Особенности тренировки спорстменов с различными типами высшей нервной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:45, реферат

Краткое описание

Типы высшей нервной деятельности- природная особенность нервной системы ,представляющая собой комплексы основных свойств нервной системы.Особенности, формирующие типы высшей нервной деятельности ,зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы человека и животных. Основой индивидуальных различий в нервной деятельности животных является проявление и соотношение двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.

Содержание

Характеристика типов высшей нервной деятельности по И.П .Павлову
Классификация типов высшей нервной деятельности человека по И.П .Павлову
Значение учета типов высшей нервной деятельности для занятий спортом и при проведении тренировочной работы с юными спортсменами.
Особенности направленности физических нагрузок в избранных видах спорта у спортсменов ,имеющих различные типы высшей нервной деятельности.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное Государственное Бюджетное.docx физиология.docx

— 34.37 Кб (Скачать файл)

Федеральное  Государственное  Бюджетное

Образовательное Учреждение Высшего

Профессионального Образования

“Российский Государственный  Университет Физической

культуры, спорта , молодежи и туризма”

Гуманитарный институт

Кафедра психология

 

 

Реферат на тему : Особенности тренировки спорстменов с различными типами высшей нервной деятельности.

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

Специальность : психология

Тарачанова А.А

 

 

 

 

2012

План реферата:

    1. Характеристика  типов высшей нервной деятельности по И.П .Павлову
    2. Классификация типов высшей нервной деятельности человека по И.П .Павлову
    3. Значение учета типов высшей нервной деятельности для занятий спортом и при проведении тренировочной работы с юными спортсменами.
    4. Особенности направленности физических нагрузок в избранных видах спорта у спортсменов ,имеющих различные типы высшей нервной деятельности.
    5. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  типов высшей нервной деятельности по И.П .Павлову.

Типы высшей нервной  деятельности- природная особенность нервной системы ,представляющая собой комплексы основных свойств нервной системы.Особенности, формирующие типы высшей нервной деятельности ,зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы человека и животных .

Основой индивидуальных различий в нервной деятельности животных является проявление и соотношение двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.

Соотношения свойств этих двух нервных процессов и были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности животных. Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения, которые и стали изучать при определении типа высшей нервной деятельности животного:

  • Сила процессов возбуждения и торможения.
  • Уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
  • Подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения — способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде.

Эти свойства нервной системы  и обусловливают высшее приспособление животного организма к окружающим условиям, т. е. совершенное взаимодействие организма как системы с внешней  средой, обеспечивают существование  организма.

Охарактеризуем основные свойства высшей нервной деятельности.

Сила нервных процессов  выражается в способности нервных  клеток переносить длительное и концентрированное  возбуждение и торможение, не переходя в состояние запредельного торможения. Это определяет предел работоспособности (выносливости) нервной клетки.

Каждая нервная клетка обладает предельной работоспособностью; под влиянием сильного или долго  действующего раздражения она слабеет, делается неспособной проводить  ту работу, которую она проводила  прежде. Предел работоспособности нервной  клетки у разных животных различен, что и указывает на силу или  слабость нервной системы.

Сила нервного процесса характеризуется  соответствующей адекватной реакцией на сильные раздражители: сильные  раздражения у сильной нервной  системы вызывают и сильные процессы возбуждения. Чем сильнее нервная  система, тем более ярко проявляется  данная закономерность. Изменение силы раздражителя влечет за собой изменение  силы реакции. Время реакции уменьшается  при увеличении силы раздражителя.

Сильная нервная  система отличается способностью нервной клетки сопротивляться длительному действию посторонних раздражителей.

Слабая нервная  система характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение при действии сильных раздражителей — нервные клетки переходят в состояние запредельного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. В слабой нервной системе и процесс возбуждения, и процесс торможения являются слабыми, характерная особенность слабой нервной системы — быстро наступает состояние заторможенности.

Слабая нервная система  обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители такая  нервная система дает соответствующую  реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов возбуждения  и торможения, т. е. пропорциональное соотношение этих процессов.

Выдающиеся советские  физиологи И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин и другие выделяют три основных свойства нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Сила (и соответственно слабость как другой полюс этого свойства) выражается в степени выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю, а также в переносимости сильных раздражителей, хотя бы и кратковременных. и возбудимости.

Подвижность нервных процессов (на противоположном полюсе - инертность) определяется тем, насколько быстро происходит перестройка нервной системы на меняющиеся раздражители.

Уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов раскрывает соотношение и баланс возбуждения и торможения по их силе.

Каждому человеку присуще  своеобразное сочетание этих свойств.

Классификация типов  высшей нервной деятельности человека по И.П .Павлову.

В зависимости от сочетания  силы, подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения  образуются четыре основных типа высшей нервной деятельности.

По признаку силы нервных  процессов И. П. Павлов различал сильных  и слабых животных. Сильных в свою очередь он подразделял на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильные уравновешенные могут быть быстрыми и медленными Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности:

Сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип.

Сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.

Сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.

Слабый — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов — это меланхолический тип.

Значение учета  типов высшей нервной деятельности для занятий спортом и при  проведении тренировочной работы с  юными спортсменами.

Управление процессом  физического воспитания и спортивной тренировки детей и подростков требует  от педагога глубоких знаний в области  организации и проведения урочных  форм занятий, методики обучения двигательным действиям и развития физических способностей исходя из возрастных и  индивидуальных особенностей занимающихся.

Для достижения спортивного  результата в избранном виде спорта первостепенное значение имеют и  способности занимающихся, и дифференцированный подход тренера.

На формирование человека, его успехи в избранном виде деятельности оказывают влияние задатки, воспитание, среда и личное стремление к самосовершенствованию. Человек - существо биосоциальное. Ему  присущи все биологические свойства живых существ: наследственность и  изменчивость, обмен веществ, саморегуляция жизненных процессов, способность к индивидуальному развитию.

Возможности человека и эффективность  его деятельности внешнесредовыми и внутренними человеческими факторами. К внешнесредовым можно отнести такие, как климато-географические условия, воздушная среда и освещенность спортивных сооружений и т.п. Внешним фактором по отношению к человеку выступают общество и та социальная среда, в которой он находится. Внутренние - индивидуальные и личностные - факторы определяют наличие и потенциальные возможности человека, эффективность его деятельности. Они являются отражением как социального, так и биологического в развитии человека.

Социальный фактор развития человека и формирование его как  личности отражается в возможностях человека в виде мотивов (отношение  и интерес к спортивной деятельности), формируемых в процессе воспитания в виде знаний и умений, в виде эффекта развития физических способностей, достигаемого в результате тренировки и обучения.

Биологический фактор развития человека в основном рассматривается  как генотипический, т.е. определяющий врожденные особенности соматотипа, физиологические, биохимические, психофизиологические особенности (свойства нервной системы и темперамента) и т.п.

В реальных условиях возможности  человека представляют собой сплав  врожденных и приобретенных свойств, названный П.И. Павловым фенотипом.

Определение способностей и  в целом одаренности как сочетания  врожденных особенностей человека может  оказать большую помощь педагогу в его учебной и воспитательной работе, организации тренировочных  занятий и обеспечении индивидуального подхода в воспитании.Задача тренера и учителя физической культуры - найти для ученика тот вид спортивной деятельности, который отвечает его одаренности.

Одаренность - это своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения успеха в выполнении той или другой деятельности. Под способностями понимают сочетание врожденных функциональных факторов - психических и физиологических (двигательных) функций - с индивидуально-типологическими особенностями нервной системы. Но для того, чтобы особенности проявились у человека, нужно генетически обусловленное развитие функций и задатков. Прогнозирование способностей не обязательно требует выполнения человеком учебной, спортивной или трудовой деятельности. По мнению специалистов,различия в функционировании у разных людей определяются задатками, которые можно выявить соответствующими методами исследования. Под задатками понимают любые врожденные функциональные особенности человека (биохимические, вегетативные, двигательные, сенсорные, интеллектуальные), проявляющиеся на различных по сложности уровнях функционирования и обусловливающие различия в возможностях людей.В качестве задатков могут выступать типологические особенности проявления свойств нервной системы, такие как сила, подвижность и уравновешенность. Исследованиями доказано, что типологические особенности нервной системы генетически обусловлены и мало и с большим трудом изменяются под влиянием условий жизни и деятельности.

Поведенческие реакции человека относятся к психическим свойствам, которые составляют основу темперамента. К свойствам темперамента относят тревожность, эмоциональную возбудимость, импульсивность, лабильность и регидность.

Тревожность - свойство, определяемое степенью беспокойства, озабоченности, эмоциональной напряженности человека в ответственной и особенно угрожающей ситуации. Эмоциональная возбудимость - это легкость возникновения эмоциональных реакций на внешние и внутренние воздействия. Импульсивность характеризует быстроту реагирования, принятия и исполнения решения. Регидность и лабильность обусловливают легкость и гибкость приспособления человека к изменяющимся внешним воздействиям.

Типологические особенности  нервной системы оказывают значительное влияние на проявление физических способностей человека, его обучаемость движениям, работоспособность и надежность выступления на соревнованиях.

Так, спортсмены с сильной  нервной системой, которая отличается одинаково хорошо развитыми процессами возбуждения и торможения, могут  в значительной степени напрягать  и даже перенапрягать свои силы в  ответственные периоды спортивных соревнований без всякого ущерба для себя .

Спортсмены со слабым типом  нервной системы оказываются  не способными на сильные волевые  проявления, высокую работоспособность, что выражается в нестабильности выступления на соревнованиях, а  иногда и в новых "срывах".

Чем сильнее процесс возбуждения  нервной системы, тем значительнее улучшает испытуемый свои результаты в игре по сравнению с тренировкой , и чем слабее процесс возбуждения нервной системы, тем значительнее ухудшаются его результаты на соревнованиях. У представителей различных типологических групп процесс работоспособности протекает по-разному, и они в значительной степени отличаются друг от друга усвоением техники движений и их выполнением в усложненных условиях.

Лица с сильным подвижным типом нервной системы проявляют лучшую работоспособность при выполнении быстрых динамических упражнений, а также при частой смене заданий или изменении условий деятельности. Качества выполнения упражнений к концу тренировки не снижается. Слабый подвижный тип не обладает достаточной выносливостью; одно и тоже упражнение способен выполнять не более 3-5 раз. К концу тренировочного занятия качество выполнения упражнений заметно снижается, и нередко такой спортсмен досрочно прекращает занятие. У представителей слабого инертного типа относительно низкие показатели работоспособности. Они обычно не выдерживают трехчасовые тренировочные нагрузки. Качество выполнения упражнений после 4-5-кратного повторения снижается. Тренировочные занятия на следующий день крайне не результативны. Сильные инертные типы лучшую работоспособность проявляют при выполнении медленных и статических упражнений. В деятельности, требующей быстроты движений и частой смены состояний, утомляются сравнительно быстро. По общему объему выполненной нагрузки на тренировочном занятии характеризуются как работоспособные.

Информация о работе Особенности тренировки спорстменов с различными типами высшей нервной деятельности