Особенности физиологического и психического взросления человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 07:40, реферат

Краткое описание

Э. Эриксон, последователь З. Фрейда, больше внимания обращал на социальные и культурные факторы, влияющие на процесс развития подростка. Фрейд был убежден в значимости первых 6 лет жизни ребенка и родителей, но личность, согласно представлениям Эриксона, более податлива и формируется на протяжении всей жизни под влиянием друзей, семьи и общества в целом. Возраст 6–14 лет Эриксон относит к позднему детству, а 14–20 – к юности.
Продолжает эти идеи другой представитель современного психоанализа (неофрейдизма) – Блос. Он различает пять фаз, характерных для перехода от детства к взрослости.

Содержание

Введение
Физиологические особенности подростка.
Психологические особенности подростка.
Старший подростковый возраст,
психологическая характеристика возраста
Личность подростка
Высшие психологические функции.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 39.18 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

“Самарский колледж строительства и предпринимательства “

(филиал) федерального государственного  бюджетного образовательного учреждения 

высшего профессионального образования

 Московский государственный  строительный университет  

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат  по обществознанию

  на тему:

 

 

 

Особенности физиологического и психического взросления человека

 

 

 

 

                                                                                                        Вылолнила :

                                                                                                        Студентка группы 317-1ЗИО

                                                                                                        Запивалова Ирина

                                                                                                        Проверила:

                                                                                                         Колосова Е. А.

.

Содержание:

Введение

Физиологические особенности подростка.

Психологические особенности подростка. 

Старший подростковый возраст, 

психологическая характеристика возраста

Личность подростка

Высшие психологические функции.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по–разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.

Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8–9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 – у мальчиков.

По данным Т. Д. Марцинковской, в этот период медленно изменяется деятельность щитовидной железы и гипофиза.

На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12–14 лет (соответственно у девочек и мальчиков).

Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. В это время происходит бурный рост трубчатых костей (около 10 см в год), формирование грудной клетки. Кажется, что вытянутая фигура подростка непропорциональна, а координация движений нарушена. Но подростки очень чувствительны к физическому развитию, пластичны, умеют быстро развить у себя спортивную форму. На этом этапе растут сердце и легкие, увеличивается объем последних. Появляются боли в сердце, так как изменяется его работа, кровеносные сосуды растут медленнее, поэтому артериальное давление становится нестабильным. Результат этого – частые головные боли и повышенная утомляемость. Недостаточное насыщение мозга кислородом приводит к торможению и как следствие к изменению функционирования психических процессов, уменьшению объема внимания (способность удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно), снижению скорости его переключения (умение перенести внимание с одного объекта на другой), к снижению способности распределения внимания (выполнение одновременно двух и более заданий) и его концентрации (умение работать сосредоточенно).

На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. У мальчиков они влияют на рост тела, созревание половых органов и появление вторичных половых признаков – мутация голоса, изменение гортани (появление кадыка), оволосение, поллюции. У девочек устанавливается менструальный цикл, также происходит развитие половых органов, которые готовы к оплодотворению, беременности, кормлению ребенка.

К пятому этапу, в 15–17 лет (16–17 лет у мальчиков, 15–16 – у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Таким образом, девочки достигают половой зрелости в среднем на 18–34 месяца раньше, чем мальчики. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста.

Одна из классификаций, основанная на биологических факторах, принадлежит З. Фрейду. Возраст 12–15 лет – это период пубертата (лат. pubertas – половая зрелость), т. е. именно тот период, когда происходит половое созревание. Для данного уровня развития характерны влюбленность, способность к гетеросексуальным, интимным отношениям. Вступление в генитальную стадию сопровождается биохимическими и физиологическими изменениями в организме.

 В результате  этих изменений усиливается возбудимость  и повышается сексуальная активность. Иначе говоря, на этой стадии  требуется наиболее полное удовлетворение  сексуального инстинкта. Так считают  психоаналитики. Предпочтение подростками  своих сверстников, по мнению  Фрейда, свидетельствует о гомосексуальных  тенденциях их поведения. Формируется  генитальный характер – зрелость  и ответственность в социально–сексуальных  отношениях.

Основатель психоанализа терпимо относился к сексуальной свободе, а пассивность, свойственная начальному школьному возрасту, с его точки зрения, может привести к психическим травмам. Конфликты же в более позднем возрасте связаны со следами сексуальных конфликтов у подростка. Поэтому все напряжение энергии либидо проявляется в тревоге, так как подросток неспособен справиться с внешним и внутренним возбуждением. Тревога помогает подростку сформировать защиту своего «Я» (эго).

Э. Эриксон, последователь З. Фрейда, больше внимания обращал на социальные и культурные факторы, влияющие на процесс развития подростка. Фрейд был убежден в значимости первых 6 лет жизни ребенка и родителей, но личность, согласно представлениям Эриксона, более податлива и формируется на протяжении всей жизни под влиянием друзей, семьи и общества в целом. Возраст 6–14 лет Эриксон относит к позднему детству, а 14–20 – к юности.

Продолжает эти идеи другой представитель современного психоанализа (неофрейдизма) – Блос. Он различает пять фаз, характерных для перехода от детства к взрослости. Нас интересуют в первую очередь два этапа – предпубертат (примерно 10–12 лет) и ранний пубертат (13–14 лет). На первом происходит усиление влечений с появлением агрессий, подобных тем, что приводили к удовлетворению потребностей в первые годы жизни. Иначе говоря, в 10–12 лет еще имеют место капризы и упрямство, немотивированные действия, с помощью которых ребенок добивается того, чего хочет. На втором этапе девочки и мальчики отдаляются от близких людей из семейного круга и начинают ориентироваться на внешние объекты, приносящие им удовлетворение.

Несмотря на явную недооценку общения и семейных отношений, во всех подходах подмечен общий важный момент – влияние биологических факторов, имеющих значение для развития физиологических и нервных процессов.

Можно по–разному относиться к фрейдизму. Но психоанализ позволил увидеть некоторые биологические закономерности развития подросткового возраста, главные из которых – созревание сексуальных структур организма. А они не могут быть нейтральными в развитии психодинамики, психической устойчивости, чувствительности (сензитивности).

Некоторые ученые стремились соотнести индивидуальное развитие человека с развитием человеческого рода. При этом все особенности индивидуального взросления сопоставлялись с общественным. Например, период от 10 до 12 лет назывался периодом робинзонады (детства человечества). Ребенка в эти годы привлекают походы: ему интересно строить шалаши, разводить костры.

Следующий период – от 12 лет – период «охоты и захвата добычи», когда ребенок начинает интересоваться сельским хозяйством, ухаживает за животными. Затем наступает торгово–промышленный период (зрелость человечества). У подростка 14–15 лет возникает интерес к деньгам, их накопительству, обмену на товары.

Как видим, определение возрастной периодизации учеными соответствовало их представлениям о предназначении человека в жизненный период от 11 до 15 лет.

Физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, которые могут не совпадать.

Это несовпадение стало точкой отсчета начала и окончания подросткового возраста, легло в основу разных оценок подростка и подростковой периодизации.

Так, психологическую зрелость В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев определяют как кризис отрочества и становление субъекта социальных отношений в 11–14 лет. В. В. Давыдов считает, что подростковый период начинается с 10 лет и заканчивается в 15 лет. Характерная черта этого периода – общение на основе различных видов общественно полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность оценивать свои действия, опираясь на мнения одноклассников. Психологическая зрелость позволяет подростку осознавать себя, принимать решения, соотносить реальное, возможное и вымышленное.

С. Холл рассматривает зрелость подростка с точки зрения социально–психологического подхода. Он видел в подростковой стадии отражение эпохи романтизма и хаоса человечества, когда природные силы противоречат требованиям социальной жизни. Холл впервые описал психологические особенности подросткового возраста. Он считал, что негативные проявления подростка обусловлены спецификой этого этапа в общем развитии человека, а именно переходностью и промежуточностью. Но все же главное в подростке – природно–биологическое.

Следует особо подчеркнуть, что анатомо–физиологические изменения влияют на психическое развитие подростка опосредованно, через культурные и социальные представления о развитии и культурном взрослении, а природные (биологические) особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его результаты.

В основе социальной зрелости подростка лежит его способность самостоятельно определять свою судьбу, т. е выбирать место учебы, представлять характер профессии.

Этапы развития разных видов зрелости отличаются друг от друга. Однако они дополняют представление о том, как подросток становится взрослым и какие особенности возникают на пути взросления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подростковый возраст - один из самых сложных и важных в жизни человека. Это возраст интенсивного взросления. И очень важно, чтобы родители, самые близкие люди для ребенка, не пропустили этот период взросления и смогли доступно объяснить подростку, какие перемены с ним происходят и почему.

Физиологические особенности подростка.(10-15 лет)

Этот возраст - один из главных периодов роста и формирования организма; в это время идёт перестройка деятельности всех органов и систем. Особую роль играет изменение в нервной и эндокринной системах. Быстро растет тело, все органы и ткани, и это обусловлено влиянием половых гормонов и гормона щитовидной железы. Примерно до 9 -10 летнего возраста развитие у мальчиков и девочек происходит одинаково. К 10 – 11 годам в кровь начинает поступать половой гормон, специфичный для данного пола (до этого в крови содержится одинаковое количество гормонов обоего пола). 

Половое созревание девочек начинается на 1-2 года раньше. Они обгоняют в росте мальчиков. Отсюда и увлечение мальчиками, которые старше их. После завершения полового созревания темп роста девочек резко падает. К 15 - 16 годам они уже сформированы. Рост прекращается.

Мальчики в 12 – 14 лет продолжают усиленно расти, и к 15 - 16 годам (10 -11 класс) они значительно выше девочек. Мальчики растут до 18 - 20 лет, т. к. полное созревание завершается позднее. В это время наблюдается изменение давления, скорость сокращения сердца. Эти отклонения увеличиваются при физических, умственных, эмоциональных перегрузках. Чем меньше двигается подросток, тем хуже работает сердце и сосуды. Этому способствует телевизор, компьютер, долгое чтение, лежание. Характерна для подростка аритмия (тахикардия, брадикардия). Всё это приходит в норму при половом созревании при условии, что подросток был здоров, не увлекался курением, алкоголем, не имел стрессовых ситуаций в школе и дома. В подростковый период улучшается аппетит. В период переутомления или нервно-психического напряжения, физических перегрузок может быть потеря аппетита, тошнота, рвота, поносы, схваткообразные боли в животе. Малоподвижный образ жизни приводит к запорам, затем хроническим заболеваниям кишечника.

Психологические особенности подростка. 

НЕВРОЗЫ: Гармонично сложенный ребёнок вдруг превращается в неловкого увальня с длинными руками, которые он и сам не знает, куда деть, тонкими ногами, которые девочки прячут под брюками, угри и т.д.

Что главное для подростка? Внешность. Внимание сверстников. Это является мерилом успеха. Именно недостатки бросаются в глаза их сверстникам. 

Именно внешность и желание не быть отвергнутыми заставляют подростка по-своему решать свои проблемы. Общение со сверстниками становится в этом возрасте ведущим. И тогда, чтобы обратить на себя внимание, они не выбирают средств, которыми можно обратить на себя внимание. Это бравада, дерзость, веселье без причины, курение… Лишь бы привлечь внимание. 

 

Именно в этом возрасте у подростка идёт быстрая смена настроения, гиперактивность, из-за чего падает внимание, ухудшается поведение и успеваемость, ухудшается почерк, речь .

Плохое поведение, замкнутость - это первый признак того, что потребность в «принятии», «уважении», «самовыражении» не удовлетворяется.

Подростки самонадеянны, но одновременно застенчивы, не уверены в себе. Происходит переоценка ценностей. И, прежде всего, оценивается поведение, высказывание, социальные установки, авторитет родных. Они критически анализируют психологический климат в семье, который создали родители. И критика чаще всего бывает не в пользу родителей. Часто взрослые приписывают недостатки окружению. На самом деле подростку нужен взрослый человек, чтобы научиться быть взрослым.

Развитие осознанности за свои поступки начинается в семье. Фразы «ты такой неповоротливый», «я тебе уже 100 раз объясняла, а ты такой бестолковый», «как я сказала, так и будет», «мне всё равно, что думают о тебе друзья», «отстань, я устала» и прочие - произносить нельзя. Это усугубляет состояние подростка. Что делать? С чего начать?

А кто для моего ребёнка является кумиром? Какие качества ему нравятся в кумире? Почему внешние, а не внутренние качества? Кому ещё из одноклассников нравится «он» или «она»? Задайте подобные вопросы себе. Это поможет вам определить внутренний мир вашего ребёнка.

Помощь родителей – это прежде всего их внимательное отношение к своим детям, заинтересованность в его друзьях, интерес к жизни класса, школы.

Огромную роль играет создание дома спокойной обстановки, уважения к труду каждого члена семьи. Забота о старших, об отдыхе.

Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми. Он может быть помощником в домашних делах. Родители могут привлечь ребёнка к своим увлечениям или разделить его увлечения. Именно совместная деятельность облегчает контакт с подростком, рождает духовную близость. В совместных занятиях не только родителям открывается характер ребёнка, но и они лучше узнают своих родителей.Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место общению со сверстниками, но это совсем не так.Им не нравится общение через «нотацию», а вот «неформальное», нерегламентированное общение им необходимо. Потребность в таком общении удовлетворяется лишь на 30% (30% с мамой, 12% отцом). Причина психологического барьера между родителями и детьми - это неумение и нежелание родителей выслушать, понять, разобраться. По всем параметрам общения родители уступают друзьям. Там их слушают и понимают.Кода подросток идёт к вам с вопросами, сомнениями, не говорите ему «нет», не ссылайтесь на занятость, иначе он на улице найдёт, с кем поделиться своими проблемами. И хорошо, если «случайный» человек окажется хорошим.

Информация о работе Особенности физиологического и психического взросления человека