Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 23:46, курсовая работа
Целью данной работы является анализ Осетино-ингушского конфликта, а так же формулирование предложений по урегулированию и ликвидации последствий конфликта. В соответствии с целью работы ставятся следующие задачи:
- изучить понятие и сущность этнотерриториальных конфликтов;
- выделить основные типологии этнотерриториальных конфликтов;
- определить причины возникновения разногласий (конфликта) и развития;
- анализ и предложения по урегулированию конфликта.
Введение….……………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования этнотерриториальных конфликтов в России.
1.1. Понятие и сущность этнотерриториальных конфликтов………………………………………………………………………6
1.2. Типология этнотерриториальных конфликтов …………………….................................................................................................11
Глава II. Анализ особенностей урегулирования этнотерриториальных конфликтов на примере осетино-ингушского конфликта (октябрь-ноябрь 1992 г.).
2.1. Возникновение конфликта и его развитие……………………...18
2.2. Пути урегулирования конфликта на примере осетино-ингушского конфликта….……………………………………………………..24
Заключение…….……………………………….........................................33
Список использованной литературы…………….…………………….37
11. На
много легче было бы
Заключение
Осетино-ингушские
отношения традиционны и уходят
в глубь веков. Они документируются
историческими источниками, позволяющими
судить об их сложности и неоднозначности
во все периоды развития двух соседствующих
народов в составе российской
государственности. Каждый из исторических
этапов включения двух социумов в
российские государственно-политические
и социально-экономические
Различные
формы адаптации осетин и ингушей
к происходившим в России, а
затем и Советском Союзе
Адаптация к
административным формам подчинения,
налогам, повинностям шла у горского
населения достаточно болезненно и
приводила к регулярным локальным
возмущениям. Для осетинского общества,
имевшего опыт классового расслоения
и обладавшего сформировавшейся
социальной элитой, такие возмущения
остались локальными эпизодами (восстание
1831 г., подавленное экспедицией
Перемещения, происходившие в середине XIX в. и завершившие формирование системы казачьих поселений, также создавали дополнительные почву и поводы для будущих конфликтов. И осетины, и ингуши к концу XIX в. практически одинаково страдали от земельной нехватки. Однако в нараставшем с начала XX в. осетино-ингушском противостоянии проблема земельного голода не играла главенствующую роль. Гораздо важнее в нарастании осетино-ингушских противоречий был другой аспект этноконфликтной проблемы на Северном Кавказе второй половины XIX в. - набеговая практика. Ее «ренессансу» в начале XX в. способствовало втягивание горских народов в капиталистическое развитие, товарно-денежные отношения. В условиях «переходного» состояния горской экономики набеги из агрессивного средства «собирания» феодальной собственности превращаются в средство «собирания» квазикапиталистической собственности. В применении к осетинскому обществу конца XIX в. - начала XX в. можно говорить о росте внутриобщинных форм криминальной наживы; в применении к ингушскому обществу - о полномасштабной набеговой практике, направленной преимущественно на осетин и казаков.
В эпоху
революционных перемен, сопровождаемых
кризисом власти и политической борьбой
за власть в центре, социальные противоречия
обострились, продуцируя формы военного
противостояния. Кровавые междоусобицы
1918 г. получили предварительную санкцию
в виде безответственного политико-
Крах
российской государственности в 1917
г. способствовал углублению осетино-ингушских
противоречий. Революция разрушила
сложившиеся государственные
В осуществлявшемся с конца 20-х годов курсе советского руководства на модернизацию, проведении стратегии поглощения этнокультурной специфики жизненного уклада этнических меньшинств, власть сталкивалась с проблемой отторжения рядом горских народов (например, ингушами) навязываемых политических условий существования, форм хозяйствования, норм регуляции социальной жизни. Приверженность вайнахов жестким фамильно-тейповым связям и исламу была несовместима с целями советского социально-экономического переустройства социальной жизни.
Если в Северной Осетии в процессе социально-политической и экономической модернизации безраздельно господствовали советские правила упорядочения социальной реальности, то в Ингушетии доминировала традиционная элита (духовенство, старейшины тейпов), способствовавшая отторжению системы. Уничтожение вайнахского духовенства воспринималось народом как уничтожение самих основ национальной культуры и сделало неизбежным конфликт ингушей (и вайнахов в целом) с советской системой.
Принятый российским Парламентом Закон «О реабилитации репрессированных народов», содержащий статью о возвращении территорий, безответственные заявления ведущих российских политиков, Закон «Об образовании Ингушской Республики» без определения ее границ - все это сыграло формообразующую роль в катастрофе, спровоцировав вооруженный конфликт 1992 г.
К декабрю
2005 года процесс урегулирования осетино-ингушского
конфликта пришла к выработке
и подписанию Соглашения о добрососедстве
и сотрудничестве между РСО-А
и РИ. Существо этого политического
документа выражается, в частности,
в том, как он читается людьми, вовлеченными
в повседневные «этнические стратегии»
и какие влиятельные для них
макроопределения ситуации этот документ
содержит. Важно то, какая собственно
определенность задается в актуальной
картинке соседства влиятельными политическими
агентами, какая фактура отношений
на локальном уровне полагается адекватной
для новой исторической фазы развития
российской - общей для осетин и
ингушей - государственности. Ни для
кого из внимательных наблюдателей за
развитием ситуации в зоне бывшего
осетино-ингушского конфликта не секрет,
что соглашение подписано при
деятельном участии федерального центра
и что само подписание нацелено на
реконструкцию осетино-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Приложение:
1 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
2 Тишков В.А. Амбиции лидеров и надменность силы. Заметки о чеченском кризисе //"Свободная мысль", 1995, N1.
3 Тишков В.А. Амбиции лидеров и надменность силы. Заметки о чеченском кризисе //"Свободная мысль", 1995, N1.
4 Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР // Советская этнография. 1990. № 1. 18.
5 Книга Ф. Ратцеля “О законах пространственного роста государств”
6 Автор книги: Авксентьев В.; Название книги: Ставрополье: этноконфликтологический портрет;1994
7 М.,1992; Манхейм К. Человек и общество в век преобразований. М.,1991
8 Рябцев В.Н. Конфликтология: Учебная программа. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. - 49 с.