Особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и не полных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы и на основе этого анализа обосновать положения об особенностях эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей.
2. Изучить эмоциональный интеллект у девушек из полных и неполных семей.
3. На основе анализа результатов проведенного тестирования выявить особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…………3
Глава 1. теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта и его формирования ……………………………………………………………………5
1.1.Роль эмоционального интеллекта в жизни современного челове-ка…………………………………………………………………………..5
1.2. Роль семьи в развитии личности …………………………………..9
1.3. Характеристика юношеского возраста……………………………12
1.4. Выводы……………………………………………………………….20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального интел-лекта у девушек из полных и не полных семей……………………………...22
2.1 Описание методов исследова-ния………………………………….22
2.2 Анализ результатов исследова-ния…………………………………25
2.3. Выводы………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая вроде готовая.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

Была проведена математическая статистика полученных данных по шкалам. Использовался критерий Манна-Уитни. Существуют статистически достоверные данные в различиях особенностей эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей по шкале эмоциональная осведомленность при Uэмп=20,5 и p=0,05.

 Существуют статистически  достоверные данные в различиях особенностей эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей по шкале управление своими эмоциями при Uэмп=44 и р=0,01.

Данные по шкале самомотивация недостоверны

Существуют статистически  достоверные данные в различиях  особенностей эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей по шкале эмпатия при Uэмп.=11  и p=0,01.

Существуют статистически  достоверные данные в различии особенностей эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей по шкале распознавание эмоций других людей при Uэмп=68 и р=0,05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Выводы

Исследование проводилось  на базе Восточно-сибирской Государственной Академии образования. В нем приняли участие 30 девушек-студентов, обучающихся на 3-м курсе, в возрасте от 18-ти до 20-ти лет. Причем 18 девушек  из полных семей, а 12 из семьи с одной матерью. Исследование проведено с помощью методики диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла, в ходе которого выяснилось, что девушки, воспитанные в семье с одной матерью обладают более высоким уровнем интегративного эмоционального интеллекта. Анализ отдельных шкал так же показал, что девушки из неполных семей обладают чаще средними или высокими показателями по всем шкалам, за исключением шкалы самомотивация. Так же примечательно то, что данные по шкале эмпатия сходятся с данными интегративного эмоционального интеллекта. Для подтверждения полученных данных была применена математическая статистика данных по критерию Манна-Уитни. Существуют статистически достоверные различия  в особенностях эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей при Uэмп.=11  и p=0,01.

 

 

 

 

 

Заключение

В современном обществе все согласны с тем, что эмоциональный интеллект так же значим, как и умственные способности. Но проблема эмоционального интеллекта ещё не разработана до конца. В ходе изучения эмоционального интеллекта было выведено четыре функции, которые являются основами эмоционального интеллекта. Часть функций ориентирована на самого человека - функции «самовосприятие» и «управление собой», а вторая часть функций направлена на общество, в котором будет находиться человек – «Социальная восприимчивость» и «Управление отношениями». Эти функции тесно связаны между собой и чем выше их проявление, тем лучше человекпонимает свои эмоции и чувства других людей, может управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе его поведение будет более адаптивно и он легче сможет добиться своих целей во взаимодействии с окружающими. Эмоциональный интеллект ровно как и другие особенности и свойства личности развиваются в семье. Из этого следует, что семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. На формирование личности влияют все особенности, проявляющиеся в семье: будь это стиль воспитания, тип семьи(полная, неполная), взаимоотношения между родителями и т.д.

Юность — возраст  специфической эмоциональной сенситивности. Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, яв-ление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности, это возраст формирования у молодых людей общей эмоциональной направленности, основ эмоциональной культуры.

Нами было проведено  исследование с помощью методики диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла, в ходе которого выяснилось, что девушки, воспитанные в семье с одной матерью обладают более высоким уровнем интегративного эмоционального интеллекта. Анализ отдельных шкал так же показал, что девушки из неполных семей обладают чаще средними или высокими показателями по всем шкалам, за исключением шкалы самомотивация. Так же примечательно то, что данные по шкале эмпатия сходятся с данными интегративного эмоционального интеллекта.

Данное исследование помогло выявить различия по уровню эмоционального интеллекта у девушек из полных и неполных семей. У девушек из неполных семей уровень эмоционального интеллекта выше, чем у девушек из полных семей.

Литература

  1. Абрамова. Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург. 1999 с-86.
  2. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. – 67с.
  3. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 — 65.
  4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.
  5. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция 26–27 ноября
  6. Бредбери. Т. Эмоциональный интеллект 2.0. пер. Миронов П.-М.: Манн, Иванов и Фербер. 2006.
  7. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию /Тез. науч.практ. конф. «Ананьевские чтения СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. С. 25—26.
  8. Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Ред. А. М. Матюшкин. — М.: Прогресс, 1995.
  9. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987 – 176с.
  10. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект- М.: АСТ, 2008.
  11. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта . — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 301
  12. Кабаченко Т. С. Психология управления. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  13. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.
  14. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: (Проблема формирования личности) / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. – 175с.
  15. Ливерхуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994. – 89с.
  16. Люсин, Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивные аспекты // Г.А. Емельянов (ред.), Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. М.: Смысл, 2000.
  17. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. — М.: Педагогика, 1983—1986. — Т. 1-8.
  18. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997. – 608с
  19. Пермякова В.А. Возрастное развитие: Предпосылки, периодизация, характеристики возрастов и закономерности (в норме и при отклонениях) : учеб. пособ.//В.А. Пермякова.-изд. 3, дополн и перераб.- Иркутск: из-во Иркут.
  20. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000 – 763с
  21. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб: ПРАЙМ – ЕВРОПА, 2002. – 656с.
  22. Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство//под ред. Члена-корреспондента РАО А.А. Реана.- СПб.: «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», 2003.-404с.
  23. Ремшмидт Х.А. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы ста-новления личности:// М.: Мир, 1994.- 320с.
  24. Смирнов С.Д. педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. М., 1995. – 154с.
  25. Степанова Е.И. Человек: возраст, труд, образование // Вопросы психологии. 1986. №1
  26. Стивен Дж. Стейн Преймущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — С. 384.
  27. Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988. – 159с.
  28. Эйдемиллер Э; Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1990.

Информация о работе Особенности эмоционального интеллекта у девушек из полных и не полных семей