Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:47, отчет по практике
Мероприятия и исследования, которые проводились в ходе практики в детском доме.
1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2)развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, учителям.
3-ий ряд
Ф.И.О. |
Вата |
Сумка |
Сок |
Мел |
Кот |
Окно |
Лист |
Друг |
Катя А |
1 |
2 |
3 |
4 |
- |
5 |
7 |
6 |
Жена В. |
2 |
4 |
5 |
7 |
1 |
3 |
6 |
8 |
Лена К. |
1 |
2 |
3 |
- |
8 |
4 |
5 |
6 |
Саша К. |
1 |
2 |
4 |
6 |
3 |
5 |
7 |
8 |
Вера Л. |
2 |
3 |
- |
1 |
5 |
8 |
- |
7 |
Вова Л. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Из таблицы видно, что первый ряд исследования (т.е. 4 слова) дал достаточно хорошие результаты. Из 6 человек – 3 человек дали отличный результат (дети не только вспомнили все слова, но и написали их в правильной последовательности); средний результат – 3 человека (допустили 1-2 ошибки).
Второй ряд показывает результаты гораздо хуже. Только 1 человек дал отличный результат. Средний результат – 3 человек (1-3 ошибки); низкий результат – 2 человека. Уже на этом этапе прослеживается частичное забывание слов.
Третий ряд. Только 1 человек дал правильный ответ; средний результат – 2 человека (2-4 ошибки); низкий результат – 3 человек (4 и более ошибок). Более того, 3 человек забыли некоторые слова.
Таким образом, младшим школьникам достаточно сложно запомнить слова, не связанные по смыслу. Результаты всего первого эксперимента можно проследить по диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Из диаграммы мы четко видим, как уменьшается число правильных ответов и увеличивается число низких результатов в зависимости от усложнения заданий (увеличения количества не связанных между собой слов).
Во втором опыте испытуемому предлагается связывать предъявляемые слова в целые осмысленные системы, допуская при этом искусственные вспомогательные связи (например, запоминая ряд слов: лес-дом-окно-кот-стол-мясо и т. д. путем искусственных связей: «в лесу стоял дом; через окно влез кот, прыгнул на стол, съел мясо и т. п.»).
Нами были предложены следующие слова: свет, книга, язык, окно, мост и щенок. Искусственная связь: «включили свет; взяли книгу; на русском языке. Из окна; видно мост; а на нем сидит щенок».
Результаты исследования представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Ф.И.О. |
Свет |
Книга |
Язык |
Окно |
Мост |
Щенок |
Катя А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Жена В. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Лена К. |
1 |
2 |
3 |
5 |
4 |
6 |
Саша К. |
1 |
2 |
- |
4 |
5 |
6 |
Вера Л. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Вова Л. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Результаты: 4 человек – отличный результат; 2 человека – средний результат; слабых результатов нет. (Диаграмма 3)
Диаграмма 3.
Таким образом,
из диаграммы 2 и 3 видно. Что смысловое
запоминание гораздо
Исходя из этого были составлены рекомендации и игровые программы для детей младшего школьного возраста, способствующие улучшению основных характеристик памяти.
Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы.
Пример беседы из цикла «Азбука нравственности»:
«Добрые и недобрые дела»
Цель: научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.
Уроки на эту тему можно начать с небольшого вступления. Необходимо сказать, что ежедневно мы сталкиваемся с различными ситуациями, совершаем действия, поступки, общаемся друг с другом. Рассмотрим, к примеру, такую ситуацию. Вы с родителями едете в трамвае (автобусе, троллейбусе, метро) и видите, что сидит мальчик, а рядом стоит пожилая женщина. Как вы оцените данную ситуацию? Ответы детей могут быть примерно такими: 1) надо уступить место женщине, 2) кто-то из нас уступит место женщине, 3) мой папа встанет и предложит женщине сесть, 4) надо сказать мальчику, чтобы он уступил место женщине, 5) я не вижу в этой ситуации ничего страшного - они едут домой. Ответы разные, как и сами дети: кто-то обратит внимание на нравственную сторону ситуации, кто-то нет.
Размышляя над той или иной ситуацией, дети учатся анализировать, оценивать поступки, действия («хорошие», «добрые» «плохие») людей, которые совершают их. Рассматривая с детьми ту или иную ситуацию, оценивая ее нравственную сторону, учитель постепенно подводит детей к обобщению, формулировке нормы, правила.
Одни нормы содержат четкое указание на определенное действие (обращаясь с просьбой, надо говорить «пожалуйста»), другие - на то, как поступать нельзя (нельзя громко разговаривать на уроке, без разрешения учителя выходить из класса), третьи - на определенное личное качество (надо быть добрым, справедливым, вежливым и т.д.).
Усвоение каждой из норм требует определенного уровня обобщения жизненных ситуаций. Ребенок постепенно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с определенными ситуациями и нравственными качествами.
Необходимо использовать наглядность: сюжетные картинки, литературный материал (стихи, пословицы, поговорки, рассказы, сказки), рисование, продумываются игровые ситуации.
Анализируя поступки, действия, мысли литературных персонажей, учащиеся обязательно должны дать им нравственную оценку. Можно сделать своеобразную классификацию в виде таблицы («две солонки»): добрые - недобрые дела. Далее целесообразно задать детям вопрос: «Какую оценку вы можете дать себе?» (т.е. оценить свой поступок, свое отношение к окружающим людям).
Отношение ребенка к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязательности выполнения на основе внутреннего принятия. Внутренний мир ребенка формируется через анализ и оценку действий, как своих, так и окружающих его людей.
Рекомендуемая литература
И.Крылов «Чижа захлопнула злодейка-западня...».
Е.Пермяк «Пичугин мост», «Чужая калитка».
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».
Л. Толстой «Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко», «Сливы», «Два козлика».
Д. Тихомиров «Две козы».
Дидактические материалы
Л.Каминский. Чья помощь лучше ?
Жил-был король. И было у него три дочери - Алина, Полина и Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:
- Сегодня я прошелся по нашему дворцу и просто пришел в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконниках, а одежда на кроватях! И повсюду - фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?
Старшая дочь Алина сказала:
- Я вот как помогу. Когда ты начнешь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Все могут короли». С веселой песней ты моментально сделаешь уборку!
- А я лучше включу телевизор, сказала средняя сестра, Полина, - там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно ее смотреть и все тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберешь весь дворец!
- А ты что включишь? - спросил отец младшую дочь.
- Я включу пылесос, - ответила Эвелина, - нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе сядем и будем смотреть телевизор.
- Ну что же, - сказал король, - теперь я знаю, что у меня есть только одна настоящая помощница.
Вопросы
От чего король пришел в ужас?
Что он решил сделать?
О чем он спросил у дочерей и что они ему ответили?
Какой вывод сделал король после разговора с дочерьми и почему?
Л.Квитко. Бабушкины руки
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То рвут, то шьют, то метят,
То что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Проворные, - смотрите,
Готовы день- деньской
Они плясать в корыте,
Шнырять по кладовой.
Настанет вечер - тени
Сплетают на стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.
Вопросы
Почему внук называет бабушкины руки волшебными?
Что они умеют делать?
Любит ли внук бабушку? Из чего это видно?
За что мы любим и уважаем других людей?
Белка и волк (сказка)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть, но белка попросила:
- Пусти меня. Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а вы играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры.
Вопросы
О чем белка просила волка?
Как он поступил?
Что очень интересовало волка?
О чем белка ему поведала?
Можно ли отнести то, что сказала белка, к людям?
Данная беседа прошла очень удачно. Дети с удовольствием отвечали на вопросы, слушали сказки. Некоторые были даже возмущены персонажами произведений. Таким образом, проведение таких бесед капля за каплей будет формировать положительный образ младшеклассника.
В целом, я получила удовлетворение и положительные впечатления от прохождения производственной практики. Особых трудностей при сборе и обработке результатов не возникло. Очень была довольна тем, что удалось проявить себя и проверить, достаточно ли я усвоила знания, полученные ранее, в процессе обучения. Немаловажно и то, что работа, проделанная мной, поможет психологу в дальнейшей работе с детьми.