Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 16:11, контрольная работа
Проблема межличностных отношений является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В этом смысле феномен малой группы лежит на поверхности и непосредственно дан социальному психологу как предмет анализа.
Введение ……………………………………………………………………………………………………………3
1.Понятие и особенности малых групп……………………………………………………………..5
2.Отличительные признаки малой группы……………………………………………………..11
3. Практическая часть……………………………………………………………………………………….13
4.Заключение……………………………………………………………………………………………………15
5.Список использованной литературы…………………………………………………………….16
2
Содержание
Введение ………………………………………………………
1.Понятие и особенности
малых групп……………………………………………………………..
2.Отличительные признаки
малой группы……………………………………………………..
3. Практическая часть………………………………
4.Заключение………………………………………………
5.Список использованной
литературы……………………………………………………
3
Введение.
Проблема
межличностных отношений
Однако из того обстоятельства, что феномен
малой группы очевиден, отнюдь не следует,
что ее проблемы относятся к простым в
социальной психологии. Прежде всего и
здесь так же весьма остро стоит вопрос,
какие же группы следует рассматривать
в качестве "малых". Иными словами,
необходимо ответить на вопрос о том, что
такое малая группа и какие ее параметры
подлежат исследованию в социальной психологии?
Актуальность темы. Личность, группа, коллектив,
общество - явления, которые взаимосвязаны
логикой развития человечества. Поэтому
личность человека нельзя рассматривать
вне того социального контекста, органической
подсистемой которого она является. Между
тем социальная среда состоит из различных
элементов, играющих неодинаковую роль
во всей общественной системе, оказывающих
на человека весьма различное по силе
и по характеру влияние. В обществе существуют
и малые, и большие
4
социальные
группы. Человек подвержен влиянию
как одних, так и других. Непосредственное
воздействие социальных факторов микросреды,
малых групп имеет большое значение, поскольку
оно опосредует действие факторов макроуровня,
преломляя их через свою призму.
5
1.Понятие особенности малых групп.
Малой
группой называют небольшое число
людей, которые хорошо знают друг
друга и постоянно
- небольшое
число людей – от 3 до 10 (максимум
20-30 человек), что определяется возможностью
личных контактов,
- складываются на основе чувства симпатии, единства интересов и увлечений, общих черт характера и поведения;
- общее
для всех членов группы
- в них
возникают свои ритуалы,
Сила малых групп в том, что на них трудно юридически и организационно воздействовать, в них имеются свои неписаные правила, обязательные для всех членов группы. Сама же группа, в свою очередь, оказывает весьма серьезное воздействие на каждого из своих членов. Эти группы могут как помогать официальному руководству коллектива, так и вставать к нему в оппозицию, оказывать постоянное сопротивление.
Руководителям надо учиться сотрудничать с этими группами, а также умело создавать малые психологические группы, объединяя людей, тянущихся друг к другу, общими делами, задачами, интересами. Это очень помогает созданию благоприятного психологического климата в группе.
Важной
характеристикой группы является ее
размер. Обычно принято говорить о
нижнем и верхнем количественных
пределах группы. Большинство исследователей
считает, что малая группа
«начинается»
6
с диады и триады.
Диады. Диада, или группа, состоящая из двух человек, например, влюбленных или двух лучших друзей, отличается некоторыми уникальными чертами. Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбывает из группы. Члены диады должны поддерживать устойчивые отношения между собой, иначе их сообщество перестанет существовать. Члены более крупных групп знают, что группа сохранится в случае их выхода, исключения из группы или смерти. Будучи хрупкой по своей природе, диада требует более тесного, упорядоченного и позитивного взаимодействия между ее членами, чем группа любого другого типа. В то же время в ней создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения, чем в любой другой группе.
Триады. Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется триада, в которой обычно складываются сложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. «Два человека составляют компанию, трое образуют толпу», именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний. Согласно точке зрения немецкого социолога 19в. Георга Зиммеля, который оказал большое влияние на исследование групп, третий член группы может одну из следующих ролей: безучастного посредника, оппортуниста, который других в своих интересах, и тактика, следующего принципу «разделяй и властвуй».
Например, первый ребенок в семье может укрепить узы, связывающие родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка может способствовать разобщению родителей и стать причиной ревности и конфликта между ними. Если родители не ладят друг с другом, ребенок
7
может встать на сторону одного из них.
Более крупные группы. Увеличение группы влияет на поведение ее членов во многих отношениях. Более крупные группы, состоящие из пяти или шести человек, продуктивнее, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители меньших групп. В более крупной группе, вероятно, меньше согласия, но также меньше и напряженности. Эти различия, возможно, связаны с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более необходимо. Члены такой группы, вероятно, понимают, что их поведение должно быть подчинено определенной цели, поскольку они вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме того, крупные группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами: каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Неудивительно, что члены более крупных групп меньше удовлетворены своей ролью в совместных дискуссиях, чем члены малых групп.
Существуют данные, что группы с четным числом членов отличаются от групп с нечетным составом. В первых в большей мере проявляются разногласия, чем в последних, поэтому группы с четным менее устойчивы. Они могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов: в них одна сторона всегда имеет преимущество.
Согласно точке зрения некоторых исследователей, число пять имеет особое значение. Группы из пяти человек обычно не сталкиваются с проблемами, которые были только что отмечены. В то же время их члены не страдают от непрочности, свойственных диадам и триадам. В группах из
8
пяти человек каждый глубоко удовлетворен своей ролью, в случае разногласий такие группы, как правило, не распадаются. Кроме того, в этих группах диссиденты получают поддержку со стороны некоторых ее членов, им не угрожает полный разрыв со своей группой. Если же в группу входит более пяти человек, некоторые ее члены могут почувствовать себя в изоляции.
Члены
больших групп часто страдают
из-за низкого морального духа, господствующего
в группе, и высокого уровня неучастия.
Могут быть ослаблены связи отдельных
членов со всей группой, порой они
проявляют нежелание
Вследствие
увеличения размера группы среди
ее членов проявляется тенденция
все меньше общаться друг с другом
и чаще обращаются к лидеру, роль
которого возрастает. В то же время
в группе более пяти человек, лидер,
как правило, обращается ко всей группе
в целом, а не к отдельным ее членам. Лидер
становится центром коммуникации, он осуществляет
прием и передачу информации. Во время
семинара небольшой группе студентов
легче обмениваться мыслями между собой
и с профессором, чем представителям обширной
аудитории на лекции. На лекции говорит
только профессор, сообщающий информацию
всей группе в целом. В больших и малых
группах способы распределения власти
тесно связаны с характером коммуникации.
9
Гарольд Ливитт (1951) обнаружил, что некоторые способы коммуникации эффективнее, чем другие. Он составил несколько групп из пяти человек и каждой дал список символов. В распоряжении каждого члена
группы было несколько символов, причем, несколько одинаковых имелись у всех. Группе было дано задание найти общие для всех символы. Членам группы не разрешалось говорить между собой, но они могли передавать друг другу записки.
Ливитт расположил группы таким образом, что записки можно было передавать четырьмя различными способами: по “кругу”, по “цепочке”, ”колесу” и по “У”. Этим способам были даны названия в соответствии с их наглядным изображением. С помощью линий воспроизведены способы коммуникации, возможные для каждого типа группы.
Ливитт обнаружил, что способ “колесо” , когда общепризнанный лидер занимает центральное положение, по-видимому, позволяет наиболее успешно решать проблемы; далее следовали способу “У”, “цепочка” и “круг”. Он отметил, что члены группы, находившиеся в центре системы коммуникации, были значительно больше удовлетворены группой, чем те, кто оказались на краю. Он сделал вывод, что “в нашем обществе, в котором ярко выражено стремление к самостоятельности, социальному признанию и успеху, вероятно, не выгодно занимать положения, ограничивающие самостоятельность действий ”.
Количественно малая группа строго не задана. Часто исследователи отмечают “магическое число” для малых групп . Проблемы групповой психологии—проблемы взаимодействия людей в рамках небольших контактных объединений, являются важнейшими в психологии. Социальные психологи до сих пор не могут дать общего однозначного определения “малой группы”. Таких определений много:
10
Малая группа—это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
2) по А.
Мертону:
Малая группа—это совокупность людей, которые определенным образом
взаимодействуют
друг с другом, осознают свою принадлежность
к данной группе и считаются ее
членами с точки зрения других
людей.
11
2. Отличительные признаки малой группы.
Первый признак - пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность для личных контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Некоторые американские исследователи считают, что перцептивные аспекты—главные, так как они позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе. Взаимодействие—активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.
Второй признак—наличие постоянной цели совместной деятельности. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Можно выделить три рода целей: