Отношение беременных женщин к суевериям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование отношения беременных женщин к различным суевериям и мифам о беременности.
Объектом исследования является эмоциональная сфера беременных женщин
Предметом исследования является отношение беременных женщин к суевериям и мифам

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ исследований, посвященных психологическим особенностям женщин во время беременности…………………………………………………………5
1.1 Психофизиологические особенности беременности………………………………..5
1.2 Эмоциональная сфера беременной женщины………………………………………12
1.3 Определение понятий суеверие и миф……………………………………………....13
1.4 Наиболее распространённые мифы и суеверия связанные с беременностью…….19
Глава 2. Эмпирическое исследование…………………..…………….............................27
2.1 Организация исследования…………………………………………………………...27
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………………....36
Список литературы………………………………………...................................................38
Приложение А……………………………………………………………………………...40
Приложение Б……………………………………………………………………………...42
Приложение В……………………………………………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 312.30 Кб (Скачать файл)

И. Дзялошинский считает, что  суеверия – это система восприятия и описания мира, имеющая характер нравственного реализма – мир  понимается как однозначное противопоставление добрых и злых сил.

Итак, можно сказать, что  суеверия – это негибкие знания, с трудом или вообще не изменяющиеся, ограниченные применением в повседневной, бытовой деятельности, не связанной  с умственным трудом. Суеверия можно  рассматривать как форму психического отражения окружающего и внутреннего  мира, не требующего логических доказательств и довольствующегося любым предлагаемым решением в ответ на возникающую познавательную потребность. Суеверия позволяют осуществлять познание в упрощенной, наглядной форме без опоры на абстрактные научные понятия.

Другим подходом к пониманию  суеверий можно считать аффективно-мотивационный подход, с позиции которого суеверия рассматриваются как аффективно насыщенное психическое явление, выполняющее функцию защиты эмоциональной сферы. Этот подход был заложен Л. Леви-Брюлем.

Б. Рассел иррационализм  рассматривал как неверие в объективные  факты, полученные объективными методами, и как потакание человека своим  непосредственным неосознанным желаниям и эмоциям. Вера в реальность, отличную от той, о которой говорят органы чувств, возникает в состоянии  эмоциональной напряженности.

Суеверия выполняют психотерапевтическую функцию: давать надежду на бессмертие, избавлять от страха смерти, придавать  уверенность в своем существовании, успокаивать, особенно в сложных, рискованных  ситуациях.

Чувство бессилия перед таинственным и непознаваемым заставляет человека игнорировать противоречия непосредственного  опыта и связывать между собой  явления, в действительности не связанные  никакими отношениями, т.е. мыслить  дологично. В. И. Лебедев в качестве психологических факторов суеверий называет страх смерти, одиночества, чувство бессилия, горя, усиливающихся в экстремальных условиях экономического спада, инфляции, безработицы, упадка культуры. В состоянии дезорганизации психической деятельности, тревоги, аффекта растет внушаемость, лежащая в основе мистицизма.

И.Д. Ялом считает, что функция  магических верований заключается  в защите индивида от страха старения и смерти, от страха перед реальностью. Иллюзорные верования ослабляют  чувствительность к боли существования: утратам, горю, одиночеству, неразделенной  любви, депрессии, отсутствию смысла жизни, неизбежности смерти. Ободряя человека, они не позволяют ему познать  свои чувства, мысли и желания. В  действительности ясное осознание  смерти в противоположность мифическим способам ее отрицания делает индивида мудрым и обогащает его жизнь. С иррациональным взглядом на мир, по мнению этого автора, также тесно  связан страх перед свободой и  ответственностью. Свобода неразрывно соединена с тревогой, т.к. требует, чтобы человек сам отвечал  за свои решения, поступки, трудности, а также, чтобы он прикладывал  волевые усилия для изменения  своей жизни. Ответственность означает авторство своего жизненного замысла. Люди же обычно сопротивляются принятию ответственности и осознанию  себя как создателя своих проблем  и жизненных затруднений.

Д.В. Ольшанский показывает, что суеверия являются механизмом психологической  защиты, самопомощи для людей, испытывающих постоянное беспокойство, с трудом переносящих состояние неопределенности, нуждающихся в психологическом  контроле, стремящихся видеть вещи лишь в черно-белых тонах.

Следуя теории А. Маслоу, можно сказать, что суеверия как  стереотипные, привычные способы  решения проблем позволяют человеку справляться со своим страхом  перед неизвестностью и неопределенностью  и таким образом способствуют его адаптации к статичным  и повторяющимся явлениям. При  этом суеверия препятствуют преобразованию и развитию окружающего мира, креативности и изобретательности. В результате суеверия как аффективное явление  мешают реализации познавательных и  творческих возможностей индивида, одновременно обеспечивая ему безопасность, защиту, привычность; творческое мышление освобождает  человека от тревоги перед неизвестным, от влияния прошлого, обычаев и  условностей.

Обобщая все выше сказанное, можно утверждать, что суеверия избавляют  человека от страха перед неизведанным, рождают «уверенность в завтрашнем дне». Отсутствие соответствующей уверенности  в кризисных ситуациях усиливает  потребность индивида руководствоваться  в своей повседневной жизни, установленными вековыми традициями и ритуалами, к  числу которых могут быть отнесены и суеверия. В основе суеверных  представлений лежат разнообразные страхи, часто иррациональные, необъяснимые; суеверным же поведением человека движет желание избавиться от довлеющих над ним аффективных переживаний. Следуя приметам, человек стремится защитить свое самосознание и эмоциональную сферу от вызывающих дискомфорт чувств. Большинство авторов сходится во мнении о том, что суеверия дают человеку, испытывающему страх или тревогу, ощущение безопасности и защищенности.

Тесно примыкает к вышеназванному психоаналитический подход. З. Фрейд считал суеверие результатом проекции, т.е. перенесения человеком вовне неосознаваемых мотивов своего поведения. Смутно ощущая внутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительного объяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать источник суеверий во внешний мир. На компенсаторную роль суеверий указывали также Л. Демоз и Э. Блейлер.

По мнению Э. Берна, многие суеверия основаны на представлении  о всесилии мыслей и чувств, на их переоценивании, искажающих восприятие реального мира. Кроме того, образы окружающего мира искажаются чрезмерной насыщенностью суеверий эмоциями (напряжением, беспокойством и др.), что нарушает разумное отношение к действительности. Магию, также как и объективные  знания используют для максимально  быстрого и наименее опасного удовлетворения потребностей, но в отличие от научных  знаний – без учета объективных  причинно-следственных связей, без  точного представления о действительности, с недостаточным контролем самого себя, других и природы, т.е. принцип  реальности приносится в жертву принципу удовольствия.

Основываясь на теории Э. Фромма, суеверия можно рассматривать как  зависимость субъекта (часто неосознаваемую) от некоторой внешней силы, призванной защищать, заботиться и нести ответственность  за результаты его собственных поступков. Э. Фромм называет эту внешнюю  силу волшебным помощником. Волшебный  помощник, персонифицированный в  суевериях в виде божеств, ведьм, знахарей и других лиц, обладающих волшебными, сверхъестественными способностями, призван помочь человеку удовлетворить  свои актуальные потребности без  приложения собственных усилий. В  большей или меньшей степени  деятельность суеверного человека направлена на манипулирование волшебным помощником и принуждение его к выполнению своих желаний.

Итак, согласно психоаналитическому  подходу в целом, суеверия замещают недостающие знания и восполняют нереализованные потребности с  опорой на обстоятельственную и объектную  атрибуцию.

Согласно бихевиористскому подходу суеверия представляют собой развернутое или редуцированное поведение. Бихевиористы рассматривают суеверия как естественное следствие неспособности понять существование (отсутствие) причинно-следственных связей между собственным поведением и последующими событиями в мире. Суеверное поведение – поведение, которое возникает и поддерживается в результате случайного подкрепления, которое фактически с ним не согласуется.

В соответствии с социально-нравственным подходом, суеверия могут считаться регулятором общественных отношений, поведения в группе, носителем морали. В частности, Б. Рассел рассматривает суеверия (предрассудки) как опору морали. С точки зрения Е.А. Грушко и Ю.М. Медведева, суеверия – это концентрированный опыт общения с природой предыдущих поколений, определяющий условия выживания, табуирующий окружающий мир. Данные авторы рассматривают возрождение суеверий как возврат к народной мудрости и культуре, поскольку они помогают уберечься от житейских и нравственных бед. Суеверия регулируют поведение людей посредством персонификации социальных и моральных норм. В них поощряется социально полезное поведение и качества характера – трудолюбие, доброжелательность, бесконфликтность, послушание. Суеверия также табуируют различные виды деятельности в той или иной степени.

В рамках эволюционистского подхода суеверия осмысливаются как пережиток религиозных традиций, существовавших в первобытной и древней культурах; как поведение, ранее имевшее смысл, но затем его утратившее. Так, К.К. Платонов называет суеверия рудиментарными осколками прошлых религий. С точки зрения Б.Ф. Поршнева, суеверия как проявления доисторического сознания, являются продуктом несвободы, свойственной родоплеменным традициям и обычаям. Как утверждает М. Мюллер, первоначально в момент их возникновения в суевериях был заключен какой-то смысл, возможно имеющий ситуативный характер, но безосновательно обобщенный. Впоследствии, передаваясь от поколения к поколению, это поверье все больше утрачивало свой смысл, т.е. связь с породившей. В.Я. Пропп рассматривает суеверие наряду с колдовством и магией как вытесненный и преследуемый обычай или обряд, совершаемый тайно и не согласующийся с хозяйственной и социальной структурой народности на данном этапе ее развития.[23] [24] [25] 

Б.Ф. Скиннер еще в XX веке пояснил, что психологическая специфика  такой устойчивости суеверий основана на том, что случаи их подтверждения  прочно фиксируются в памяти людей, а факты их явной ошибочности  наоборот, вытесняются. В результате устанавливается ложная связь между  совершаемым действием и независимым  от него событием, которое человек  начинает считать следствием своих  действий. На этом простом принципе и базируется феномен существования суеверий. Второй аспект существования суеверий – это вполне объяснимое желание любого человека заглянуть в будущее и предотвратить возникновение неблагоприятных ситуаций.

Таким образом, суеверие - это  предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. 

Научными  исследованиями доказано: приметы заставляют людей быть более осторожными, тщательно  обдумывать свои действия и спокойнее относиться к возможной неудаче. Суеверность позволяет нам ослабить внутреннее напряжение, применяя "магические" ритуалы защиты. Часто суеверия не имеют под собой рационального смысла, но при этом обладают "эффектом плацебо", т. е. таблетки-пустышки, помогающей только потому, что человек верит в то, что она способна помочь. Веря в приметы, человек получает иллюзию контроля над жизненными событиями, влиять на которые почти не в силах. 

В давние времена, когда уровень медицинской  помощи был невысок, беременность окутывалась  приметами, так как женщинам хотелось сделать хоть что-то, что предрешило бы легкие роды и рождение здорового ребенка. Иллюзия контроля позволяла будущей маме оставаться спокойной. Сейчас, во времена развитой диагностики и медицинского обслуживания, многие суеверия должны были бы исчезнуть, но это не всегда так. Физиологическая перестройка в центральной нервной системе приводят к тому, что переутомление, ослабленное физическое состояние вполне может привести к беспокойству. То есть, будущая мама изначально, по физиологическим показателям, предрасположена к тревожности. И, как следствие, увеличивается потребность ослабить внутреннее напряжение и обрести контроль над ситуацией. Поэтому приметы, о которых женщина узнает от близких и знакомых, ложатся на благоприятную почву.

 

 

 

 

1.4. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕНЫЕ  МИФЫ И СУЕВЕРИЯ, СВЯЗАННЫЕ С  БЕРЕМЕННОСТЬЮ.

 

В период ожидания ребенка, у женщины преобладают  интересы связанные с рождением  и здоровьем будущего ребенка, все  другое отходит на второй план, поэтому  в этот период женщина верит во все, что касается её беременности.

Будущая мама пытается найти способ не волноваться  и не тревожится и спрашивает совета уже у рожавших женщин, и не всегда получает полезную информацию, а наоборот они нередко получают массу не нужной и даже вредной информации в виде народных примет, суеверий и предрассудков, связанных с беременностью. И каждая женщина воспринимает эту информацию по своему, некоторые с готовностью верят во все, что им говорят и этому могут предшествовать различные причины, а некоторые наоборот, отказываются верить во все мифы и предрассудки.

Каждый  триместр беременности сопровождается  своим набором  мифов и суеверий. Эти мифы очень разнообразны. Не обязательно, что беременная будет  верить все мифы. Многие из предрассудков  и мифов медицински обоснованы.

Исследуя  мифы и суеверия связанные с беременностью, мы пришли к выводу, что для более  наглядного преставления их следует  разделить на три категории

  1. Мифы   связанные с беременностью
  2. Суеверия    связанные с беременностью
  3. Медицинские факты, принимаемые за мифы или суеверия

Мифы  во время беременности:

  • Если живот широк и располагается высоко, будет девочка, если низко и как бы выдвинут вперед — мальчик

Единственное, о чем может говорить высокое  расположение живота, так это о  том, что у женщины первая беременность или о том, что она находится  в отличной физической форме. Мышцы, поддерживающие матку, становятся слабее с каждой беременностью, что способствует опусканию живота всё ниже и ниже.

  • Если роды матери были тяжелыми, то роды её дочери тоже пройдут тяжело

На  самом деле протекание беременности и родов матери никак не скажется на аналогичных процессах у её дочери.

  • Если беременная женщина увидит пожар и во время испуга схватится за лицо, у ребенка на лице будет огненное пятно

Специалисты Института наследственных и врожденных заболеваний утверждают, что причина  возникновения врожденного пигментного  невуса - в генетическом факторе (мутации) и средовом (например, повышенный уровень  солнечной радиации).

  • C плоским, а тем более втянутым соском кормление грудью невозможно

Информация о работе Отношение беременных женщин к суевериям