Особенности ценнностно-смысловой сферы личности человека занимающегося спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение влияния спортивной деятельности на формирование ценностно-смысловой сферы личности.
Задачи:
1. Изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме.
2. Дать характеристику ценностно-смысловой ориентации личности.
3. Выявить особенности развития ценностно-смысловой сферы личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Ценностно-смысловая сфера личности человека и особенности её развития
Характеристика ценностно-смысловой сферы личности………………………………………………………..
Развитие ценностно-смысловой сферы личности ……..........
Факторы, влияющие на формирование ценностно-смысловых ориентаций ….........................................................
Глава 2. Особенности ценностно-смысловой сферы личности людей, занимающихся спортом.
2.1 Описание исследования. ………………………………………
Анализ результатов………………………………………….....
Заключение……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 Результаты ранжирование инструментальных  ценностей   во 2 группе

 

№ об-ся

 

Номер ценности по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

2

14

18

16

1

3

15

8

12

7

4

5

17

13

11

9

10

6

2

17

12

4

16

9

2

13

18

11

7

6

5

10

15

14

1

3

8

3

14

13

2

4

10

9

11

17

6

7

5

15

18

8

16

3

1

12

4

15

14

1

3

13

17

10

8

7

11

6

5

16

9

12

2

4

18

5

16

4

3

13

18

5

14

2

10

9

7

6

15

11

12

1

8

17

6

5

16

4

2

17

10

15

7

18

11

8

12

14

13

3

1

9

6

7

15

10

1

7

16

5

6

13

4

12

14

3

9

17

18

2

11

8

8

15

14

2

16

12

1

18

11

10

8

5

4

13

17

7

6

3

9

9

14

3

2

5

16

8

6

18

12

9

1

7

10

11

15

4

17

3

10

10

4

1

6

17

9

3

7

13

11

8

14

18

12

16

2

15

5

11

2

14

18

16

1

3

15

8

12

7

4

5

17

13

11

9

10

6

12

17

12

4

16

9

2

13

18

11

7

6

5

10

15

14

1

3

8

13

14

13

2

4

10

9

11

17

6

7

5

15

18

8

16

3

1

12

14

15

14

1

3

13

17

10

8

7

11

6

5

16

9

12

2

4

18

15

16

4

3

13

18

5

14

2

10

9

7

6

15

11

12

1

8

17

16

5

16

4

2

17

10

15

7

18

11

8

12

14

13

3

1

9

6

17

15

10

1

7

16

5

6

13

4

12

14

3

9

17

18

2

11

8

18

15

14

2

16

12

1

18

11

10

8

5

4

13

17

7

6

3

9

19

14

3

2

5

16

8

6

18

12

9

1

7

10

11

15

4

17

3

20

10

4

1

6

17

9

3

7

13

11

8

14

18

12

16

2

15

5

Сумма 1,2,3-го мест

2

2

14

3

2

6

2

2

-

-

2

2

-

-

2

14

6

2

Сумма 17, 18-го мест

2

-

2

-

6

2

2

6

2

-

-

-

6

4

2

-

2

4


 

2.2 Анализ результатов  проведенного исследования

 

При анализе полученных данных в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования  ценностей, представленных в исследовании. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить одну абсолютно принимаемую ценность-цель – здоровье.     Данная ценность не разу не попала в отвергаемые ценности в обеих группах.  В группе спортсменов здоровье по сумме 1,2,3 мест имеет наибольшее значение.

Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютного характера, и в то же время можно выделить одну ценность-цель, которая является наиболее отвергаемой ценностью в обеих группах – это  «развлечения» (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).

К числу не принимаемых, но и не   отвергаемых ценностей-целей  принадлежат продуктивная жизнь, развитие, уверенность в себе, во второй группе – общественное призвание.  Ценности, которые можно больше отнести к принимаемым, чем к отвергаемым в группе спортсменов – интересная работа, во второй группе – самоконтроль, терпимость, эффективность в делах.

 Среди ценностей-средств (инструментальные) наиболее предпочитаемыми являются  в группе спортсменов рационализм, твердая воля, во 2 группе – честность, высокие запросы. Среди отвергаемых ценностей-средств выделяются в 1 группе высокие запросы, а во 2 группе исполнительность, образованность, твердая воля. Ценности-средства не попавшие в число принимаемых и отвергаемых – честность (в 1 группе), рационализм (во 2 группе). И ценности-средства, которые можно больше отнести к предпочитаемым, чем к отвергаемым – это самоконтроль, эффективность в делах,  терпимость в 1 группе и воспитанность, жизнерадостность, самоконтроль во 2 группе. Интересно, что ценность «высокие запросы» попала в  предпочитаемые во 2 группе и в отвергаемые в 1 группе, а ценность «твердая воля» в 1 группе в числе предпочитаемых, а во 2 группе в числе наиболее отвергаемых.

При  качественном анализе полученных результатов я опирался на принятую группировку ценностей в содержательные блоки на тех или  иных основаниях. Так, например, среди терминальных ценностей выделяются  конкретные и абстрактные, ценности профессиональной ориентации и личной жизни.

Среди инструментальных ценностей выделяют этические ценности, ценности общения и ценности дела;  индивидуалистические, комформистские и альтруистические; ценности самоутверждения и ценности принятия других.

На основе полученных данных мы пришли к   выводу, что люди, занимающиеся спортом, имеют более структурированную ценностно-смысловую сферу, чем люди, не занимающиеся спортом.  Среди предпочитаемых ценностей-целей  они выбирают более конкретные ценности  (здоровье, активная деятельная жизнь, общественное признание) и ценности профессиональной ориентации (продуктивная жизнь, развитие). Среди ценностей-средств ими были выбраны, как наиболее значимые ценности дела и самоутверждения (твердая воля, рационализм). В то время как у не занимающихся спортом, среди ценностей целей и ценностей-средств  нам было сложно выделить предпочитаемые ими ценности в определенную систему.

То есть, занятия спортом помогают ставить конкретные цели и выбирать средства для их достижения.

Таким образом,  наша  гипотеза о том, что занятия спортом положительно влияют на формирование ценностно-смысловой сферы личности , подтвердилась. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ценностно-смысловая  сфера занимает центральное место  в структуре личности, оказывает влияние на направление и содержание социальной  активности, отношение к окружающему миру, самому себе, придает смысл и направление деятельности, определяя поведение, поступки человека.

Психологической основой системы ценностно-смысловых ориентаций  является многообразие мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений.

Ценностные ориентации  - это система личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям.

Подростковый возраст представляет собой один из наиболее важных периодов становления личности. Отличительным признаком этого периода являются изменения, происходящие в сфере самосознания подростка. Возникает кризис идентичности и появляется чувство взрослости. На этом фоне идет  формирование системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. 

Множество факторов влияет на развитие ценностно-смысловой сферы личности современного человека – это и группы сверстников, значимые взрослые,   средства массовой информации,  вид деятельности, в которую включен человек.

В нашей работе мы рассматриваем спорт как социально-значимый вид деятельности, целенаправленно воздействующий на всестороннее развитие личности и способствующей выработке устойчивых ценностно-смысловых ориентаций.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что занятия спортом положительно влияют на формирование ценностно-смысловой сферы личности.

И в заключении хочется сказать, что  только принятие себя, непрерывное совершенствование и работа над собой, будь то  достижение рекорда в спорте или  получение знаний в школе,   поможет  стать эффективной личностью, ориентированной на морально-нравственные  ценности  (Приложение 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

  1. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С.108-118с.
  2. Потанина Л.Т.  Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы.// Вестник МГОУ [Электронный ресурс].
  3. Психологический словарь. — М.: Педагогика, 1983.
  4. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности/ Учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский Государственный университет, 1999. -92с.
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева, - М., Прогресс, 1990. – 368 с.
  6. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  ru/wikipedia/org
  7. Персональный сайт Н.И. Козлова [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://nkozlov.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 Терминальные ценности:

 

1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2. жизненная мудрость (зрелость  суждений и здравый смысл, достигаемые  жизненным опытом);

3. здоровье (физическое и  психическое);

4. интересная работа;

5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6. любовь (духовная и физическая  близость с любимым человеком);

7. материально обеспеченная  жизнь (отсутствие материальных  затруднений);

8. наличие хороших и верных  друзей;

9. общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10. познание (возможность расширения  своего образования, кругозора, общей  культуры,  интеллектуальное развитие);

11. продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное  совершенствование);

13. развлечения (приятное, необременительное  времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15. счастливая семейная жизнь;

16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование  других людей, всего народа, человечества  в целом);

17. творчество (возможность творческой  деятельности);

18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

  Инструментальные ценности:

 

1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке  вещи, порядок в делах;

2. воспитанность (хорошие манеры);

3. высокие запросы (высокие  требования к жизни и высокие притязания);

4. жизнерадостность (чувство  юмора);

5. исполнительность (дисциплинированность);

6. независимость (способность  действовать самостоятельно, решительно);

7. непримиримость к недостаткам  в себе и других;

8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9. ответственность (чувство  долга, умение держать свое слово);

10. рационализм (умение здраво  и логично мыслить, принимать  обдуманные, рациональные решения);

11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12. смелость в отстаиваниях  своего мнения, взглядов;

13. твердая воля (умение настоять  на своем, не отступать перед  трудностями);

14. терпимость (к взглядам  и мнениям других, умение прощать  другим их ошибки и заблуждения);

15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16. честность (правдивость, искренность);

17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18. чуткость (заботливость).

 

 


Информация о работе Особенности ценнностно-смысловой сферы личности человека занимающегося спортом