Особенности фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исследования, каковы особенности фонематического восприятия у дошкольников с ФФН?
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: речевая деятельность дошкольников с ФФН.
Предмет исследования: специфические нарушения фонематического восприятия у данной категории дошкольников.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования .
2. Выявить состояние фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
3. Проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования...................................6
1.1 Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе.................................................................................................................6
1.2. роль фонематического восприятия в развитии речи...................................22
1.3. фонетико-фонематическое недоразвитие речи............................................28
1.4. психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.....................................................................................................................34
2 глава Констатирующий эксперимент.............................................................49
2.1. Организация и методика исследования........................................................49
2.2.Анализ результатов исследования.................................................................54
2.3. Методические рекомендации........................................................................63
Заключение...........................................................................................................69
Литература……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!.doc

— 429.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. (Список детей контрольной группы)

 

После изучения теоретического материала по проблеме особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН нами был организован констатирующий эксперимент.

Исследование дошкольников проводилось нами по направлению: исследование формирования фонематического восприятия.

Для исследования состояния фонематического восприятия нами были использованы методики разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. [9,13,23]

1 задание. Обследование восприятия  и дифференциации изолированных  звуков.

Инструкция: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук [с] ([ш], [з], [к]) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков:

[Н], [п], [с], [д], [з], [ш], [ч], [в], [с], [ж], [ц], [т], [ф]

[Л], [к], [ш], [р], [м], [с], [щ], [ш], [л], [ч], [р], [м]

[Б], [г], [ч], [м], [л], [н], [к], [р], [п], [р], [д], [л], [т]

[Ш], [х], [с], [т], [ж], [щ], [з], [ш], [ч], [п], [м], [ш]

2 задание. Обследование восприятия  и дифференциации звуков в  слогах.

Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедом серии из двух - трех слогов.

Обследование проводится на материале серий из двух - трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

[Са]-[ша], [шо]-[со]-[шо], [ся]-[щя]-[ся], [зу]-[жу], [за]-[жа]-[зя], [зо]-[жо]-[зо]

[Су]-[цу], [сы]-[зы]-[зы], [ся]-[зя]-[ся], [ца]-[са]-[ца], [са]-[ца]-[цу], [сы]-[цы]-[сы]

[Жи]-[жи]-[ши], [шо]-[шо]-[жо], [жу]-[шу]-[жу], [чу]-[щу], [ча]-[ча]-[ща], [щи]-[щи]-[чи]

[Па]-[бо]-[пы], [бо]-[бо]-[по], [ба]-[по]-[бы], [го]-[ку]-[га], [ка]-[га]-[ко], [га]-[га]-[кА]

[То]-[ду]-[ты], [до]-[ту]-[та], [ту]-[да]-[до], [фо]-[ву] –[фы], [вы]-[фо]-[ву], [фу]-[фо]-[ва]

[Ра]-[ла]-[ро], [ла]-[ло]-[ра], [ру]-[ра]-[ла], [ца]-[тя]-[тя], [тю]-[цу]-[тю], [цу]-[ту]-[ца]

[Ха]-[ка]-[хо], [ку]-[ха]-[ка], [ко]-[ко]-[ха].

3 задание. Обследование дифференциации  слов квазимонимов.

Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед.

Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале слов квазимонимов которые содержат: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки ( крыша - крыса), артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак), артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса - лица): крыша - крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок - коробок, юла - Юра, лиса- лица, коза- коса, кочка -кошка, сабля - цапля, лужи - лучи, ужи - уши, бак-мак, ком-дом, козы- кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава- дрова, бочка- почка, башня- пашня, корка - горка, тапки - тяпки, лук - люк, круг - крюк.

4 задание. Обследование дифференциации и восприятия звуков в словах.

Инструкция: перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те в которых ты слышишь звук [с] ([ш],[ч],[б]). Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображениями предметов: собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет; зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа, камыш, шмель, груша, жук, ножик, пижама, абажур, пожарник, цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка, бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука, топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани, баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли.

5 задание. Обследование способности к элементарному звуковому анализу.

Инструкция: сейчас я буду называть тебе слово, а ты ответь какой звук находится в начале (конце) слова. Ответь где находится звук ( [д], [ж], и т.д) - предлагаются слова с искомым звуком в середине слова. Ребенку предлагается на слух определить какой звук находится в начале, середине и конце слова.

Для прослушивания предлагаются двух - и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова. С искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

 

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования

 

В ходе проведения первого задания (восприятие и дифференциация изолированных звуков) нами были получены следующие результаты: 37,5% детей имеют нарушение восприятия тех звуков которые заменяются или смешиваются у них в речи. Так Вадим О. при обследовании звука с поднимал флажок на звук [з] который отсутствует у него в речи и на звук [с] который является его заменителем, при обследовании звука т поднимал флажок и на [ц] который отсутствует в речи и на [т], являющийся его заменителем, при обследовании звука [л] который заменяет [J] поднимал флажок либо правильно либо пропускал звук говоря: «Такого нет»; при обследовании звука [ш] поднимал флажок на звуки [ш], [ж], [щ], которые смешивает в речи. Катя А. при обследовании звука [т] поднимала флажок на звук [ц] (отсутствующий) звук [т] (его заменитель) и звук [ч], который в речи заменяет мягким [ть]; при обследовании звука [л] поднимала флажок на [р] (отсутствующий) и на [л] (заменитель), при обследовании звука [ш] поднимала флажок на звуки [ш], [с], [щ], которые смешивает в речи. Никита О. при обследовании звука [ц] поднимал флажок на [ц] (отсутствующий) на [т] (его заменитель) и на [ч] который заменяет мягким [ть]. При обследовании звука [ж] (отсутствующего) поднимал флажок только на звук [з] (его заменитель). При обследовании звука [б] поднимал флажок на [б] и [п] ( являющийся заменителем), а при обследовании звука [в] на [в] и [ф] (являющийся заменителем).

62,5 % детей имеют нарушение  фонематического восприятия не  только тех звуков которые  заменяются и смешиваются в  речи, но и тех которые в  речи присутствуют, и произносятся  правильно как изолировано так  и в речевом потоке.

Так Оля Ф. при обследовании звука [с] являющегося в речи заместителем звуков [з] и [ц] поднимала флажок слыша любой из трех звуков, при обследовании р поднимала флажок на р и л(заменитель), при обследовании звука г поднимала флажок на г и к(заменитель). Кроме этого у девочки оказалось нарушенным восприятие звуков [б] – [п] и [т] – [д] которые произносятся правильно как в изолированном варианте так и в речи. У Паши Ж. кроме звуков [ц] и [з] заменяемых [с] и звука [г] заменяемого [к], оказалось нарушено восприятие звуков [ш], [щ], [с] (при обследовании звука [ш] он поднимал флажок на все три звука), а вот восприятие звука [л] который он заменяет мягким ль или [J] оказалось сохранным. У Егора К. кроме нарушения фонематического восприятия [ц] и [д] заменяемых на [т], [р] заменяемого на [л] и смешиваемых звуков [ш],[ ж], [щ] оказалось нарушенным восприятие [з] и [с], при обследовании звука [з] он поднимал флажок на оба эти звука. У Марины В. Кроме нарушения звуков [р] и [д] которые она заменяет [л] и [т] и звука [з] который она заменяет звуком [с], оказалось нарушено восприятие звуков [б] – [п], [в] – [ф] и [ш] –[щ] – [ч]. У Матвея К. кроме звуков [ц] и [з] которые он заменяет на [с] и звука [г] который заменяет на [к] оказалось нарушено восприятие [ш] - [щ] - [ж].

При проведении второго задания (обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах мы получили следующие результаты) 37,5% детей неправильно воспринимают только те звуки, которые отсутствуют или заменяются в устной речи. Так у Вадима О было нарушено восприятие цепочек слогов содержащих звуки отсутствующие в речи и их заменители – [сы] - [зы] - [зы], [ся] - [зя] - [ся], [ца] - [та] - [та], [ту] - [цу] - [ту], [цу] - [ту] - [ца], [ла] - [лу] - [ра]; а также цепочек содержащих смешиваемые звуки: [ся] – [щя] – [ся], [жи] – [жи] – [ши], [шо] – [шо] – [жо], [жу] – [шу] – [жу]. Катя А. также испытывала затруднения при восприятии цепочек слогов содержащих отсутствующий звук и его заменитель: [ца]-[та]-[та], [ту]-[цу]-[ту],[цу]-[ту]-[ца], [ра]-[ла]-[ро], [ла]-[лу]-[ра], [ру]-[ла]-[ра], [са]-[ша], [шо]-[со]-[шо], [ся]-[щя]-[ся]. Проблема возникла у Кати с восприятием ряда слогов [чу]-[щу], [ча]-[ча]-[ща], [щи]-[щи]-[чи]. Звук [щ] девочка воспринимает как [ш] (отсутствующий в цепочке) и как [щ], поднимая флажок и на тот и на другой. На звук [ч] поднимает флажок не всегда. Никита О также испытывал трудности только в цепочках содержащих отсутствующие звуки и их заменители это цепочки содержащие [ц]-[т], [ж]-[з], [б]-[п], [в]-[ф] и цепочка содержащая звук [ч] который мальчик не всегда воспринимал на слух. 62,5 % детей испытывали трудности не только в восприятии нарушенных звуков, но и тех которые имеются в их речи. Оля Ф допускала ошибки при восприятии цепочек содержащих звуки [з] и [ц] (отсутствующие в речи) а также звук с являющийся их заменителем – [су]-[цу], [сы]-[зы]-[зы], [ся]-[зя]-[ся], [ца]-[са]-[ца], [са]-[ца]-[цу], [сы]-[цы]-[сы]; звуки [р] и [л] , [г] и [к] (являющиеся заменителями) – [ра]-[ла]-[ро], [ла]-[лу]-[ра], [ру]-[ла]-[ра], [го]-[ку]-[га], [ка]-[га]-[ко], [га]-[га]-[ка]. Кроме этих звуков оказалось нарушенным восприятие слоговых цепочек содержащих звуки [б]-[п] и [т]-[д], которые в речевом потоке не нарушаются – [па]- [бо]-[пы], [бо]-[бо]-[по], [ба]-[по]-[бы], [то]-[ду]-[ты], [до]-[ту]-[та], [ту]-[да]-[до]. Паша Ж испытывал затруднения при восприятии цепочек слогов содержащих одновременно звуки [ц], [з] и [с] (их заменитель), [г] и [к] (заменитель). Восприятие цепочек со звуком [л] (заменяет на [ль]) не нарушено. Испытывал трудности при восприятии цепочек слогов содержащих звуки [с], [ш], [щ] ( в речи не нарушаются)– [са]-[ша], [шо]-[со]-[шо], [ся]-[щя]-[ся]. В цепочке [чу]-[щу], [ча]-[ча]-[ща], [щи]-[щи]-[чи] испытывал затруднения при восприятии звука [ч], просил повторить вслушивался, но с заданием справился, а звук [щ] определял как звук [ш] и как звук [щ]. Егор К. также допускал ошибки в слоговых цепочках содержащих заменяемый звук и заменитель- [д] и [т], [р] и [л], а также звуки [ш], [ж], [щ] которые смешивает в речи – [то]-[ду]-[ты], [до]-[ту]-[та], [жи]-[жи]-[ши], [ра]-[ла]-[ро] и т.д. кроме этого испытывал затруднения в восприятии слоговой цепочки [ца]-[са]-[ца], [са]-[ца]-[цу], [сы]-[цы]-[сы] пропуская звуки при просьбе поднять флажок на звук [ц] и поднимая флажок на звук [ц] при просьбе поднять флажок на звук [т] ( заменитель), кроме этого нарушено восприятие [з] и [с] которые в речи не нарушены в ряду [су]-[цу],[сы]-[зы]-[зы], [ся]-[зя]-[ся] воспринимает звук [з] как парный глухой [с]. Марина В. Испытывала затруднения как в восприятии слоговых цепочек содержащих звуки [р], [д], [з] и их заменители [л], [т], [с], так и в восприятии слоговых цепочек содержащих пары [б]-[п], [в]-[ф] и звуки [ш], [щ], [ч]- [чу]-[щу], [ча]-[ча]-[ща], [щи]- [щи]-[чи] и т.д. которые в речи не нарушены, при этом отмечается нестойкость восприятия звук [ч] она может воспринимать и как [ш] и как [щ], и как [ч] всегда по разному, то же самое со звуками [ш] и [щ]. Матвей К. испытывал затруднения при восприятии слоговых цепочек, содержащих звуки [ц] и [з] и их заменитель [с]- [су]-[цу], [сы]-[зы]-[зы], [са]-[зя]-[ся], [ца]-[са]-[ца], [са]-[ца]-[цу], [сы]-[цы]-[цы], звуки [г] и [к] (заменитель) а также звуки [ш], [щ], [ж] которые в речевом потоке не нарушаются – [жи]-[жи]-[ши], [шо]-[шо]-[жо] и т.д. при этом звук [щ] Матвей воспринимает как звук [ш].

При анализе результатов третьего задания (исследование дифференциации слов квазимонимов) было выявлено, что 100% детей испытывают затруднения при дифференциации слов в состав которых входит звук отсутствующий в речи со словами с звуком заместителем при этом картинки в названия которых входят эти звуки отбираются детьми при произнесении логопедом любого из этих звуков. Исключение составляют Паша Ж который заменяя звук [л] на мягкий [ль], Вадим О. который заменяя [л] на [J] картинки отбирают верно и Оля Ф и Егор К. которые верно дифференцируют звуки [р] и [л] когда они находятся в начале слова ([ложки] – рожки, [лак] –рак, [лис] – рис). Не меньшую трудность представляла дифференциация звуков смешиваемых в речи, здесь также наблюдалось большое количество ошибок. Кроме этого дети испытывали затруднения при дифференциации слов содержащих аффрикаты, даже если эти звуки присутствовали в их речи: Вадим О.- кочка-кошка; Катя А (кочка-кошка, лиса – лица); Никита О.- не нашел картинки лица, лучи, кочка; Паша Ж – не смог найти лучи, кочка; Егор К не нашел – картинки к словам цапля, лица, Марина В - лужи –лучи; Матвей К –лужи-лучи. Кроме трудностей в восприятии слов квазимонимов содержащих отсутствующие в речи звуки и их заменители, а также смешиваемые звуки некоторые дети испытывали затруднения при восприятии слов содержащих правильно произносимые ими звуки; Вадим О (кочка- не мог определить наличие звука [ч]), Оля Ф (том-дом, бочка-почка, тачка-дачка, трава-дрова), Паша Ж (миска –мишка, вещи – весы, крыса-крыша), Егор К (зуб-суп, коза-коса, вещи- весы), Марина В (бочка-почка, кошка- кочка, сабля- цапля, лужи-лучи), Матвей К (ужи-уши, козы-кожи, лужи-лучи, крыса –крыша, весы- вещи). Следует отметить что, в целом данное задание детям доступно т.к. с дифференциацией других слов (различных для каждого) дети справлялись без особых проблем. В процессе работы над словами содержащими нарушенные звуки долго думали, иногда просили повторить, но как правило давали неверный ответ.

При проведении четвертого задания ( отбор картинок в названии которых есть заданный звук) диаграмма 3 и диаграмма 4 мы предлагали детям отобрать картинки на отсутствующий в речи звук или его заменитель, один из смешиваемых звуков и звуки произношение которых соответствует норме, но восприятие нарушено( по результатам первых трех заданий). В ходе выполнения задания детьми были отобраны следующие картинки. Вадим О на звук [з] отобрал картинки – зуб, замок, коза, звезда, забор, газета, глаза, сани, сова, собака, нос; на звук [ц] – цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, стол, палатка, бутылка; на звук [л] – лимон, лапа, глаза, малина, голова; на звук [ж] – пожарник, ящик, клещи, карандаш, жук, ножик, пижама, абажур, камыш; на звук [щ] – шапка, кошка, мышь, клещи, щетка, ящик, прачечная, ящерица, пещера, груша. Из общего количества картинок отобранных на отсутствующие и смешиваемые в речи звуки 40% оказалось ошибочным. При отборе картинок на другие звуки Вадим ошибок не допускал. Уверено находит заданный звук в начале и конце слова, а при нахождении звука в середине слова испытывает незначительные затруднения. Катя А на звук [ц] отобрала картинки- пастух, курица, цепь, огурец, цапля, рукавица, топор, туфли, петух; на звук [ч]- цапля, чулок, очки, ключи, чучело, туфли, палатка; на звук [р] – забор, груша, пожарник, курица, палец, бублик, лапа, пила, баран; на звук [ш] – собака, сосна, колесо, пастух, шапка, кошка, школа, камыш, шмель, груша, щетка, ящик, клещи, сова, шкаф. Из отобранных девочкой картинок 40,8% оказались ошибочными. Катя уверено определяет положение звука в начале и конце слова, в середине испытывает затруднения. Никита О. при отборе картинок на звук [т] выбрал- пастух, стул, самолет, цепь, курица, рукавица, очки, ключ, щетка, стол, палатка, топор, туфли; на звук [ж] – зуб, замок, коза, звезда, забор, жук, ножик, пожарник, пижама; на звук [б]- бабочка, бублик, барабан, яблоко, зуб, лапа, пила, палатка, прачечная; на звук [в] – дрова, ванна, кофта, фонарь, шкаф, провод, брови, воробей, вода, двойка, корова, сова. Также как Катя А. и Вадим О., Никита допускает ошибки только при отборе слов отсутствующих или смешиваемых в речи и их заменителей, мальчик ошибочно отобрал 42% картинок. Уверенно выделяет звук в начале слова, а в конце и середине испытывает затруднения. Оля Ф. при отборе картинок на звук [с] отобрала- собака, колесо, самолет, зуб, замок, коза, звезда, забор, газета, стул, цепь, курица, палец, пастух, нос, сова, стол, сани; на звук [л] – лапа, пила, стол, палатка, бутылка, воробей, провод, лимон, малина, мухомор, баран; на звук [г] – колесо, коза, газета, груша, огурец, карандаш, ключ, клещи; на звук [п] – палатка, провод, брови, петух, воробей, пила, лапа, бублик, барабан, палец; на звук [д] – дом, дрова, туфли, петух, дыня, двойка, провод. Оля испытывает затруднения при выборе картинок не только на звуки отсутствующие в ее речи, но и на некоторые другие дифференцируемые по звонкости. Из отобранных ею картинок 46,3% били ошибочными. Девочка может выделять звук, только если он стоит в начале слова. Паша Ж. при отборе картинок на звук [с] отобрал –собака, сосна, колеса, пастух, стул, зуб, замок, звезда, цепь, курица, палец, огурец, сани; на звук [к] - корова, книга, кофта, глаза, школа, карандаш, нога, коза; на звук [ш] – кошка, шапка, мышь, шмель, груша, ящик, ящерица, пещера. У мальчика кроме нарушения восприятия звуков [ц], [з], [г] которые он заменяет в речи нарушено восприятие [ш] и [щ], а вот восприятие звука [л] который он заменяет на [ль] оказалось в норме. В целом он ошибочно отобрал 37,6 % картинок. Может выделять звук из начала, конца и середины слова. Егор К. при отборе картинок на звук [т] отобрал - самолет, стул, цепь, курица, цапля, дыня, двойка, дрова, стол, палатка, топор, туфли; на звук [р] – забор, огурец, рукавица, чулок, пещера, глаза, стол, рука, топор; на звук [з] – собака, колесо, зуб, замок, коза, звезда, газета, сова; на звук [ж] – жук, ножи, пижама, шмель, клещи, ящерица, пещера, пожарник, абажур. В целом при отборе картинок 44,6% было отобрано ошибочно. Уверено выделяет звук из начала и конца слова. Марина В. При отборе картинок на звук [л] отобрала – мухомор, палатка, лапа, пила, рука, топор, глаза, иголка, воробей, школа, голова, лимон; на звук [т] – туфли, петух, кофта, провод, дрова, двойка, стол, топор, карандаш; собака, сосна, нос, пастух, стул, зуб, замок, коза, паровоз, забор, газета, сова; на звук [б] – баран, петух, брови, провод, бутылка, лапа, бублик, барабан; [в] – ванна, шкаф, туфли, кофта, воробей, ива, сова, голова; щ – щетка, клещи, чулок, пещера, ящерица, кошка, камыш. Девочка неуверенно дифференцирует не только те звуки, которые нарушены в произношении, но и почти всю группу звонких и глухих согласных 48,7% картинок отобранных ей были ошибочными. Кроме этого она испытывает затруднения даже при выделении звука из начала слова на вопрос « На какой звук начинается слово собака?» отвечает:-«[са]». Матвей К. при отборе картинок на звук [с] отобрал – собака, сосна, зуб, замок, коза, звезда, забор, цепь, палец, цапля, стул, самолет, пастух, нос, колесо; на звук [к] – клещи, колесо, коза, газета, курица, чулок, очки, клещи, иголка, нога; на звук [ж] – ящик, груша, кошка, пожарник, пижама, ножик, жук, камыш. При отборе картинок 41% был отобран ошибочно. Матвей уверенно выделяет звук в начале и конце слова.

В ходе проведения пятого задания (дифференциация правильного и нарушенного произношения) диаграмма 5,нами было выяснено что, 80% детей не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если логопед имитирует нарушение звукопроизношения характерное для данного ребенка. В 20% случаев дети могут отличить правильное произношение от произношения соответствующего нарушению восприятия звуков характерных для данного ребенка. Так Егор К мог отличить слова в которых звук [з] заменялся на звук [с] и наоборот, но не во всех случаях. В 65% случаев дети могли отличить правильное произношение от дефектного в том случае если логопед имитировал дефект отличный от их собственного и в 100% в случаях с правильно произносимыми и воспринимаемыми ими звуками.

Таким образом в ходе констатирующего эксперимента нами было выяснено, что у детей имеются нарушения фонематического восприятия следующего характера:

  • Нарушение фонематического восприятия распространяется на все звуки которые отсутствуют или смешиваются в речи конкретного ребенка.
  • 37,5% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;
  • 62,5% детей кроме того имеют место нарушения фонематического восприятия звуков которые правильно произносят как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими признаками.
  • Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении ( в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук);
  • Наиболее часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат [ц] -87,5% и [ч] – 50% что связано как с артикуляционными так и с аккустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков входящих в их состав ([ц]- как [т] или [с], [ч] как [ть])
  • 75% детей имеют нарушение восприятия шипящих звуков [ш] и [щ]
  • 37,5% детей имеют нарушение восприятия [р] – [л]
  • 75% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков по звонкости – глухости.
  • 100% детей не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется их собственный произносительный дефект ребенка;
  • В 65% случаев дети могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется дефект отсутствующий в их речи и на правильно воспринимаемых ими звуках.
  • 87,5% детей способны выделить звук из начала слова, 62,5% если звук находится в конце слова, 25% если звук находится в середине слова и 12,5% (один ребенок) не владеет элементарной формой звукового анализа.

Информация о работе Особенности фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи