Подростки зорко замечают промахи
и недостатки взрослых. Часто предметом
критики становится учитель. «Несправедлив
ко мне», «у него есть любимчики», «неправильно
ставит отметки»… Не следует поощрять
такие разговоры, но и уходить от этого
нельзя. Надо подростка заставить задуматься
над своим поведением, проанализировать
свои поступки, и многие упрёки отпадут
сами собой.
Старший
подростковый возраст,
психологическая
характеристика возраста
В этот самый короткий по астрономическому
времени период подросток проходит великий
путь в своем развитии: через внутренние
конфликты с самим собой и с другими, через
внешние срывы и восхождения он может
обрести чувство личности.
Окружающая
среда. Подросток психологически попадает
в зависимость от предметного мира как
ценности человеческого бытия. Приобретая
вещи в личное владение, он обретает ценность
в собственных глазах и глазах сверстников.
Именно через присущие подростковой культуре
вещи происходи регулирование отношений
внутри возрастных групп. Для подростка
становится значимым обладание определенным
набором вещей, чтобы поддерживать свое
чувство личности. Конечно, вещи - среда
обитания, необходимая и желанная собственность.
Однако общество предлагает вниманию
подростка выбор вещей, которые необязательны
для благополучного бытия ребёнка. Совершенный
подросток попадает в большей мере под
внушающее воздействие побуждающей рекламы.
Семья. Подросток в данный период
начинает по-новому оценивать свои отношения
с семьёй. Стремление обрести себя как
личность порождает потребность в отчуждении
от всех тех, кто из года в год оказывал
на него влияние. Отчуждение внешне выражается
в негативизм – в стремлении противостоять
любым предложениям, суждениям, чувствам
тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм
является началом активного поиска подростком
собственной уникательности, собственного
«я». Однако, реально находиться наедине
со своими «я» подросток ещё не может.
Он ещё не способен глубоко и объективно
оценивать самого себя: он не способен
в одиночестве предстать перед миром людей
как уникальная личность. Его потерянное
«я» стремиться к «мог» («Мы» - группа).
Общение. В отрочестве общение с родителями,
учителями и другими взрослыми начинает
складываться под влиянием возникающего
чувства взрослости. Подростки начинают
оказывать сопротивление по отношению
к роли выполняемым требованиям со стороны
взрослых, активнее отстаивать свои права
на самостоятельность, отожествляющую
в их напоминании со взрослостью. Они болезненно
реагируют на реальные или кажущиеся ущемления
своих прав. Но, несмотря на внешние противодействия,
проявляемые по отношению к взрослому,
подросток испытывает потребность в поддержке.
Особо благоприятной является ситуация,
когда взрослый выступает в качестве друга.
В этом случае взрослый может значительно
облегчить подростку поиск его места в
жизни.
Особой чертой возраста является
то, что подросток больше притязает на
определённые права, чем стремиться к
принятию на себя каких-либо обязанностей.
Поэтому для освоения ребёнком новой системы
отношений важна аргументация требований,
исходящих от взрослых. Простое навязывание
требований, как правило, отвергается.
Общение со сверстниками приобретает
особую значимость в подростковом возрасте.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом,
подростки учатся рефлексии на себя и
сверстника. Общение становится настолько
притягательным, что дети забывают об
уроках и домашних обязанностях. Все свои
планы и тайны доверяют другу, в категорической
форме отстаивает право на дружбу со сверстником,
не терпит никаких обсуждений по поводу
недостатков и своего друга. Поэтому обсуждения
личности друга в любой форме, даже в виде
похвалы, воспринимается как покушение
на его право выбора, его свободу. Все увещевания,
доводы и предупреждения взрослых остаются
неуслышанными, пока подросток сам лично
не убедится в их правоте.
Успехи в среде сверстников
в отрочестве ценятся более всего. В подростковых
объединениях формируются свои кодексы
чести. Высоко ценятся верность, честность,
а караются предательство, нарушение данного
слова, эгоизм, жадность. В общении со сверстниками
он расширяет границы своих знаний, постигает
разные формы взаимодействий человека,
учится рефлексии на возможные результаты
своего и чужого поступка, высказывания,
эмоционального проявления.
Возникающий интерес к другому
полу у младших подростков проявляется
вначале в неадекватных формах: у мальчиков:
«задирание», приставание, «дразнилки»
и т. п.; девочки же обычно осознают причины
таких действий и сильно не обижаются,
в свою очередь не замечают, игнорируют
мальчиков. Поздние отношения усложняются.
Исчезает непосредственность в общении.
Часто это выражается в стеснительности,
либо демонстрации безразличного отношения
к другому полу. Иногда проявляется чувство
влюблённости в виде напряжения, смятения,
столь непонятных подростку.
Учебная
деятельность. Меняется внутренняя позиция
по отношению к школе. Если ранее ребёнок
был поглощен самой учёбой, то сейчас в
большей мере занимают взаимоотношения
со сверстниками. Но при всём при этом,
подросток готов к тем видам учебной деятельности,
которые делают его более взрослыми в
его собственных глазах. Такая готовность
может быть одним из мотивов учения.Занятия
приобретают особую значимость для развития
личности подростка. Они являются той
сущностью, которая обеспечивает подростку
расширение собственного сознания и значимое
место среди сверстников. (Эрудированный
подросток пользуется авторитетом у сверстников
как носитель особого, что побуждает приумножать
знания). Успех или неуспех в учении влияет
на формирование отношения к учебным предметам.
Успех вызывает положительные эмоции
и позитивное отношение к предмету наоборот.
Большую роль у подростков играет активная
проба или в различных областях знаний
и трудовой деятельности. Таким образом
подросток ищет самого себя, свою индивидуальность,
уникальность. Здесь важно вовремя увидеть
склонности подростка и оказать поддержку.
Личность подростка
Самосознание. Отрочество – период напряженной
внутренней жизни человека. Развивающееся
самосознание именно в этот период особенно
тревожным делает человека и неуверенности
в себе. Подростку предстоит приспособиться
к своему меняющемуся внешнему облику:
телесному и физическому. От отрицания
себя телесного через кризисные переживания
и подвиги физического самосовершенствования
он должен прийти к принятию уникальности
своей телесной оболочки.
Это многотрудный путь, который
при всей своей заботе, любви и понимании
близких отрок проходит сам. Конечно, трудно
«принять себя таким, как я есть…», несмотря
на эталонных красавиц и красавцев, несмотря
на превосходящих сверстников и сверстниц.
Многие переживания можно сгладить, если
подросток имеет возможность одеваться
так, как ему нравится. Подросток становится
«комком» противоречивых состояний, мотивов,
поступков.
В этот период человек активно
осваивает женские и мужские роли. Сознательно
и бессознательно наблюдают за взрослыми,
чтобы усвоить внешнее поведение и внутренний
духовный статус мужчины или женщины.
При этом особо важны образцы взаимодействия
разных полов между собой. Особый интерес
вызывают сексуальные отношения. Особую
значимость приобретают беседы на темы
полового воспитания детей.
Умственное
развитие. Речь. Развитие речи идет, с одной
стороны, за счет расширения богатства
словаря, с другой – за счет усвоения множества
значений, которые способен закодировать
словарь родного языка.
Именно в отрочество человек
начинает понимать, что развитие речи
определяет познавательное развитие.
Подросток легко улавливает неправильные
или нестандартные формы и обороты речи
у своих учителей, родителей, находит нарушения
несомненных правил речи в книгах, газетах.
Подросток способен варьировать свою
речь в зависимости от стиля общения и
личности собеседника («С кем поведешься
– от того и наберешься»). Конечно, учитель,
не являясь лингвистом, не может преподать
подростку все тайны языка, но прививать
вкус к культурной речи, к познанию языковых
возможностей, безусловно, необходимо
и родителям.
Существует подростковая языковая
субкультура – сленг. Это языковая игра,
отход от нормы. Потребность в скрытой
неформальной речи объясняется психологией
возраста. Уйти от социального контроля,
сделать так, чтобы не путали с другими
группами, обособиться не только территориально,
но и знаковыми системами, придав особый
смысл своему объединению. Сленг не говорит
об умственном развитии ребенка.
В подростковой культуре помимо
сленга появляется мат. Использование
матерных слов для ребенка – это способ
преодоления социальных запретов на табуированные
культурой слова. Подросток, использующий
мат, чувствует себя освобожденным, поднявшимся
из-под прессинга предопределенного контроля
речи. Сегодня подростки пользуются матом
не только в своих сообществах, но и, не
стесняясь, в общественных местах. Тому
причиной не столько выход в свет специальной
литературы, сколько использование мата
в обыденной жизни взрослыми носителями
великого и могучего русского языка.
Высшие психологические
функции:
Память. Подросток уже способен управлять
своим произвольным запоминанием. Способность
к запоминанию (заучиванию) постоянно,
но медленно возрастает до 13 лет. Память
перестраивается, переходя от доминирования
механического запоминания к смысловому.
При этом перестраивается сама смысловая
память – она принимает опосредованный,
логический характер, обязательно включается
мышление. Заодно с формой изменяется
и содержание запоминаемого; становится
более доступным запоминание абстрактного
материала. Память работает на опосредованиях
уже присвоенных знаковых систем, прежде
всего речи.
Внимание. Подросток может хорошо
концентрировать внимание в значимой
для него деятельности: в спорте, где он
может добиться высоких результатов, в
трудовой деятельности, где он зачастую
проявляет чудо в умении сосредоточиться
и выполнить тонкую работу, в общении,
где его наблюдательность может соревноваться
с наблюдательностью взрослых, у которых
она является профессиональным качеством.
Внимание подростка становится хорошо
управляемым, контролируемым процессом
и увлекательной деятельностью.
Мышление. Для подростка всё большее
значение начинает приобретать теоретическое
мышление, способность устанавливать
максимальное количество смысловых связей
в окружающем мире. В возрасте 11-12 лет вырабатывается
формальное мышление. Подросток уже может
рассуждать, не связывая себя с конкретной
ситуацией; он может, чувствуя себя легко,
ориентироваться на одни лишь общие посылы
независимо от воспринимаемой реальности.
Иными словами, подросток может действовать
в логике рассуждения. Он начинает ориентироваться
на потенциально возможное, а не на обязательно
очевидное. Благодаря своей новой ориентации
он получает возможность вообразить все,
что может случиться, - и очевидные, и недоступные
восприятию события. Тем самым повышается
вероятность того, что он разберется в
действительно происходящем.
Сенсорика. При всем внешне демонстрируемом
стремлении к самостоятельности подросток,
по существу, проявляет себя как негативист
и конформист. Именно в зависимости от
сверстников он утверждает свою «самость».
Музыка как нельзя лучше погружает подростков
в зависимость от ритмов, высоты, силы,
объединяет всех метаболическими ощущениями
темных телесных функций и создает сложную
гаммы слуховых, телесных и социальных
переживаний. При этом чем более мощное
психофизиологическое воздействие оказывает
музыка, тем больший «кайф» получает погруженная
в музыку масса подростков, тем в большей
мере каждый подросток отрешается от самого
себя.
Одна из способностей восприятия
музыки – музыкально-ритмическое чувство,
т.е. «Способность активно (двигательно)
переживать музыку, чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального ритма и
точно воспроизводить его». Слышание музыки
совершенно непосредственно сопровождается
двигательными реакциями. Эти реакции,
как правило, оформлены в определенные
танцевальные движения. Чем отчетливее
ритмы, тем более совпадают с ними движения.
Переживание музыки сводится к переживанию
ритма и больших частот музыкальных звуков
в сочетании с движениями. Это явление
относится к возрасту, поэтому в дальнейшем
выросшие из подросткового возраста люди
перестают с таким же энтузиазмом отдаваться
музыке больших частот.
Вывод: кризис личности
В подростковом возрасте могут
с чрезмерной скоростью происходить изменения,
связанные с ростом и созреванием организма.
В этом случае ребенку трудно самому справиться
с ситуацией и многие подростки, попадая
под зависимость от физического состояния,
начинают сильно нервничать и обвинять
себя в несостоятельности. Эти ощущения
часто не осознаются, а подспудно формируют
напряженность, с которой трудно справиться
самому подростку. На таком фоне любые
внешние трудности воспринимаются особенно
трагически.
Подростковый
возраст – период отчаянных попыток
«пройти через всё». При этом поход начинается
зачастую с табуированных или прежде невозможных
сторон взрослой жизни. Многие «из любопытства»
пробуют алкоголь, наркотики. Подростки
достаточно легкомысленно относятся к
человеческим порокам и слабостям и в
результате быстро попадают в зависимость
от алкоголя и наркотиков, превращая их
из источника ориентированного поведения
(любопытства) в предмет своих потребностей.
Подростки с большим любопытством относятся
к сексуальным отношениям. Там, где слабы
внутренние тормоза, где слабо развито
чувство ответственности за себя и других,
прорывается готовность к сексуальным
контактам с противоположным полом, а
иногда с представителями своего пола.
Отроческий
кризис связан и с духовным ростом,
и с изменением статуса ребенка (как психического
статуса, так и социального: в первом случае
имеется в виду возникшее чувство взрослости
у подростка; а во втором случае – новые
отношения с близкими, сверстниками, учителями;
расширение поля деятельности). Важным
фактором, на возникновение кризиса влияющим,
является рефлексия на внутренний мир
и глубокая неудовлетворенность собой.
Потеря идентичности с самим собой, несовпадение
прежних представлений о себе с сегодняшним
образом – вот основное содержание отроческих
переживаний.
Список литратуры:
1. Абраменко В.И. К вопросу об оценке подростками
характера своего и сверстников. //Теоретические
и прикладные проблемы психологии познания
людьми друг друга. Краснодар, 1975.
2. Абраменкова В.В. Генезис отношений ребенка
в социальной психологии детства:Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора психологических наук. — М., 2000.
- 54с.
3. Абульханова К.А. Рубинштейновская категория
субъекта и ее различныеметодологические
значения // Психология индивидуального
и группового субъекта. / Под ред. А.В.Брушлинского,
М.И. Воловикова - М.: ПЕРСЭ, 2002.- с34-51.
4. Актуальные вопросы семьи
и воспитания. - Вильнюс, 1983.