Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 22:57, курсовая работа
Цель: изучение влияния спортивной деятельности на формирование ценностно-смысловой сферы личности.
Задачи:
1. Изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме.
2. Дать характеристику ценностно-смысловой ориентации личности.
3. Выявить особенности развития ценностно-смысловой сферы личности.
Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Ценностно-смысловая сфера личности человека и особенности её развития
Характеристика ценностно-смысловой сферы личности………………………………………………………..
Развитие ценностно-смысловой сферы личности ……..........
Факторы, влияющие на формирование ценностно-смысловых ориентаций ….........................................................
Глава 2. Особенности ценностно-смысловой сферы личности людей, занимающихся спортом.
2.1 Описание исследования. ………………………………………
Анализ результатов………………………………………….....
Заключение……………………
Таблица 4 Результаты ранжирование инструментальных ценностей во 2 группе
№ об-ся |
Номер ценности по списку | ||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 | ||
1 |
2 |
14 |
18 |
16 |
1 |
3 |
15 |
8 |
12 |
7 |
4 |
5 |
17 |
13 |
11 |
9 |
10 |
6 | |
2 |
17 |
12 |
4 |
16 |
9 |
2 |
13 |
18 |
11 |
7 |
6 |
5 |
10 |
15 |
14 |
1 |
3 |
8 | |
3 |
14 |
13 |
2 |
4 |
10 |
9 |
11 |
17 |
6 |
7 |
5 |
15 |
18 |
8 |
16 |
3 |
1 |
12 | |
4 |
15 |
14 |
1 |
3 |
13 |
17 |
10 |
8 |
7 |
11 |
6 |
5 |
16 |
9 |
12 |
2 |
4 |
18 | |
5 |
16 |
4 |
3 |
13 |
18 |
5 |
14 |
2 |
10 |
9 |
7 |
6 |
15 |
11 |
12 |
1 |
8 |
17 | |
6 |
5 |
16 |
4 |
2 |
17 |
10 |
15 |
7 |
18 |
11 |
8 |
12 |
14 |
13 |
3 |
1 |
9 |
6 | |
7 |
15 |
10 |
1 |
7 |
16 |
5 |
6 |
13 |
4 |
12 |
14 |
3 |
9 |
17 |
18 |
2 |
11 |
8 | |
8 |
15 |
14 |
2 |
16 |
12 |
1 |
18 |
11 |
10 |
8 |
5 |
4 |
13 |
17 |
7 |
6 |
3 |
9 | |
9 |
14 |
3 |
2 |
5 |
16 |
8 |
6 |
18 |
12 |
9 |
1 |
7 |
10 |
11 |
15 |
4 |
17 |
3 | |
10 |
10 |
4 |
1 |
6 |
17 |
9 |
3 |
7 |
13 |
11 |
8 |
14 |
18 |
12 |
16 |
2 |
15 |
5 | |
11 |
2 |
14 |
18 |
16 |
1 |
3 |
15 |
8 |
12 |
7 |
4 |
5 |
17 |
13 |
11 |
9 |
10 |
6 | |
12 |
17 |
12 |
4 |
16 |
9 |
2 |
13 |
18 |
11 |
7 |
6 |
5 |
10 |
15 |
14 |
1 |
3 |
8 | |
13 |
14 |
13 |
2 |
4 |
10 |
9 |
11 |
17 |
6 |
7 |
5 |
15 |
18 |
8 |
16 |
3 |
1 |
12 | |
14 |
15 |
14 |
1 |
3 |
13 |
17 |
10 |
8 |
7 |
11 |
6 |
5 |
16 |
9 |
12 |
2 |
4 |
18 | |
15 |
16 |
4 |
3 |
13 |
18 |
5 |
14 |
2 |
10 |
9 |
7 |
6 |
15 |
11 |
12 |
1 |
8 |
17 | |
16 |
5 |
16 |
4 |
2 |
17 |
10 |
15 |
7 |
18 |
11 |
8 |
12 |
14 |
13 |
3 |
1 |
9 |
6 | |
17 |
15 |
10 |
1 |
7 |
16 |
5 |
6 |
13 |
4 |
12 |
14 |
3 |
9 |
17 |
18 |
2 |
11 |
8 | |
18 |
15 |
14 |
2 |
16 |
12 |
1 |
18 |
11 |
10 |
8 |
5 |
4 |
13 |
17 |
7 |
6 |
3 |
9 | |
19 |
14 |
3 |
2 |
5 |
16 |
8 |
6 |
18 |
12 |
9 |
1 |
7 |
10 |
11 |
15 |
4 |
17 |
3 | |
20 |
10 |
4 |
1 |
6 |
17 |
9 |
3 |
7 |
13 |
11 |
8 |
14 |
18 |
12 |
16 |
2 |
15 |
5 | |
Сумма 1,2,3-го мест |
2 |
2 |
14 |
3 |
2 |
6 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
14 |
6 |
2 | |
Сумма 17, 18-го мест |
2 |
- |
2 |
- |
6 |
2 |
2 |
6 |
2 |
- |
- |
- |
6 |
4 |
2 |
- |
2 |
4 |
2.2 Анализ результатов проведенного исследования
При анализе полученных данных в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования ценностей, представленных в исследовании. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить одну абсолютно принимаемую ценность-цель – здоровье. Данная ценность не разу не попала в отвергаемые ценности в обеих группах. В группе спортсменов здоровье по сумме 1,2,3 мест имеет наибольшее значение.
Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютного характера, и в то же время можно выделить одну ценность-цель, которая является наиболее отвергаемой ценностью в обеих группах – это «развлечения» (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
К числу не принимаемых, но и не отвергаемых ценностей-целей принадлежат продуктивная жизнь, развитие, уверенность в себе, во второй группе – общественное призвание. Ценности, которые можно больше отнести к принимаемым, чем к отвергаемым в группе спортсменов – интересная работа, во второй группе – самоконтроль, терпимость, эффективность в делах.
Среди ценностей-средств (инструментальные) наиболее предпочитаемыми являются в группе спортсменов рационализм, твердая воля, во 2 группе – честность, высокие запросы. Среди отвергаемых ценностей-средств выделяются в 1 группе высокие запросы, а во 2 группе исполнительность, образованность, твердая воля. Ценности-средства не попавшие в число принимаемых и отвергаемых – честность (в 1 группе), рационализм (во 2 группе). И ценности-средства, которые можно больше отнести к предпочитаемым, чем к отвергаемым – это самоконтроль, эффективность в делах, терпимость в 1 группе и воспитанность, жизнерадостность, самоконтроль во 2 группе. Интересно, что ценность «высокие запросы» попала в предпочитаемые во 2 группе и в отвергаемые в 1 группе, а ценность «твердая воля» в 1 группе в числе предпочитаемых, а во 2 группе в числе наиболее отвергаемых.
При качественном анализе полученных результатов я опирался на принятую группировку ценностей в содержательные блоки на тех или иных основаниях. Так, например, среди терминальных ценностей выделяются конкретные и абстрактные, ценности профессиональной ориентации и личной жизни.
Среди инструментальных ценностей выделяют этические ценности, ценности общения и ценности дела; индивидуалистические, комформистские и альтруистические; ценности самоутверждения и ценности принятия других.
На основе полученных данных мы пришли к выводу, что люди, занимающиеся спортом, имеют более структурированную ценностно-смысловую сферу, чем люди, не занимающиеся спортом. Среди предпочитаемых ценностей-целей они выбирают более конкретные ценности (здоровье, активная деятельная жизнь, общественное признание) и ценности профессиональной ориентации (продуктивная жизнь, развитие). Среди ценностей-средств ими были выбраны, как наиболее значимые ценности дела и самоутверждения (твердая воля, рационализм). В то время как у не занимающихся спортом, среди ценностей целей и ценностей-средств нам было сложно выделить предпочитаемые ими ценности в определенную систему.
То есть, занятия спортом помогают ставить конкретные цели и выбирать средства для их достижения.
Таким образом, наша гипотеза о том, что занятия спортом положительно влияют на формирование ценностно-смысловой сферы личности , подтвердилась.
Заключение
Ценностно-смысловая сфера занимает центральное место в структуре личности, оказывает влияние на направление и содержание социальной активности, отношение к окружающему миру, самому себе, придает смысл и направление деятельности, определяя поведение, поступки человека.
Психологической основой системы ценностно-смысловых ориентаций является многообразие мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений.
Ценностные ориентации - это система личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям.
Подростковый возраст представляет собой один из наиболее важных периодов становления личности. Отличительным признаком этого периода являются изменения, происходящие в сфере самосознания подростка. Возникает кризис идентичности и появляется чувство взрослости. На этом фоне идет формирование системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом.
Множество факторов влияет на развитие ценностно-смысловой сферы личности современного человека – это и группы сверстников, значимые взрослые, средства массовой информации, вид деятельности, в которую включен человек.
В нашей работе мы рассматриваем спорт как социально-значимый вид деятельности, целенаправленно воздействующий на всестороннее развитие личности и способствующей выработке устойчивых ценностно-смысловых ориентаций.
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что занятия спортом положительно влияют на формирование ценностно-смысловой сферы личности.
И в заключении хочется сказать, что только принятие себя, непрерывное совершенствование и работа над собой, будь то достижение рекорда в спорте или получение знаний в школе, поможет стать эффективной личностью, ориентированной на морально-нравственные ценности (Приложение 2).
Список литературы:
Приложение 1
Терминальные ценности:
1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3. здоровье (физическое и психическое);
4. интересная работа;
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8. наличие хороших и верных друзей;
9. общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11. продуктивная жизнь (максимально
полное использование своих
12. развитие (работа над собой,
постоянное физическое и
13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
15. счастливая семейная жизнь;
16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
17. творчество (возможность творческой деятельности);
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Инструментальные ценности:
1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2. воспитанность (хорошие манеры);
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4. жизнерадостность (чувство юмора);
5. исполнительность (дисциплинированность);
6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14. терпимость (к взглядам
и мнениям других, умение прощать
другим их ошибки и
15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16. честность (правдивость, искренность);
17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18. чуткость (заботливость).
Информация о работе Особенности ценнностно-смысловой сферы личности человека занимающегося спортом