Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:02, курсовая работа
Актуальность исследования. Семья является важным институтом воспитания т.к. именно в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. В связи с особой ролью семьи важно увеличить положительное влияние и свести к минимуму отрицательное воздействие семьи на воспитание ребенка.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы страхов дошкольников, их особенности и причины возникновения 6
1.1. Понятие страха и причины его возникновения в дошкольном возрасте 6
1.2. Особенности страха детей дошкольного возраста 9
1.3. Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей и полных семей 15
Глава 2. Эмпирическое исследование 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Методы исследования 21
2.3. Анализ полученных результатов 25
Заключение 30
Список литературы 33
Приложение 35
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Оглавление
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о его нервной ослабленности, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Однако среди специалистов нет однозначного мнения о том, как сказывается воспитание в полных и неполных семьях, фактор развода и последующие изменение в стилях воспитания и в возникновении страхов у детей дошкольного возраста. Для кого-то развод превращается в серьезный жизненный кризис, вызывает тяжелый стресс, для других – это освобождение, начало изменений к лучшему. Некоторые ученые полагают, что развод не привлекал бы к себе столь пристального внимания, если бы не затрагивал благополучия детей. Около 60% разводящихся пар в США и России имеют несовершеннолетних детей. Однако наличие детей не удерживает родителей от развода. Ежегодно миллион детей в США и более 500 тысяч в России остаются с одним родителем [16].
В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение из-за их довольно широкого распространения среди детей. Родители одиночки, становятся агрессивными, вечно занятые, им некогда заниматься воспитанием детей, воспитанием детей занимаются время от времени, вследствие этого у детей в таких семьях могут возникать различные страхи. В связи с вышесказанным остро встает необходимость своевременного выявления детских страхов и их особенностей для своевременного проведения коррекционной работы.
Объект: страхи дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Предмет: особенности страхов дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Гипотеза: мы предполагаем, что наибольшее влияние на возникновение страхов влияют неполные семьи.
Цель: выявить особенности страхов дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Многозначность и семантическая неопределенность термина «страх» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и гипотетическая, «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и свойство личности, которое дается через описание внутренних факторов и внешних характеристик при помощи родственных понятий, и мотивационный конфликт.
В работах Дж. Уотсона страх - это фундаментальная, врожденная эмоция, стоящая в ряду первичных (гнев, любовь), появляющаяся с момента рождения [24].
З. Фрейд утверждал, что страх - аффективное состояние и прежде всего то, что можно почувствовать. Это ощущение носит характер неудовольствия. Этот автор различает страх реальный и страх невротический. Реальный страх есть биологическая реакция на опасность, он связан с рефлексом бегства, и его можно рассматривать как выражение инстинкта самосохранения. Невротический страх З. Фрейд определял как страх ожидания, как «беспредметную эмоциональную реакцию», источником которой являются сексуальные и агрессивные влечения, подавленные в детском возрасте [24]. Невротический страх отличается от реального тем, что источник опасности первого страха находится скорее во внутреннем, чем во внешнем мире.
М. Миллер определял страх как безусловную реакцию вегетативной нервной системы на болевые стимулы. Он также считал, что страх является мотивацией или потребностью, которую можно приобрести в результате научения [24]. Х. Хекхаузен ту же самую реакцию называл условной.
Ф. Риман и О. Маурер трактовали страх как реальный сигнал, предупреждающий о приближающейся угрозе и мотивирующий защитные реакции. Позже О. Маурер пришел к выводу, что чувство страха является единственной движущей силой поведения человека на уровне «Я».
Ч. Спилбергер, давая определение страха, отмечает, что страх есть процесс, включающий эмоциональную реакцию, связанную с антиципацией определенного ущерба вследствие реальной объективной опасности, присутствующей во внешнем окружении [24].
В отечественной психологии чаще встречается трактовка страха как эмоционального состояния. Н.И.Конюхов определяет страх как психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств в ситуациях угрозы биологическому и социальному состоянию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности [11].
Ф.Б. Березин определяет страх как конкретизированную тревогу, которая создает у субъекта представление о том, что угроза может быть устранена с помощью определенных действий [8].
Страхи детей – это нормальное явление в их развитии. Возрастные страхи самопроизвольно проходят с возрастом. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные, болезненно заостренные страхи или очень частое переживание состояния страха. В таком случае развивается «невроз страха». К его развитию могут приводить как внутренние факторы (например, повышенная тревожность, беспокойство, мнительность), так и внешние социальные факторы (неправильное воспитание, гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность к ребенку, эгоцентрическое воспитание).
Гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, тем что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.
К числу внушенных можно также отнести и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике.
Все это дает основание говорить об условнорефлекторном характере страха, даже если ребенок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определенного эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием
Таким образом, страх – это одно из средств познания окружающей действительности, ведущее к более избирательному и критичному отношению к ней. Страх, таким образом, выполняет определенную социализирующую и обучающую роль в процессе формирования личности. Поэтому воспитание устойчивости к страху направлено не на избавление от него, а на выработку умения владеть собой при его наличии, тем более что у каждого из нас есть естественные психологические механизмы для его преодоления