Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:29, практическая работа

Краткое описание

Цель: экспресс диагностика эмоционального состояния испытуемого.
Описание: для проведения данной методики необходимо наличие трех карточек 7х7 красного, зеленого и синего цветов.

Вложенные файлы: 1 файл

диагностика ЭВС.docx

— 65.27 Кб (Скачать файл)

Реакции 5 и 6 можно определить как враждебные, реакции 1, 2, 7 — как агрессивные. К особым реакциям отнесены реакции "Раздражение", "Негативизм" и "Чувство вины" (3, 4, 8), без которых  анализ враждебных и агрессивных  реакций был бы недостаточно полным.

Подсчет суммы  баллов по каждому из видов реакций  испытуемого осуществляется с помощью  кода ответов:

Вид реакции

"Да" — 1 балл,

"Нет" — 0 баллов

"Нет" - 1 балл,

"Да" - 0 баллов

Номинальная сумма баллов

Сумма баллов,

набранная испытуемым

Физическая агрессия

1,25,33,41, 48, 55, 62, 68

9,17

4—6

 

Косвенная агрессия

2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

26,49

4—5

 

Раздражение

3, 19,27,43, 50, 57, 64, 72

11,35,69

4—6

 

Негативизм

4, 12,20,28

36

2—3

 

Обида

5, 13,21,29, 37,44,51, 58

 

4—5

 

Подозрительность

6, 14,22,30, 38, 45, 52, 59

65,70

4—6

 

Вербальная агрессия

7, 15,23,31, 46, 53, 60, 71,73

39, 66, 74,75

4—6

 

Чувство вины

8, 16,24,32, 40, 47, 54, 61,67

 

4—5

 

 

Известно, что  каждая личность должна обладать определенной степенью враждебности—агрессивности. Норма такой оценки по каждому  из видов реакций испытуемого  зафиксирована в колонке "Номинальная  сумма баллов по видам реакций". Так по реакциям "Физическая агрессия", "Раздражение", "Подозрительность", "Вербальная агрессия" нормой считается  номинальная сумма 4-6 баллов. Для  других типов реакций этот показатель несколько ниже.

В случае если сумма баллов по отдельным видам  реакций испытуемого не достигает  номинала, то это говорит о значительном снижении или о полном отсутствии соответствующего психологического свойства личности. Следует предполагать наличие  у испытуемого определенной степени  пассивности и конформности.

Если же сумма  баллов по отдельным видам реакций  испытуемого превышает номинал, то это говорит о чрезмерном развитии форм агрессивности, затрудняющем сотрудничество, сознательную кооперацию, а также  провоцирующем конфликтность.

 

Бланк ответов

 

Ф.И.О.___________________________________    

Возраст_________________

Дата  проведения_______________________

 

Инструкция: “Прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте “да” или “нет”, долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов ответов нет”.

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

да

нет

  1. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

да

нет

  1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

да

нет

  1. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

да

нет

  1. Я не всегда получаю то, что мне положено

да

нет

  1. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

да

нет

  1. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

да

нет

  1. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

да

нет

  1. Мне кажется, что я не способен ударить человека

да

нет

  1. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

да

нет

  1. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

да

нет

  1. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

да

нет

  1. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

да

нет

  1. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

да

нет

  1. Я часто бываю несогласен с людьми

да

нет

  1. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

  1. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

да

нет

  1. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

да

нет

  1. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

да

нет

  1. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

да

нет

  1. Меня немного огорчает моя судьба

да

нет

  1. Я думаю, что многие люди не любят меня

да

нет

  1. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

да

нет

  1. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

да

нет

  1. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

да

нет

  1. Я не способен на грубые шутки

да

нет

  1. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

да

нет

  1. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

да

нет

  1. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

да

нет

  1. Довольно многие люди завидуют мне

да

нет

  1. Я требую, чтобы люди уважали меня

да

нет

  1. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

да

нет

  1. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

да

нет

  1. Я никогда не бываю мрачен от злости

да

нет

  1. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

 

да

нет

  1. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

да

нет

  1. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

да

нет

  1. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

да

нет

  1. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

да

нет

  1. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

да

нет

  1. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

да

нет

  1. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

да

нет

  1. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

да

нет

  1. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

да

нет

  1. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

да

нет

  1. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

да

нет

  1. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

да

нет

  1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

да

нет

  1. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

да

нет

  1. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

да

нет

  1. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

да

нет

  1. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

да

нет

  1. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

да

нет

  1. Неудачи огорчают меня

да

нет

  1. Я дерусь не реже и не чаще чем другие

да

нет

  1. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да

нет

  1. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

да

нет

  1. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

да

нет

  1. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

да

нет

  1. Я ругаюсь только со злости

да

нет

  1. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

да

нет

  1. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

да

нет

  1. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

да

нет

  1. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

да

нет

  1. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

да

нет

  1. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

да

нет

  1. Я часто думаю, что жил неправильно

да

нет

  1. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

да

нет

  1. Я не огорчаюсь из-за мелочей

да

нет

  1. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

да

нет

  1. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

да

нет

  1. В последнее время я стал занудой

да

нет

  1. В споре я часто повышаю голос

да

нет

  1. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

да

нет

  1. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

да

нет


 

 

Тест изучения школьной тревожности Филлипса

 

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Описание: опросник состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Может проводиться в индивидуальной и групповой форме.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте да, если не согласны, то нет”.

Обработка результатов:

При обработке результатов выделяют номера вопросов, ответы на которые  не совпадают с ключом, это проявления тревожности. При анализе результатов  подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту, если оно больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если выше 70%, то можно говорить об очень высокой тревожности.

2. Анализируется число совпадение по каждому из 8 факторов тревожности выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется, так же как и в 1 случае, анализируется общее внутреннее состояние школьника, определяющееся наличием тех или иных тревожащих факторов и их количеством.

 

Ключ:

При совпадении с ключом ставится 1 балл.

№фак-

Тора

Наименование фактора

Номера вопросов

1.

Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; 

2.

Переживание социального стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44

3.

Фрустрация потребности в достижение успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;

4.

Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45;

5.

Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26;

6.

Страх не соответствовать ожиданиям  окружающих

3,8,13,17,22;

7.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9,14,18,23,28;

8.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47.


 

1.

11.

+

21.

31.

41.

+

51.

2.

12.

22.

+

32.

42.

52.

3.

13.

23.

33.

43.

+

53.

4.

14.

24.

+

34.

44.

+

54.

5.

15.

25.

+

35.

+

45.

55.

6.

16.

26.

36.

+

46.

56.

7.

17.

27.

37.

47.

57.

8.

18.

28.

38.

+

48.

58.

9.

19.

29.

39.

+

49.

   

10.

20.

+

30.

+

40.

50.

   

 

 

Результаты:

1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%). Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

 

Содержательная характеристика каждого  синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 

Бланк ответов

 

Ф.И.О.___________________________________.   

Возраст_________________

Дата  проведения_______________________

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте да, если не согласны, то нет”.

Утверждение

Да

Нет

1

Трудно  ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

   

2

Волнуешься  ли ты, когда учитель говорит, что  собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

   

3

Трудно  ли тебе работать в классе так, как  этого хочет учитель?

   

4

Снится  ли тебе временами, что учитель в  ярости от того,  что ты не знаешь урок?

   

5

Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

   

6

Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

   

7

Сильно  ли ты волнуешься при ответе или  выполнении задания?

   

8

Случается ли с тобой, что ты боишься  высказываться на уроке, потому что  боишься сделать глупую ошибку?

   

9

Дрожат ли у тебя колени, когда  тебя вызывают отвечать?

   

10

Часто ли твои одноклассники смеются  над тобой, когда вы играете в  разные игры?

   

11

Случается ли, что тебе ставят более  низкую оценку, чем ты ожидал?

   

12

Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят  ли тебя на второй год?

   

13

Стараешься  ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

   

14

Бывает  ли временами, что ты весь дрожишь, когда  тебя вызывают отвечать?

   

15

Часто ли у тебя возникает ощущение, что  никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

   

16

Сильно  ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

   

17

Трудно  ли тебе получать такие отметки, каких  ждут от тебя родители?

   

18

Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно  в классе?

   

19

Будут ли твои одноклассники смеяться над  тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

   

20

Похож ли ты на своих одноклассников?

   

21

Выполнив  задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

   

22

Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

   

23

Снится  ли тебе иногда, что ты в школе  и не можешь ответить на вопрос учителя?

   

24

Верно ли, что большинство ребят относится  к тебе по-дружески?

   

25

Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что  результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих  одноклассников?

   

26

Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

   

27

Боишься ли ты временами вступать в спор?

   

28

Чувствуешь  ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что  собирается проверить твою готовность к уроку?

   

29

Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что  ты хочешь выслужиться?

   

30

Хорошо  ли ты себя чувствуешь с теми из твоих  одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

   

31

Бывает  ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

   

32

Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются  с учебой?

   

33

Похоже  ли на то, что большинство твоих  одноклассников не обращают на тебя внимание?

   

34

Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

   

35

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся  учителя?

   

36

Помогает  ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

   

37

Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о  тебе окружающие?

   

38

Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

   

39

Считаешь  ли ты, что одеваешься в школу  так же хорошо, как и твои одноклассники?

   

40

Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время  другие?

   

41

Обладают  ли способные ученики какими-то особыми  правами, которых нет у других ребят в классе?

   

42

Злятся  ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше  их?

   

43

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся  одноклассники?

   

44

Хорошо  ли ты себя чувствуешь, когда остаешься  один на один с учителем?

   

45

Высмеивают  ли временами твои одноклассники  твою внешность и поведение?

   

46

Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих  школьных делах больше, чем другие ребята?

   

47

Если  ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

   

48

Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь  ли ты временами с беспокойством  о том, что будет завтра в школе?

   

49

Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл  вещи, которые хорошо знал раньше?

   

50

Дрожит  ли слегка твоя рука, когда ты работаешь  над заданием?

   

51

Чувствуешь  ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

   

52

Пугает  ли тебя проверка твоих знаний в  школе?

   

53

Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

   

53

Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники  могут сделать то, чего не можешь ты?

   

55

Когда учитель объясняет материал, кажется  ли тебе, что твои одноклассники  понимают его лучше, чем ты?

   

56

Беспокоишься  ли ты по дороге в школу, что учитель  может дать классу проверочную работу?

   

57

Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

   

58

Дрожит  ли слегка твоя рука, когда учитель  просит сделать задание на доске  перед всем классом?

   

Информация о работе Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности