Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:35, курсовая работа
Целями курсовой работы являются:
- изучение психологии управления как науки,
- рассмотрение особенностей её становления и развития в России.
Объект: психология управления
Предмет: история отечественной психологии управления
Гипотеза: Отечественные ученые внесли значительный вклад в развитие и становление психологии управления как науки.
Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Психология управления как наука…………………………............3
1.1 Определение понятия психология управления……………..……3
1.2 Психология управления и её предмет изучения …………...........4
1.3 Место психологии в процессе управления. ……………..............9
Глава 2. Отечественная психология управления…………………...............11
2.1 История отечественной психологии управления…….…………11
2.2 Вклад отечественных ученых в развитие и становление
психологии управления…………………………………………..17
2.3 Современные тенденции развития науки психологии
управления……………………………………………..………...21
Выводы…..…………………………………………………………....…….26
Литература………………………………………………………….…...........29
Проблема психологического воздействия, мы считаем, выступает как стержневая, «результирующая» проблема в психологии и одновременно как системообразующая категория, которая во многом определяет целевую перспективу (поиск законов управления психическими явлениями), прикладной потенциал, общественное лицо психологической науки, связанное с дееспособностью выявленных в ней законов, их применимостью к социальной практике. Эффектом психологического взаимодействия и воздействия относительно человека является изменение его субъективных характеристик (потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения и т. п.) в результате взаимодействия этого человека с другим или коммуницирующей с ним системой. Если конкретизировать это положение, то по отношению к психологическим эффектам воспитательного процесса, в частности, необходимо обеспечить организацию такого рода воздействий, которые бы способствовали всестороннему развитию личности, формированию ее высоких нравственных качеств, способствовали бы раскрытию ее творческого ядра и потенциалов постоянного самосовершенствования, навыков просоциального поведения.
Однако психолого-
Выводы по второй главе:
Таким образом, в данной главе мы изучили историю отечественной психологии управления, определили вклад отечественных ученых в развитие и становление психологии управления, а так же изучили современные тенденции развития науки психологии управления.
Выводы
Тема курсовой работы «История отечественной психологии управления».
В ней были рассмотрены следующие вопросы:
1. Психология управления и её предмет изучения
2. Место психологии в процессе управления
3. История отечественной
психологии управления
4. Вклад отечественных
ученых в развитие и
5. Современные тенденции
развития науки психологии
Психология управления является отраслью
психологии, изучающей управленческую
деятельность, свойства и качества личности,
необходимые для ее успешного осуществления.
Предметом психологии управления является комплекс психологических отношений.
В предмет изучения входит проблемы трудовой
деятельности, отдельные теории общей
психологии, традиционные психологические
явления, социально психологические отношения,
механизмы.
В настоящее
время в практической психологии разработаны
формы и методы работы, опробованы целевые
программы социально - психологической
поддержки для всех групп служащих. Применение
разработок отечественной практической
психологии в организациях, адаптация
западных программ, а также создание новых
специализированных циклов лекций, семинаров,
деловых и игровых тренингов для специалистов
будут способствовать эффективности работы
организации.
Интенсивное развитие в конце XIX - в начале XX ст. психологии, социологии, теории управления, социальной психологии, психологии труда и организационной психологии, обусловили необходимость оформления психологии управления как самостоятельной научной дисциплины в нашей стране.
В многочисленных работах по научной организации труда (труды А. Гастева, В. Добринина, П. Керженцева, С. Чахотина и другие), которые вышли в 20--30-ые годы, было немало интересных подходов к решению психологических проблем управления. Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский.
Психология управления имеет два основных источника своего возникновения и развития:
- потребности практики,
- потребности развития психологической науки.
Что касается истории психологии управления, то на рубеже ХХ и XXI веков она переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации, становятся модным направлением для научных изысканий.
Идеи научного управления в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К. Гастев, П. М. Керженцев, Н. А. Амосов, О. А. Ерманский, Е. Ф. Розмирович и другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах научной организации труда.
В отечественной
науке концепцию научной
На данный момент психология управления, с одной стороны, должна направлять свои усилия на исследование организационных факторов, активизирующих профессиональную деятельность людей, а, с другой - исследовать те стороны «человеческого фактора», которые оказывают существенное влияние на функционирование организации как определенного социального института.
Таким образом, чем сложнее управление, тем больше внимания уделяется предмету и задачам психологии управления. Ежегодно растут требования к психическим процессам и умственным способностям человека, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Именно эти задачи и решает управленческая психология.
Считаю, что с поставленными задачами справилась и тему курсовой работы раскрыла полностью.
Литература
1. Агеев B.C., Базаров Т.Ю., Скворцов В.В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров.-М., 1986
2. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом.- М.- С. 58
3. Витке Н.А. Научная организация управления//«Научная организация техники управления». - М.- 1924
4. Генов Филипп Психология управления. - М.-Прогресс.-1982.
5. Китов А.И. Современное состояние и перспективы психологии управления // «Вопросы психологии».-1977
6. Ковалев Г. А. - Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии.- С.41
7. Корицкий Э.Б., Лавриков Ю.А., Омаров A.M. Советская управленческая мысль 20-х годов.// Краткий именной справочник. - М.-1990.- С. 191-197
8. Ломов Б.Ф., Китов А.И., Рубахин В.Ф., Филиппов А.В. Актуальные проблемы психологии управления. – М.- 1977.- С. 2
9. Молл Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопросы психологии.-1998.-№3.
10. Розанова В. А. Парадоксы и противоречия управления // Управление персоналом.-1998.-№1
11. Рощин С.К. Некоторые методологические проблемы психологии организации и управления на Западе. В кн.: «Методология и методы социальной психологии». - М.-1977.- С. 231—232
12. Самоукина Н.В Работа социального психолога в банковской системе // Вопросы психологиии.-1997.-№4.
13. Словарь. М. Управление социалистическим производством //(Организация. Экономика): Словарь. - М.-1983.- С. 316
14. Стрельбицкий С.Д. Администратор.- Харьков.-1923
15. Тихомиров Ю.А. Управленческие решения. М.-1972
Ссылки на электронные ресурсы
15. Краткая история
психологии управления [Электронный ресурс]. Режим
доступа http://edu.dvgups.ru/METDOC/
LEK/L1/3.htm, 9.12.13.