Особенности ценнностно-смысловой сферы личности человека занимающегося спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение влияния спортивной деятельности на формирование ценностно-смысловой сферы личности.
Задачи:
1. Изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме.
2. Дать характеристику ценностно-смысловой ориентации личности.
3. Выявить особенности развития ценностно-смысловой сферы личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Ценностно-смысловая сфера личности человека и особенности её развития
Характеристика ценностно-смысловой сферы личности………………………………………………………..
Развитие ценностно-смысловой сферы личности ……..........
Факторы, влияющие на формирование ценностно-смысловых ориентаций ….........................................................
Глава 2. Особенности ценностно-смысловой сферы личности людей, занимающихся спортом.
2.1 Описание исследования. ………………………………………
Анализ результатов………………………………………….....
Заключение……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

Смыслу жизни противостоит отчуждение жизни от человека — лишение его реальных действий, поступков, их ценности, значимости, превращение их в функциональные. Поэтому утрата смысла жизни происходит и в силу недостаточно развитых притязаний личности, недостаточно развитой потребности в самовыражении (неразвитая индивидуальность) и в силу неспособности их реализовать, Он утрачивается и в силу непропорциональности тех психических или личностных затрат, той «цены», которую личность платит за свои реальные достижения. Это можно выразить как своего рода психологический закон: слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни. Возможностям данной личности должна быть пропорциональна мера усилий, действий, затрат, при которой личность испытывала бы подлинную удовлетворенность, и ею питался бы дальнейший смысл ее жизни. Когда цена является слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, то личность также перестает испытывать удовлетворение, а это в свою очередь разрушает смысл ее жизни.

 На протяжении жизни смысл жизни меняется. У молодых смысл жизни ориентирован на будущее, у стариков — на прошлое или настоящее. У некоторых в течение жизни наблюдается значительное снижение жизненных ценностей и смысла жизни.

Как правило, для личностных ценностей и смыслов характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностно-смысловых ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

 Ценностно-смысловые ориентации  - это система личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям.  “Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.

“Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…”

 Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. Роль ценностей определяется тем, что они служат мотивообразующими факторами, участвуют в определении целей и средств, отвечающих тем или иным ценностям; являются основой принятия решений и критерием, того, к чему следует стремиться и чего следует избегать.

 

 

    1. Развитие  ценностно-смысловой ориентации личности

 

Формирование ценностно-смысловой сферы личности продолжается на протяжении всей жизни.   

      Периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом является подростковый возраст. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления, накапливается достаточный моральный опыт.     Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым   определяют ее поведение.

Уильям Льюис Штерн, немецкий психолог и философ, описал 6 типов ценностей и соответственно типов личности, которые заметны уже в подростковом возрасте:

  • теоретический тип – личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;
  • эстетический тип – личность, для которой объективное познание чуждо; она стремится постигнуть единичный случай и «исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями»;
  • экономический тип – жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с «наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата»;
  • социальный тип – «смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей»;
  • политический тип – для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;

Вступление ребенка в отрочество знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. Первое, что здесь бросается в глаза – это формирование черт взрослости, чувства взрослости. Происходит  переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфичному для общения взрослых людей. Избавление от родительской опеки является универсальной психологической целью подросткового возраста. Период перехода связан с тем, что родительская опека постепенно замещается зависимостью подростка от других институтов социализации (с сохранением эмоциональных связей с родителями и своей семьей). Этот переход создает трудности и для взрослых, и для самого подростка.

Формированию у взрослых равноправного отношения к подростку мешают неизменность общественного положения подростка:

  • он по-прежнему школьник;
  • полная материальная зависимость от родителей;
  • привычный стиль взрослых в воспитании – направлять и контролировать ребенка;
  • сохранение у подростка детских черт в поведении.

 Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений со взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность, не считаясь с его интересами, требованиями, желаниями. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми, отражающий асимметричное, неравноправное положение ребенка, становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлениям о собственной взрослости. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, т.е. на признание взрослыми его равноправия с ними.

Характерной особенностью подросткового возраста является возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе. Эта потребность возникает из необходимости соответствовать внешним и внутренним требованиям, регулировать отношения с окружающими. В психологии эту особенность подросткового возраста называют  кризисом  идентичности.

В размышлениях о себе человек прежде всего обращен к своим недостаткам и испытывает потребность в их устранении, а позже – к особенностям личности в целом, к своей индивидуальности, своим достоинствам и возможностям. Но особое внимание к недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового возраста и в некоторых случаях даже нарастает. Рефлексия носит преднамеренный характер, становится самостоятельным внутренним процессом.

  Именно в   подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг   интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот   круг интересов является психологической базой ценностно-смысловой сферы   подростков. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и   конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам   мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к   психологическим переживаниям других людей.

 Таким образом, формирование системы ценностно-смысловых ориентаций личности является    предметом пристального внимания именно в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом  связан тот уровень развития самосознания, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

 

 

 

 

 

2.3. Факторы, влияющие на формирование ценностно-смысловых ориентаций

 

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности.

Конечно, в первую очередь нравственные   ценности закладываются у ребенка в семье.  Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который  еще  называют жизненным сценарием.

Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются “первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом… закладываются основные (базовые) потребности личности”. Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания.

  Другое направление в развитии нравственных норм и ценностей  связано с активной ориентацией на значимого взрослого, часто это известные люди, артисты или музыканты. Идеал формируется сознанием также как набор черт и качеств персонажей из книг, фильмов, знакомых, родителей и т.п. Человек всегда хочет походить на типичного сверстника своего пола с набором освященных традицией или модой качеств: например, для мальчика это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.д. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими. Стремление следовать мужскому (женскому) идеалу заставляет подражать другим, и часто они бывают очень похожи друг на друга в одежде, прическах, жаргоне, манерах.

Большое влияние в современном мире    имеет степень   воздействия на поведение и ценностные ориентации людей,  средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, реклама, интернет).

Если традиционно предлагалось рассматривать коммуникацию как передачу информации, то сегодня передача информации расценивается как средство реализации более глубинных целей: информация воздействует. Это воздействие может быть осмыслено как информационное насилие.

Информационное насилие – это, прежде всего, избыточность информации. Избыток информации препятствует критическому суждению: ежедневно поступающая масса сведений, фактов, оценок, рекомендаций, которые нередко противоречат друг другу и которые человеческое сознание не успевает как следует переварить  сбивает человека с толку и не даёт возможности самоопределиться – ни в интеллектуальном, познавательном, ни в нравственном отношении.

Особенно трудно в этом отношении детям и подросткам, и не удивительно, что при ранней физиологической зрелости (ускоряемой теми же телезрелищами) их духовное созревание, предполагающее подлинное познание и ответственность за свои поступки и за свою жизнь, наступает всё позднее. А в эпоху, когда широкий поток чужого опыта и анонимного знания захлёстывает человека задолго до появления собственного, жизнь грозит превратиться в какой-то мираж, где утеряны всякие ориентиры.

Важно отметить, что информация и знание – понятия не тождественные, хотя их нередко отождествляют.  Знание предполагает опыт, а информация – чаще всего нет. Информация, как правило, передает человеку вторичный опыт до того, как он вообще получил первичный; человеку что-то объясняется раньше, чем он успел это пережить.

Средства массовой информации  являются факторами стихийного воздействия на личность. Но содержание ценностно-смысловой сферы личности  может меняться  как в условиях стихийного воздействия   различных обстоятельств жизни в обществе,   так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности.

 Одной из форм социально-значимой деятельности целенаправленно воздействующей на личность является спорт.

        Cегодня спорт  заслуженно занял одно из ведущих мест в деле воспитания , в деле формирования нравственных ценностей.    

Спорт  — это единство как минимум трех  граней личности человека: правильная ценностная ориентация в образе жизни; наличие определенного уровня физической подготовленности и образованности (т. е. обладание в этой области человеческой культуры конкретными знаниями и навыками); потребность в повседневных занятиях физическими упражнениями с целью активного самосовершенствования.

Информация о работе Особенности ценнностно-смысловой сферы личности человека занимающегося спортом