Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:01, курсовая работа
Цель: теоретически и эмпирически исследовать особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ изучения проблемы формирования полоролевой идентичности личности.
Составить представление о функционировании агрессивности и влиянии на личностное развитие в подростковом возрасте.
Эмпирически изучить особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков.
Проанализировать и проинтерпретировать эмпирические данные исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. Теоретический анализ изучения особенности полоролевой идентичности у агрессивных подростков……………………………………….6
1.1. Полоролевая идентичность личности: понятие, признаки, структура…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности формирования полоролевой идентичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………17
1.3.Агрессия, агрессивность: понятие и структура……………………………23
1.4.Особенности агрессивного поведения у подростков……………………30
ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………35
РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование особенностей полоролевой идентичности у агрессивных подростков……………………………………38
2.1. Описание процедур и методик исследования……………………………38
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных……………………………43
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………54
Методика «маскулинность – феминность» была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и феминности личности.
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми, хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.). Андрогин (греч. , «обоеполый») — мифическое существо, обладающее признаками обоих полов, реже — бесполое. Согласно мифологии, за то, что андрогины пытались напасть на богов (возгордились своей силой и красотой), боги разделили их надвое и рассеяли по Миру. И с тех пор люди обречены на поиски своей половины. Отсюда родился термин – андрогин. Это человек, в равной степени сочетающий в себе признаки как женского, так и мужского.
При обработке результатов методики С. Бем мы суммировали балы за ответы маскулинного типа личности, феминного и андрогинного. Характеристики личности, отвечающие за маскулинный тип, соответствовали решительности, целеустремленности, уверенности при принятии решения, и уверенному образу жизни индивида. Характеристики, отвечающие феминный тип личности, то есть юноши более мягкие, нежные, не уверенные в своих действиях и принимаемых решениях, а также андрогинный тип, юноши у которых преобладают и феминные и маскулинные характеристики личности. Далее мы сверяли количества баллов и определяли тип личности каждого агрессивного подростка.
Для статистического подтверждения полученных данных использовался метод математической обработки U-критерий Манна-Уитни [18]. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявить различия между малыми выборками, когда n1, n2 ³3 или n1 =2, n1 ³ 5 и является более мощным, чем критерий Розенбаума. Существует несколько способов использования критерия и несколько вариантов таблиц критических значений, соответствующих этим способам (Гублер Е.В., 1979; Рунион Р., 1982,;Захаров В.П., 1985; MacColl R., 1970; Krauth, 1988). Метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Иногда эти различия называют различиями в расположении двух выборок (Welkowitz, 1982). Эмпирическое значение критерия отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше U эмп, тем более вероятно, что различия достоверны. После получения эмпирических данных проводилась статистическая обработка.
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Данные, полученные нами в результате проведения методики, направленной на диагностика агрессивных и враждебных реакций показали следующее. Большинство испытуемых (30%) присущий тип реакции – раздраженная агрессия. Этот факт можно объяснить тем, что раздраженная агрессия - готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Однако часть испытуемым (10%) присуща косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная, физическая - использование физической силы против другого лица, подозрительная - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред. Мало выражены типы реакции у (5%) подростков – чувство вины, что выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Средне выраженные типы реакции у (15%) подростков присуща типы реакции: обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия, вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Мало выражены тип реакции у (5%) подростков – это чувство вины, что выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Результаты проведенной методики «множественных идентификаций» испытуемых было 40 человек, 20 – агрессивных подростков мальчиков и 20 – агрессивных подростков девочек (табл.1). Таким образом, в каждой соответствующей графе на пересечений ролевой позиции и поступка могли бы стоять числа от 0 (если ни один испытуемый не приписал ни одного балла данной ролевой позиции по данному поступку) до 100 – максимально возможной суммарной оценки для 20 испытуемых.
Фрагменты матриц по данным агрессивных подростов девушек и агрессивных подростков парней выборок (таб. 1)
Поступок |
Агрессивные подростки девочки |
Агрессивные подростки мальчики | |
Предпочитаю носить яркую одежду |
60 |
21 | |
Есть предпочтение носить мужские брюки |
46 |
97 | |
Лучше общаться с людьми противоположного мне пола |
87 |
74 | |
Нравится носить строгие костюмы |
53 |
71 | |
Часто сплетничаю с друзьями |
97 |
71 | |
Нравиться заниматься балетом |
44 |
21 | |
Понравиться заниматься боксом, если мне оно доставляет удовольствие |
22 |
91 | |
Была бы возможность сделать стрижку как у парней, то я бы ее сделала |
10 |
90 | |
Лучше согласиться с человеком, чем спорить с ним |
89 |
63 | |
Предпочитаю избегать конфликтов |
87 |
73 | |
Если бы я мог прожить жизнь заново, то я бы хотел стать женщиной, а не мужчиной |
1 |
||
Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хотела стать мужчиной, а не женщиной |
0 | ||
В детстве была равнодушна к играм в куклы |
18 |
93 | |
Стремится к высшему образованию |
90 |
89 | |
Послать брачное объявление в газету |
63 |
75 | |
Познакомится с парнем на улице, поддержав им разговор |
78 |
||
Познакомится с девушкой на улице, поддержав им разговор |
91 | ||
Была бы возможность отрастить волосы, то я бы сделал с удовольствием |
92 |
17 | |
Курить сигареты |
30 |
64 | |
Прожить жизнь. не вступая в брак |
12 |
39 |
В результате исследования мы получили такие данные: агрессивные подростки мальчики присутствуют феминные качества, но в большой степени у них ярко выражаются мускулинные качества, агрессивных подростков девочек, также присутствуют мускулинные качества, но ярко выражены феминные качества, что свидетельствую полоролевая идентичность у агрессивных подростков хорошо сформулированная. Так как в сумме у агрессивных подростков парней (52,473684), а у агрессивных подростков девушек (60,368421) нет различий. Что свидетельствует, полоролевая идентичность у агрессивных подростков правильно сформулирована.
Агрессивным подросткам мальчикам более присущи такие качества, как мягкость, но в то же время и твердость, сплетничать, не стоять на своем, а соглашаться с другими, не доминировать. Агрессивным подросткам девочкам присущи как мускулинные, так и феминные качества, но более ярко выражены феминные качества к ним присущи такие качества, как твердость, но и мягкость, носить мужские штаны, стоять на своем, спорить с другими людьми, доминировать.
По результатам статистической обработки эмпирических данных было выявлено, что наблюдаются существенные различия методом «множественной интеграции» ( при u = 135,5000, при р = 0,40). То есть агрессивным подросткам девушкам характерен более жесткий стиль поведения в общении, нежность, нерешительность, зависимость от мнения окружающих, позиция аутсайдера в обществе сверстников, отсутствие стремления к личностному росту, пассивность. В отличие от агрессивных подростков парней. Они стремятся занимать лидирующие позиции, быть активными, самостоятельно принимать ответственные решения.
По результатам исследований методики Сандры Бэм у 85% испытуемых агрессивных подростков парней, была выявлена ярко выраженная маскулинность. Эти испытуемые ведут активный образ жизни, игроками футбола и др. Ведут себя уверенно с окружающими, сразу расставляя все приоритеты, могут правильно рассчитывать свое время отдыха и работы, завоевывают свой авторитет, сильные, могут быть грубыми, всегда говорят то, что думают и отстаивают свою точку зрения.
Также по результатам этой методики было выявлено у 70% испытуемых агрессивных подростков девочек - феминность. Этих испытуемых можно охарактеризовать как более нежных, не уверенных в себе, которым не хватает уверенности в себе, чтобы завоевать свой авторитет в обществе, не могут брать на себя какое либо ответственное решение, отвечать за свои слова и поступки.
Было выявлено 15% испытуемых агрессивных подростков парней и 30% агрессивных подростков девушек, была выявленная выраженная андрогинностью. Этих испытуемых можно охарактеризовать как обладающих одновременно феминными и маскулиннными качестами личности, они могут быть сильными, но в то же время им не хватает уверенности в себе что бы принять ответственное решение. Они могут быть нежными, мягкими в разговоре, но с легкостью могут завоевать авторитет в обществе. В целом о них можно сказать, что эти испытуемые еще не до конца определились, к какому типу они себя относят.
Таким образом, по полученным результатам можно сделать заключение о том, что у агрессивных подростков хорошо сформированная полоролевая идентичность.
Таким образом, у испытуемых которые относятся к андрогиднной группе осмысление и исполнение своей половой роли происходит более поверхностно неопределенно. У представителей агрессивных подростков парней в большей степени проявляется маскулинность, то есть они более решительные, смелые, склонные к проявлению вербальной и физической агрессии. Агрессивных подростков девушек – феминность, то есть они более нежные мягкие, не решительные, заниженная самооценка.
По результатам статистической обработки эмпирических данных было выявлено, что наблюдаются существенные различия по методике С.Бем ( при u = -3,05118, при р = 0,006875). То есть агрессивным подросткам девушкам характерен более жесткий стиль поведения в общении, нежность, нерешительность, зависимость от мнения окружающих, позиция аутсайдера в обществе сверстников, отсутствие стремления к личностному росту, пассивность. В отличие от агрессивных подростков парней. Они стремятся занимать лидирующие позиции, быть активными, самостоятельно принимать ответственные решения.
Таким образом, у испытуемых агрессивных подростков парней и девушек половая идентификация является более четко сформированной, выбираемая половая роль, поведение соответствуют биологическому полу, чем у их сверстников, которые андрогены.
Агрессивные подростки парни и девушки четко знают чего хотят от жизни, знают, как добиться желаемого успеха, могут оказать требуемую поддержку окружающим и позаботится о своих близких. В отличие от представителей группы андроген, которые думают только о сегодняшнем дне и не способны принимать ответственных решений самостоятельно, эти подростки рассеяны, мечтательны, возможно, эгоистичны, постоянно нуждаются в поддержке окружающих.
Таким образом, малый процент (15%) агрессивных подростков мальчиков – андрогены, которых не четко сформулированная полоролевая идентичность. У агрессивных подростков девочек, тоже малый процент (30%), которые андрогены, не четко сформулированная полоролевая идентичность. Что свидетельствует малый процент у агрессивных подростков не сформулированной полоролевой идентичности, что подтверждает нашу гипотезу у агрессивных подростков полоролевая идентификация четко сформированной, выбираемая половая роль, поведение соответствуют биологическому полу.
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение полоролевой идентичности агрессивных подростков с психологической точки зрения является довольно перспективной и применимой в практической деятельности областью исследования. полоролевая идентичность -- один из самых глубоких и ранних элементов образа Я, формирующийся в первые годы жизни в результате соответствующей категоризации и половой социализации. Подростковый же возраст характеризуется сложностью. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Особенная сложность этого возраста в переходе от детского непосредственного видения к взрослому более сложному, насыщенному, также оказывает свое влияние требовательность со стороны взрослых (родителей, учителей), возможно, некоторое давление.
На формирование полоролевой идентичности подростков оказывает влияние его близкий круг друзей, поэтому достаточно распространенным является пример плохой компании, которая тормозит нормальное развитие юноши, наоборот может способствовать развитию типов асоциального поведения, множеству различных факторов, которые влияют на дальнейшее психологическое состояние индивида. Как правило, подростки обычно уже имеет довольно стабильное чувство общей полоролевой идентичности. Оптимально, если он интегрирует некую смесь мужественности и женственности; его позиция относительно сексуальных предпочтений стабильна.
По результатам исследования выявлено у 85% испытуемых агрессивных подростков парней, была выявлена ярко выраженная маскулинность. Эти испытуемые ведут активный образ жизни, игроками футбола и др. Ведут себя уверенно с окружающими, сразу расставляя все приоритеты, могут правильно рассчитывать свое время отдыха и работы, завоевывают свой авторитет, сильные, могут быть грубыми, всегда говорят то, что думают и отстаивают свою точку зрения, а у 70% испытуемых агрессивных подростков девочек - феминность. Этих испытуемых можно охарактеризовать как более нежных, не уверенных в себе, которым не хватает уверенности в себе, чтобы завоевать свой авторитет в обществе, не могут брать на себя какое либо ответственное решение, отвечать за свои слова и поступки.
Было выявлено 15% испытуемых агрессивных подростков парней и 30% агрессивных подростков девушек, была выявленная выраженная андрогинностью. Этих испытуемых можно охарактеризовать как обладающих одновременно феминными и маскулиннными качестами личности, они могут быть сильными, но в то же время им не хватает уверенности в себе что бы принять ответственное решение. Они могут быть нежными, мягкими в разговоре, но с легкостью могут завоевать авторитет в обществе. В целом о них можно сказать, что эти испытуемые еще не до конца определились, к какому типу они себя относят.
Информация о работе Особенносты гендерной идентичности у агресивных подростков