Особенности страхов дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Семья является важным институтом воспитания т.к. именно в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка. В связи с особой ролью семьи важно увеличить положительное влияние и свести к минимуму отрицательное воздействие семьи на воспитание ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы страхов дошкольников, их особенности и причины возникновения 6
1.1. Понятие страха и причины его возникновения в дошкольном возрасте 6
1.2. Особенности страха детей дошкольного возраста 9
1.3. Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей и полных семей 15
Глава 2. Эмпирическое исследование 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Методы исследования 21
2.3. Анализ полученных результатов 25
Заключение 30
Список литературы 33
Приложение 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 90.86 Кб (Скачать файл)

Уровень всех видов страха у детей из экспериментальной группы, находится на более высоком уровне, чем страхи детей из контрольной группы.

Были изучены психологические особенности  проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях, выявлены различия  в проявлении и количестве страхов между детьми того же возраста из полных семей, сделаны соответствующие выводы:

    Страх играет  немаловажную роль в жизни  ребёнка, с одной стороны, он может  уберечь от необдуманных и  рискованных поступков. С другой  – положительные и устойчивые  страхи препятствуют развитию  личности ребёнка, сковывают творческую  энергию, способствуют формированию  неуверенности и повышенной тревожности.

 Страхи неизбежно сопровождают  развитие ребенка и появление  различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий (развод родителей).

Таким образом, оперируя данными, полученными в ходе экспериментального исследования, можно подтвердить верность выдвинутой гипотезы – количество страхов у детей из неполных семей выше количества страхов детей из полных семей.

 

Список литературы

  1. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: АПН СССР, 1987.

  1. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1995.- 181с.

  1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278с.

  1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001.- 128с.

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека.- М.: Академ. Проспект, 2004.- 224с.

  1. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – т.4 – 336 с.

  1. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. – 1991. - №4 - с.84-92.

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.

  1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. – 237с.

  1. Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета.- 2001.- №11.- с.6-7.

  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 320с.

  1. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 1999.- 308с.

  1. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- №5 .- с.34.

  1. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.

  1. Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12.

  1. Панченко С.А. Мне страшно…Я боюсь // Школьный психолог.- 2002.- №14.- с.8-9.

  1. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений // Дошкольное воспитание.- 2001.- №4.- с.90-91.

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 384с.

  1. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: ,1988.

  1. Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание.- 1997.- №5.- с.65-68.

  1. Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и

  1. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.

  1. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.

  1. Шапиро А.З. Психолого – гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений // Вопросы психологии.- 1994.- №4.- с.45-46.

  1. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.

  1. Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.

  1. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112с.

Приложение

Приложение 1.

Протокол обследования страхов дошкольников из полных семей (Методика «Страхи в домиках»)

Имя ребенка

Страхи из черного домика (№)

Всего

1

Алина

1,2,9,19,25,27,28,29

8

2

Вика

1,5,8,9,25,26,27

7

3

Лера

1,6,9,13,19,25,27,28

8

4

Ваня

1,2,7,9,11,12,18,26,27,28

10

5

Дима

2,8,12,13,14,25,27,28

8

6

Данил

1,6,9,11,12,15,25,27,28,29

9


 

 

Приложение 2.

Протокол обследования страхов дошкольников из неполных семей (Методика «Страхи в домиках»)

Имя ребенка

Страхи из черного домика (№)

Всего

1

Ваня

6,7,9,11,12,13,14,25,26,27,28

11

2

Женя

1,7,9,11,12,13,14,17,20,25,27,28

12

3

Коля

1,3,7,14,15,17,19,21,22,26,29

11

4

Оля

1,3,4,5,7,8,9,11,12,13,14,25,27

13

5

Юля

1,3,7,9,11,12,13,14,17,18,19,20,25,27,29

15

6

Маша

1,7,8,9,11,12,14,25,26,27,28,29

13


 

 

 

 


Информация о работе Особенности страхов дошкольников