Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:01, курсовая работа
Цель: теоретически и эмпирически исследовать особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ изучения проблемы формирования полоролевой идентичности личности.
Составить представление о функционировании агрессивности и влиянии на личностное развитие в подростковом возрасте.
Эмпирически изучить особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков.
Проанализировать и проинтерпретировать эмпирические данные исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. Теоретический анализ изучения особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков……………………………………….6
1.1. Полоролевая идентичность личности: понятие, признаки, структура…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности формирования полоролевой идентичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………17
1.3.Агрессия, агрессивность: понятие и структура……………………………23
1.4.Особенности агрессивного поведения у подростков……………………30
ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………35
РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование особенностей полоролевой идентичности у агрессивных подростков……………………………………38
2.1. Описание процедур и методик исследования……………………………38
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных……………………………43
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………54
Таким образом, одним из видов проявления деструктивного поведения является агрессивность. В современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий. Л. Бендер понимает под агрессией сильную активность, стремление к самоутверждению, Х. Дельгадо считает, что агрессия - это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Агрессивность существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. В целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением. Многие специалисты считают одной из основных причин агрессивности недостатки семейного воспитания [8]: 1) Гиперопека, гипоопека; 2) Физическое, психологическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку или по отношению к одному из членов семьи, свидетелем которого стал ребенок; 3) Негативное влияние сибсов; 4) Материнская депривация; 5) Наличие специфических семейных традиций. Актуальными в наши дни остаются поиски причин агрессивного поведения. Большое место занимают также вопросы, связанные с анализом природы тех факторов, которые способствуют агрессии. При этом можно выделить два основных направления поисков: внешние факторы, способствующие проявлениям агрессии; выявление внутренних факторов, способствующих агрессии.
1.4.Особенности агрессивного поведения у подростков
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Б.Г Ананьев ситал, что среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [15].
Часто подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа " выживают сильные, слабые вымирают "
Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации.
В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:
В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие - психосоциальное развитие. Так, В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский различают трудных подростков [14]:
С.А. Беличева выделяет три группы [14]:
Обширные материалы, добытые Л.М.Семенюк [14] на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:
Приведённые классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.
Таким образом, агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. Б.Г Ананьев считал, что среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [15]. Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации.
В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Так, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский различают трудных подростков [13]: 1) с педагогической запущенностью; 2) с социальной запущенностью (нравственно испорченных); 3) с крайней социальной запущенностью.
С.А. Беличева выделяет три группы [14]: 1) глубоко педагогически запущенные подростки; 2) подростки с аффективными нарушениями; 3) конфликтные дети (неуживчивые).
Классификации агрессивности подростков
основываются на комплексе свойств личности,
типичных для определённой группы подростков.
Анализ причин отклонений в личностном
развитии и поведении позволяет конкретнее
наметить приёмы воспитательной работы
с целью коррекции агрессивного поведения
подростков.
ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
Полоролевая идентичность включает в себя следующие психологические образования: осознание своего тела как тела человека определенного пола; осознание себя, своей личности, своего жизненного пути как представителя определенного пола; знания половых стереотипов (об атрибутах одежды, возможностях, играх, занятиях и др.) и ролей (личных, семейных, профессиональных и др.) своего пола; представления о своих половых статусах, ролях и стереотипах, мужских и женских идеалах и др.
Первичная полоролевая идентичность формируется у ребенка к полутора годам, но возрастом объем, и содержание этой идентичности дополняются социальными факторами и меняются, включая в себя разнообразный набор мужественных и женственных свойств.
Полоролевая идентичность является важнейшим стержнем формирования личности. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности ребенка. У такого ребенка наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими детьми. А значит, формирование в детях эталонов настоящего мужчины или женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности. Таким образом, полоролевая идентичность – это одна из базовых характеристик человека, которая формируется в процессе социализации ребенка, основным психологическим механизмом которой выступает полоролевая идентификация. Полоролевая идентификация - это сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки или мальчика.
Подростковый возраст считается критическим в становлении личности. Социальные требования и новые роли, с которыми сталкивается подросток, побуждают приобретать собственный опыт. Результатом этого становится достижение «эго-идентичности». Полоролевая идентичность понимается как один из видов личностной идентичности. От своевременности и полноты формирования психологического образа мужественности-женственности, осознания своей половой роли зависят уверенность в себе, цельность переживаний, определенность установок и в конечном итоге эффективность общения с людьми, отношений в семье. Также в данной работе освещено агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессия же - это поведение человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Что свидетельствует подростковом возрасте индивиду характерна большая чувствительность, восприимчивость к окружающим факторам. По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и женские качества. Важную роль в формировании личности, собственного «Я» играет половая идентичность, влияние которой очень весомо в становлении доминантности личности в обществе. Так как подросток с неопределенной идентичности может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или почти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.
РАЗДЕЛ 2.
Эмпирическое исследование особенностей половой идентичности у агрессивных подростков
В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 20 агрессивных девочек-подростков и 20 агрессивных мальчиков-подростков 14-16 лет, учеников 8-х – 9-х классов. Количество испытуемых составило 40 человек.
Для этого нами был выбран следующий диагностический инструментарий.
Цель: диагностика агрессивных и враждебных реакций.
Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше. Опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
негативизм - оппозиционна манера в поведении от пасивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред.
вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов.
Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. Ответы оцениваются по восьми шкалам.
Инструкция: Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Вам нужно ответить "да" или "нет". Старайтесь отвечать правдиво и искренне.
Психометричный метод «множественных идентификаций»
Цель: исследование стереотипов в области семейно – бытового поведения.
Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше, из них 20 агресивных подростков девушек и 20 агресивных подростков парней.
Процедура эксперимента. Испытуемые оценивались 18 поступков по шестибалльной шкале (от 0 до 5).
Поступки:
Информация о работе Особенносты гендерной идентичности у агресивных подростков