Ответственность работника психологической службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:25, реферат

Краткое описание

Психологическая служба была введена в деятельность организаций не так давно, но уже показала свою необходимость в трудовой деятельности. Штатный психолог не только следит за жизнедеятельностью предприятия, но и учитывает факторы, влияющие на трудовую активность работников, и стремится снизить их негативное воздействие и повысить положительное. С этой целью предприятие создает собственную инфраструктуру, которая включает медицинское обслуживание, культурные и досуговые программы, предоставление туристических баз отдыха для работника и его семьи, что позволяет стимулировать сотрудников, формировать привязанность к предприятию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Понятие психологической службы………………………………………….
Обязанности психологической службы в организациях…………………..
Функции психолога в организации…………………………………………..
Должностные обязанности психолога……………………………………….
Права психологической службы в организациях…………………………..
Ответственность работника психологической службы……………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ.docx

— 26.46 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………

Понятие психологической  службы………………………………………….

Обязанности психологической службы в организациях…………………..

Функции психолога  в организации…………………………………………..

Должностные обязанности психолога……………………………………….

Права психологической  службы в организациях…………………………..

Ответственность работника психологической службы……………………..

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Психологическая служба была введена в деятельность организаций не так давно, но уже  показала свою необходимость в трудовой деятельности. Штатный психолог не только следит за жизнедеятельностью предприятия, но и учитывает факторы, влияющие на трудовую активность работников, и стремится снизить их негативное воздействие и повысить положительное. С этой целью предприятие создает  собственную инфраструктуру, которая  включает медицинское обслуживание, культурные и досуговые программы, предоставление туристических баз  отдыха для работника и его  семьи, что позволяет стимулировать  сотрудников, формировать привязанность  к предприятию.

Организационная психология, или психология труда  – прикладная наука, где решающее значение имеет практика. Основными  проводниками психологии труда являются психологи, кадровики, работающие на предприятии. Постоянное совершенствование, изменение  трудовых процессов есть их обязанность; с другой стороны, сбор информации о  трудовых процессах позволяет развивать  теоретическую базу психологии труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие психологической службы.

 

Психологическая служба – структурное подразделение  организации, использующее психологические  методы в работе, на основе которых  осуществляется прием на работу, планирование стратегии и тактики организации, прогнозируется дальнейшее развитие. В штат службы входят специалисты  в области психологии организаций, психологии труда и психологии той  сферы, в которой осуществляет свою деятельность организация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязанности психологической службы в организациях.

 

1) психологического  отбора кандидатов на трудоустройство; 2) психологического сопровождения  карьеры персонала; 3) психологической  оценки сотрудников предприятия.

 Психологический  отбор кандидатов при трудоустройстве  имеет своей целью получение  информации о психологических  особенностях претендентов и позволяют сделать заключение о степени ценности данного специалиста в данной организации или в различных профессиональных областях.

 Для  этой цели проводится первичный  отбор кандидатов. В ходе работы, в которой участвуют сотрудники  кадровых служб, оцениваются резюме, рекомендации претендентов, заполняются  различные формализованные анкеты. Все это позволяет сформировать  так называемый банк данных, в  котором содержатся сведения  о специалистах, чьи знания и  опыт работы могут быть полезны  предприятию в будущем. Такой  подход позволяет быстро найти  необходимые замены в случае  кадровых перестановок, экономя  деньги, не прибегать к услугам  кадровых агентств.

 Далее  кандидат проходит процедуру  психологического тестирования  с целью получения информации  о качествах, существенно обусловливающих  поведение человека и его профессиональную  эффективность в организации.  Используются и критериально ориентированные тесты, регистрирующие наличный уровень развития каких-либо характеристик, навыков, определяющих готовность человека к деятельности, которой он собирается заниматься, а также тесты для выделения у претендента сензитивных и «критических, запретных» сфер, видов деятельности. В качестве необходимых критериев могут выделяться следующие: интеллект, эмоциональная устойчивость, адаптивные свойства, нормативность поведения, отношение к себе, общая установка на людей, лидерские тенденции, конфликтность, контактность, способность работать в команде, уровень лояльности по отношению к организации, уровень интернальности (т. е. уровень субъективного контроля человека над значимыми для него событиями в различных областях социальной жизни: производстве, семье, межличностных взаимодейсташх). По результатам исследования составляется заключение, в котором представляется интерпретация полученных данных. Описывается степень соответствия кандидата на трудоустройство требованиям профессии; насколько психологические особенности претендента отвечают требованиям подразделения организации и подходит ли он к работающей команде. Заключение должно носить рекомендательный характер. Решение о приеме остается за руководителем предприятия.

 Задача  психологического сопровождения  карьеры персонала включает три  направления работы психолога  предприятия: исследовательское,  кор- рекционное и просветительское.

 Исследовательская  работа проводится в соответствии  с социальным заказом администрации  предприятия.

 Коррекционный  блок работы состоит в развертывании  программ поддержки психологического здоровья сотрудников предприятия. Эти программы применяются для предотвращения последствий стрессов, вызываемых различными производственными причинами. Содержанием этих программ являются в основном следующие мероприятия:

- разработка  и реализация адаптационной программы  для ускорения процесса привыкания  вновь принятых работников к  новым условиям деятельности  и к коллективу;

- групповые  и индивидуальные занятия по  оптимизации социально-психологической  атмосферы на предприятии;

- индивидуальное  сопровождение карьеры сотрудника;

- мониторинг  процесса организационного развития (способность организации становиться  самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, условий рынка).

 Целью  коррекционных мероприятий является  развитие и повышение способностей  сотрудников справляться с причинами  и симптомами дезадаптации.

 Методами  реализации служат занятия по  релаксации, обучение способам эмоциональной  разгрузки, тренинг навыков решения  проблем, коммуникативный тренинг,  тренинг настойчивости, индивидуальные  консультации, «Телефон доверия».

 В  рамках просветительского направления  ведется лекционная и семинарская  работа по информированию о  психологических факторах, влияющих  на повышение эффективности трудовой  деятельности.

 Следующая  задача психологической службы  предприятия- оценка персонала.

Функции психолога в организации.

 

- участие  в оценочных процедурах сотрудников  при повышении их категории,  переводе на другую должность,  при определении степени соответствия  психологических особенностей и  способностей специалистов требованиям  новой должности или новым  условиям работы;

- участие  в создании банка специалистов, претендующих на карьерный рост.

Иными словами, психолог на предприятии выступает  как социальный инженер. В качестве социального инженера психолог принимает  участие не только в проектировании систем организации труда на предприятии, организации рабочих мест с учетом эргономических требований, но и в  совершенствовании системы материального  имморального стимулирования, в разработке методов управления кадрами и  социальным развитием предприятия. Психологи, практикующие на предприятиях, могут работать в качестве организационных  консультантов (консультанты по управлению, по развитию организации), кадровых консультантов, менеджеров по подбору персонала, тренинг-менеджеров (люди, которые занимаются профессиональным обучением и развитием персонала внутри организации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Должностные обязанности психолога.

 

Должностные обязанности психолога на предприятии определены в квалификационном справочнике должностей служащих. Они включают:

1) изучение  психологических особенностей трудовой  деятельности работников предприятия  в целях создания благоприятных  условий труда и повышения  его эффективности;

2) проведение  совместно с физиологом индивидуальных  обследований рабочих и служащих  различных профессий и специальностей, связанных с проверкой психофизиологических  условий труда, экспериментами  по определению влияния условий  труда на психику человека, анализом  трудовых процессов и психологического  состояния человека во время  работы;

3) разработку  детальных психологических характеристик  работников различных профессий  и должностей, определяемых влиянием  производственной сферы на нервно-психическое  напряжение работающего;

4)разработку (на базе анализа психофизиологических  особенностей трудовой деятельности) рекомендаций и предложений, способствующих  совершенствованию трудовых процессов,  установлению рациональных режимов  труда и отдыха, улучшению условий  труда и повышению работоспособности  человека;

5)руководствоваться правительственными и нормативными документами по соответствующим типам учебно-воспитательных учреждений, настоящим Положением, приказами и инструкция­ми Государственного Комитета по народному образованию РФ.

6)рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специально­стей.

7)знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

8)препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

9)в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.

10)выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны специалистов, руководящих им по профессиональной линии. Применительно к своей работе в це­лом психолог обязан выполнять распоряжения администрации учебно-воспитательного учреждения, РОНО, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств.

11)оказывать необходимую и возможную помощь администрации, педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуализированного подхода к ребенку. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в реше­нии их индивидуальных проблем. В решении всех вопросов учи­тывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не повреди», т. е. принимать решения и вести работу в. формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, педагогов или третьих лиц.

12)хранить профессиональную тайну: не распространять све­дения, полученные в результате диагностической и консульта­тивной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

13)работать в тесном контакте с администрацией и педагогическими коллективами детских учреждений.

14)вести запись и регистрацию всех видов работ.

 

 

 

 

 

 

Права психологической службы в организациях:

 

1. Самостоятельно  формулировать конкретные задачи  работы с детьми и взрослыми,  выбирать формы и методы этой  работы, решать вопрос об очередности  проведения различных видов работ,  выделении приоритетных направлений работы в определенный период.

2. Убеждать  администрацию и вышестоящие  инстанции о создании условий,  необходимых для успешного выполнения  профессиональных обязанностей.

3. Отказываться  от выполнения распоряжений администрации  и тех случаях, когда эти  распоряжения противоречат профессиональным  этическим принципам или задачам  его работы, определяемым настоящим  Положением.

4. Знакомиться  с документацией.

5. Обращаться  с запросами в медицинские  и дефектологиче­ские учреждения.

6. Участвовать  с правом совещательного голоса  в работе медико-психолого-педагогических  и других комиссий, решающих дальнейшую  судьбу детей. В случае несогласия  срешением комиссии (оставление на второй год и т.п.) психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

Информация о работе Ответственность работника психологической службы