Отцовство, как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе внимание будет уделено проблеме отцовства в обществе. Отцовство, как психологический и социокультурный феномен, роль отца в воспитании ребенка и модели его поведения, структура феномена отцовства и этапы его формирования, феномен отцовства в современном обществе.
Актуальность и значимость предлагаемой тематики связана с тем, что современное понятие отца в обществе не соответствует тому, что пишут и говорят о нём в средствах массовой информации и в обществе в целом. Основной целью данной работы является то, чтобы развеять все неправильные представления об отцах в нашем обществе.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..4-5 С.
Глава 1. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К АНАЛИЗУ ОТЦОВСТВА, КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА ………………………………. 6 С.
1.1. Отцовство как психологический и социокультурный феномен ….. 6-9 С.
1.2. Роль отца в воспитании ребёнка, стили воспитания ребёнка …………………………………………… 10-14 С.
1.3. Структура феномена отцовства ……... 15-16 С.
1.4. Этапы формирования отцовства ……………………………………... 17-20 С.
Основные выводы по первой главе ………………………………………. 21-22 С.
Глава 2.ОТЦОВСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ……………………………………………………………………………… 23 С.
2.1. Феномен отцовства в современном обществе ………………………. 23-30 С.
Основные выводы по второй главе …………………………………....... 31 С.
3. Заключение ……………………………………………………………… 32-33 С.
4. Список использованных источников ………………………………….. 34-36 С.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Отцовство как социокультурный феномен.docx

— 90.33 Кб (Скачать файл)

Когда один из родителей, наконец, покидает семью, дети могут бояться  того, что другой родитель тоже оставит  их. Ребёнок может чувствовать  печаль, смятение, гнев и тревогу. Он может стать подавленным или  начать демонстрировать разрушительное поведение в школе или дома. Многим детям (особенно маленьким) кажется, что это они виноваты в разводе  родителей и если бы они вели себя лучше, то возможно, папа и мама не расстались. Иногда они пытаются вновь соединить  родителей, стараясь вести себя безупречно либо погружаясь в фантазии об их примирении. Многие родители ещё больше усложняют  ситуацию тем, что вначале не уверены  в окончательности развода и, возможно, делают неудачные попытки  опять соединиться, рождая, таким  образом, в детях ложные надежды.

Во время и после  развода отношения с обоими родителями изменяются, а в подростковом возрасте могут эмоционально отдалиться от семьи. Им часто приходится выслушивать  взаимные обвинения родителей. Дети могут оказаться в центре битвы  за то, с кем они должны остаться после развода, и каждый из родителей  пытается привлечь ребёнка на свою сторону. Порой родители соревнуются  за любовь детей  и стараются подкупить  их поддержками и позволяют делать то, чего не разрешает противоположная  сторона. После развода родители часто находятся в состоянии  сильного стресса и бывают неспособными осуществлять за ними необходимый контроль. Нередко они бывают  менее внимательными  к ребёнку, непоследовательными  в требованиях дисциплины, малообщительны и равнодушны к его проблемам. Кроме того, порой дети безболезненно реагируют на попытки родителей найти себе нового партнёра. Например, оставшийся с матерью мальчик иногда принимает роль «главы семьи» и может почувствовать угрозу, когда на сцене появится «соперник».

Среди наиболее важных факторов, определяющих реакцию детей на развод родителей, выделяются:

    1. Враждебность, которой сопровождается развод. При высоком уровне враждебности и гнева, сопровождающими развод, детям труднее приспособиться к сложившейся ситуации. Конфликт между родителями является основной причиной снижения у них чувства собственного благополучия. Когда родители ссорятся, у детей развиваются страхи и раздражительность. Они становятся  уязвимы, когда их принуждают принять ту или иную сторону. Затяжные судебные баталии за родительские права, скандалы при дележе имущества, решении вопросов о режиме свиданий с ребенком, уходящего из семьи родителя о материальной поддержке ещё более осложняют ситуацию, как для взрослых, так  и для детей.
    2. Количество перемен, совершившихся в образе жизни ребёнка. Если ребёнок продолжает жить в том же дома, ходить в ту же школу и вокруг него остались те же друзья, к которым он привык, то последствия развода переживаются им легче. Если наоборот, его повседневная жизнь претерпевает большие изменения, например переезд в новый дом, поход в другую школу, смена друзей сказывается на ребёнке, его уверенность в себе и ощущение порядка в жизни с большей степенью вероятности подвергаются потрясению. Чем больше изменений претерпевает жизнь ребёнка, особенно после развода, тем труднее ему приспособиться к новым условиям.
    3. Характер отношений родителей с детьми. Любовь и поддержка, которые проявляют оба родителя, существенно помогают ребёнку. Некоторые исследователи наблюдали, что характер продолжающихся отношений между родителями и ребёнком гораздо важнее, чем присутствие обоих родителей дома. На самом деле, иногда развод является более позитивным вариантом для ребёнка, чем совместное проживание с обоими родителями, которые постоянно спорят и борются друг с другом.

 

Отцы – одиночки

 

Отцы – одиночки –  это те люди, которые берут на себя обязанность воспитывать ребёнка  без матери. Они могут это делать по ряду причин, включая такие как  развод, после которого ребёнок остаётся один; смерть или болезнь матери; ситуация, когда мать способна заработать больше, чем отец и потому ей необходимо работать, а также признание того, что отец является более умелым и  внимательным родителем.

На сегодняшний день не так много отцов, которые остаются опекунами своих детей после  развода, их число постепенно увеличивается  и на данный момент составляет 10 %. Ещё 16% осуществляют опеку над детьми совместно с бывшей супругой.

Отцы – одиночки во многом сталкиваются с теми же проблемами, что и одинокие матери. Однако их финансовое положение обычно более  прочное. Одно из исследований отцов - одиночек показало, что многие из них  до развода принимали самое активное участие в воспитании своих детей. Большинство отцов – одиночек сохраняют тесные эмоциональные  отношения со своими детьми, отдают много сил и средств заботе о них и очень переживают, если им не удаётся удовлетворить их запросы  или проводить с ними достаточно времени. Родительский опыт, однако, не всегда подготавливает их к тем трудностям, с которыми они встречаются, когда  им приходиться работать и одновременно с этим воспитывать детей. Многие отцы – одиночки испытывают те же чувства  одиночества и подавленности, что  и одинокие матери. Одиноким отцам, так же как и матерям – одиночкам, бывает трудно сохранить круг своих  друзей и получить иную эмоциональную  поддержку.

Отцам – одиночкам можно  присвоить определение как герои. Ведь это невероятный «подвиг», взять  на себя ответственность воспитывать  ребёнка в одиночестве без  матери. Это, безусловно, сказывается  на поведении отца, он осознает то, что  ему придётся полностью изменить свою жизнь и посвятить её ребёнку. Также меняются внутренние качества отца, он понимает, что должен стать  человеком, у которого два призвания  папа и мама в одном лице. Изменить свои привычки, манеры общения, смириться с тем, что только он является объектом для подражания, помощи, поддержки и развития  ребёнка. Не зря говорят: «Человек привыкает ко всему». Каждому человеку нужно время для адаптации, привыкнуть к сложившейся ситуации. Спустя время отец привыкает к этой роли, и становится привычным явлением. Ребёнок взрослеет, а значит, становится более самостоятельным. Отец понимает, что у ребёнка начинают проявляться совсем другие интересы к разным сферам общества. Также понимает, что ребёнок не всегда будет рядом с ним, пройдёт время и наступит тот момент, когда ребёнок станет взрослым самостоятельным человеком и ему захочется создавать свою семью.

 

Отцы

 

На  первый взгляд по сравнению с теми существенными физическими и психологическими изменениями, которые происходят с матерью, роль отца кажется связанной со столь значительными переменами. Обычно это не так. Многие из них признаются, что ощущают волнение и гордость, но некоторые говорят и о том, что по отношению к ребёнку испытывают чувство соперничества. Большинство мужчин имеет повышенное чувство ответственности, которое иногда  им кажется непомерным. Некоторые отцы чувствуют зависть к жёнам из-за того, что им принадлежит активная роль в появлении на свет нового человеческого существа, тогда как им приходится оставаться лишь сторонниками наблюдателями этого важного события. Кроме того, они тревожатся о будущем не меньше, чем матери: волнуются, смогут ли прокормить семью, стать хорошими отцами. Мужчины не меньше женщин беспокоятся о том, будут ли дети любить и уважать их, смогут ли они сами отвечать эмоциональным запросам ребёнка. Некоторые видят в появлении ребёнка возможность обучения воспитанию детей, понимая их. Другие озабочены поиском новых источников финансирования матери и младенца. Многие мужчины стараются оказать эмоциональную поддержку своим жёнам. Если в семье уже есть дети, отцы начинают проводить с ними больше времени, готовя их к появлению нового члена семьи.

Адаптация к исполнению роли родителей – важный жизненный  этап для взрослых, особенно при  рождении первого ребёнка; они должны совершить экономические и социальные изменения в своей жизни, модифицировать существующие отношения.

Учёные в настоящее  время намного расширили свои познания об отцах и их функциях. Имеются свидетельства того, что  в наше время отцы проводят со своими маленькими детьми больше времени, чем  раньше. Они осуществляют повседневный уход за ребёнком и могут купать, пеленать, кормить и качать его так же умело, как мать. Отцы способны улавливать сигналы ребёнка столь же чутко, как матери, и младенец может привязаться к отцу так же сильно. Младенцы могут испытывать страх расставания с отцом в такой же степени, как и страх расставания с матерью. Более того, как можно было ожидать, у отцов, которые посвящают больше времени заботам о грудном ребёнке, устанавливаются с ним более прочные отношения привязанности к детям и это приносит большую пользу. Однако, несмотря на свои возможности, большинство отцов не берут на себя первичные (следующие сразу после родов) обязанности по уходу за ребёнком. Как результат, отношения отца с младенцем часто отличаются от материнских отношений с ним.

Роль отца чрезвычайна, важна в создании условий и стимулировании развития определённых навыков, помогающим детям преуспеть в учении. Когда ребёнок происходит из такой семьи, когда нет мамы, или она страдает каким-либо психическим расстройством, либо если отношения между отцом и ребёнком сложного характера, или ребенку негде заниматься из-за плохих жилищных условий, то велика вероятность того, что у него будет плохая успеваемость в школе.

В целом если говорить, то дети, которых воспитывают отцы, как правило, будут хорошо учиться, если отец будет оказывать поддержку и помогать своими советами. Чтобы ребёнок достиг определённых успехов в какой-либо определённой деятельности, отец должен стать для него авторитетом, чтобы он мог брать с него пример. Когда у ребёнка появится представление о том, что его папа «герой», ребёнок начнёт ему подражать и будет стараться быть похожим на него. Главное также чтобы отец верил в силы и способности своего ребёнка, поощрял его, иначе отдача будет минимальна. В тот период, когда ребёнок ходит в школу, отец должен быть предельно внимателен. Он должен контролировать и поощрять школьные достижения своего ребёнка, именно от этого зависит, как будет учиться его ребёнок хорошо или плохо.

В наши дни любовь отца к  ребенку чаще всего выражается в  покупке дорогой игрушки. Но гораздо  больше даже самой привлекательной  игрушки ребенку нужны отцовское  внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, это человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе

Очевидно одно: чем раньше начинаются попытки помочь ребёнку, тем больше его шансы на успех  в дальнейшей жизни. Многие дети недооценивают свои реальные способности, они просто не ожидают от себя многого и удивляются, если их оценки время от времени оказываются высокими. Причины более высоких достижений в учёбе могут быть связны с ценностями той культуры, в которой они воспитаны. По Мак-Клелланду мотивация достижения - стремление достичь успеха и превосходства – является приобретённой культурной ценностью.

Отцы принимают активное участие во всех сферах деятельности, в которых участвует его ребёнок. И со всей старательностью отдают себя ребёнку. Чтобы ребёнок хорошо преуспевал в школе, отец должен хорошо зарабатывать. Отец должен обеспечивать ребёнка полноценным, здоровым питанием, которое является главным «кормом» для мозга и активности ребёнка. Комфортные условия проживания, также важны при воспитании ребёнка.

Учёба в школе важный процесс  в жизни ребёнка, отец полностью  должен контролировать его в этом. Также должен объяснять непонятный материал, сохраняя при этом терпение, а это работа не из лёгких в нашем  обществе. Детям нужно развивать  шесть видов умственной деятельности:

 

  • Воспоминание: восстановление в памяти фактов, представлений и понятий.

 

  • Воспроизведение: следование образцу и алгоритму.

 

  • Обоснование: связывание частного случая с общим принципом или понятием.
  • Реорганизация: распространение и перенесение знаний в новые ситуации, изобретение оригинальных решений проблем.

 

  • Соотнесение: связь вновь приобретённых знаний, которые были усвоены ранее или с личным опытом.

 

  • Рефлексия: исследование самой мысли и причин её появления.

 

Учить детей так, чтобы  у них развивалось критическое  мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности.

 

Можно сделать небольшой вывод: дети делают отцов добрей, внимательней, более ответственными, аккуратными, нежными, старательными. Любое «каменное» сердце можно растопить, и это запросто сделает долгожданный ребёнок.

Если ребенок и отец будут много общаться, есть большой  шанс того, что ребёнок будет проявлять  привязанность, любовь и уважение к  отцу. Отцу, безусловно, тяжело воспитывать ребёнка одному, это тяжёлая нагрузка, большая ответственность, ведь все навыки, умения, взгляды на многие вещи отец будет передавать ребёнку, что повлияет на его дальнейшее развитие. Ему трудно поднимать на ноги ребёнка без его матери. Ведь мама как никто другой, знает, любит, ценит, поощряет, поддерживает, заботится о своём ребёнке. Каждый ребёнок имеет уникальные переживания и опыт, отличные от переживаний и опыта других детей, и для каждого они имеют различные результаты.

Всё зависит ещё от характера  ребёнка, будет он с радостью принимать  все советы отца, или наоборот будет  противиться и поступать так  ему хочется. Это может привести к тому, что ребёнок станет безответственным, грубым, злым, наглым, самоуверенным, капризным со сложным характером. Главное в отношениях между отцом и ребёнком, чтобы отец не перегибал палку. Мужчины сами по себе волевые, самоуверенные, целеустремленные, агрессивные, а вот женщины полная их противоположность они добрые, отзывчивые, справедливые, с мягким характером. Важно чтобы отец с ребёнком находил ту золотую середину в общении с ребёнком, чтобы не испугать его, в противном случае если этого не сделать, то это приведёт к психическим расстройствам. Если отец видит, что у ребёнка какие - то проблемы, то нужно чтобы отец не стеснялся и обратился к специалисту. Ведь если этого не сделать, ничего хорошо точно не произойдёт.

Мне хотелось бы ещё обратить внимание на то, что в нашем обществе существует масса детей, которые  были лишены своих родителей и  определены либо в детские дома, либо за их воспитание брались бабушки  и дедушки.

Информация о работе Отцовство, как социокультурный феномен