи самопроизвольно проходят с возрастом. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи или очень частое переживание состояния страха. В таком случае развивается «невроз страха». К его развитию могут приводить как внутренние факторы (например, повышенная тревожность, беспокойство, мнительность), так и внешние социальные факторы (неправильное воспитание, гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность к ребенку, эгоцентрическое воспитание).

Гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, тем что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.

К числу внушенных можно также отнести и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике.

Все это дает основание говорить об условнорефлекторном характере страха, даже если ребенок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определенного эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием 

Таким образом, страх – это одно из средств познания окружающей действительности, ведущее к более избирательному и критичному отношению к ней. Страх, таким образом, выполняет определенную социализирующую и обучающую роль в процессе формирования личности. Поэтому воспитание устойчивости к страху направлено не на избавление от него, а на выработку умения владеть собой при его наличии, тем более что у каждого из нас есть естественные психологические механизмы для его преодоления

 

1.2. Особенности  страха детей дошкольного возраста

Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием – возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет, у девочек – в 6 лет. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.

Максимально представлен страх животных, из сказочных – Змея Горыныча в 5 лет и в 3 года у мальчиков, в 6 лет – у девочек.

Из других типичных для возраста страхов следует отметить страх глубины – у мальчиков 6 и 7 лет, у девочек 7 лет; страшных снов – у мальчиков 6 лет, у девочек в 5, 6 и 7 лет; страх огня – у мальчиков в 6 лет, у девочек в 5, 6, 7 и в 9 лет.

Нарастает в старшем дошкольном возрасте, сохраняясь на высоком уровне в дальнейшем, страх пожара в 6 и 7 лет у мальчиков и в 6 и 7 лет у девочек; страх нападения – в 6 и 7 лет у мальчиков и в 7 лет у девочек; страх войны – в 6 и 7 лет у мальчиков, в 7 лет у девочек [12].

В отличие от мальчиков у девочек в рассматриваемом возрасте подчеркнуты страхи заболеть в 7 лет, наказания в 7 лет, перед засыпанием в 5 – 8 лет и сказочных персонажей в целом в 5 лет.

Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти. В старшем дошкольном возрасте нередко возникают вопросы вроде: "сколько лет жил твой папа, мама?", "зачем люди живут?", "откуда все взялось?" и заклинания: "не хочу быть старушкой, а хочу быть все время девочкой" и т. д. Подобные фразы говорят о развитии абстрактного мышления, способности к обобщениям, предвосхищению событий, понимании категорий времени и пространства. Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Предстоящему "концу" предшествует в младшем дошкольном возрасте осознание "начала" – понимание своего рождения, появления на свет, начала всех начал – жизни.

Страх смерти в младшем дошкольном возрасте олицетворяет уже упоминавшийся страх перед Бабой Ягой и Кощеем. В старшем дошкольном возрасте угроза для жизни ассоциируется с таким сказочным персонажем, как Змей Горыныч. Страх перед ним, поднимаясь из глубин подсознания, внезапно овладевает воображением ребенка, отождествляясь, как и в давние времена, с похищением людей, с испепеляющим все вокруг огнем и пожаром. И вне этого страхи огня и пожара получают свое развитие в старшем дошкольном возрасте, будучи одним из проявлений страха смерти. О последнем косвенно могут говорить также страхи Волка в младшем дошкольном и Крокодила – в старшем дошкольном возрасте [9].

Отмеченные особенности в происхождении страха смерти и его влияние на другие страхи позволяют правильно оценить психологический вес этого базисного страха, не допуская как его переоценки, так и игнорирования обусловленных им возрастных проблем развития [12].

 

 

 

1.3. Страх и   причины его возникновения  в дошкольном возрасте

      Следует  различать понятия возрастных  и невротических страхов. Возрастные  страхи являются следствием эмоциональной  чувствительности и впечатлительности  ребенка при осознаваемой опасности  для жизни и самочувствия. В первые годы жизни ребенок пугается темноты, одиночества и возникающих из неоткуда чудовищ, вздрагивает при резком шуме, находясь на высоте или в воде без опоры ног[3]. В 5-7 лет эти страхи теряют свою актуальность, эмоционально демонстрируются, но зато начинают осознаваться страхи несчастья, заболевания, смерти, страхи огня и пожара. В младшем школьном возрасте происходит следующая трансформация страхов: дети начинают не столько бояться, сколько опасаться потусторонней жизни, нарастает тревожность (беспокойство) из-за неудач, несоответствия требованиям окружающих, т.е. возрастает социальный уровень страхов.    

Информация о работе Особенности страхов дошкольников