Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:29, практическая работа

Краткое описание

Цель: экспресс диагностика эмоционального состояния испытуемого.
Описание: для проведения данной методики необходимо наличие трех карточек 7х7 красного, зеленого и синего цветов.

Вложенные файлы: 1 файл

диагностика ЭВС.docx

— 65.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Цель: определение тревожности у детей в возрасте 3,5 – 7 лет.

Стимульный материал: 14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.

Процедура проведения: Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.

Инструкция:

1. Игра с  младшими детьми. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у ребёнка:  весёлое или печальное? Он (она)  играет с малышами».

2. Ребёнок  и мать с младенцем. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: печальное  или весёлое? Он (она) гуляет  с мамой и малышом».

3. Объект  агрессии. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка:  весёлое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка? Он (она)  одевается».

5. Игра со  старшими детьми. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка: весёлое или печальное?  Он (она) играет со старшими  детьми».

6. Укладывание  спать в одиночестве. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка: печальное или  весёлое? Он (она) идёт спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у ребёнка: весёлое или  печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у ребёнка: весёлое или  печальное?»

9. Игнорирование.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое?»

10. Агрессивное  нападение. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у ребёнка:  весёлое или печальное?»

11. Собирание  игрушек. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у ребёнка: весёлое  или печальное? Он (она) убирает  игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое?»

13. Ребёнок  с родителями. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у ребёнка:  весёлое или печальное? Он (она)  со своими мамой и папой».

14. Еда в  одиночестве. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка: печальное или весёлое?  Он (она) ест».

Во избежание  персеверативных выборов у ребёнка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребёнку не задаются.

Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные  высказывания ребёнка можно зафиксировать  в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Протоколы  каждого ребёнка подвергаются количественному  и качественному анализу.

Количественный анализ результатов:

На основании  данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка.  ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14):

ИТ = (количество эмоционально - негативных выборов/14) x 100%

Дети в  возрасте 3,5 – 7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:

ИТ от 0 до 20% – низкий уровень тревожности

ИТ от 20 до 50%– средний уровень тревожности

ИТ выше 50% – высокий уровень тревожности

 

 

Качественный анализ результатов:

1. Качественный  анализ данных позволяет определить  особенности эмоционального опыта  ребёнка в различных ситуациях.  Высокий уровень тревожности  (ИТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве).

2. Для уточнения  источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно  разделить по типу межличностных  отношений. Так, ситуации на  рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения  между детьми (ребёнок - ребёнок). Ситуации на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и  13 моделируют взаимоотношения между  ребёнком и взрослыми (ребёнок  - взрослый). Ситуации на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную  деятельность ребёнка, которую  он совершает один. Ситуация на  рисунке 6 (Укладывание спать в  одиночестве) с большим основанием  может быть отнесена к ситуациям  типа «ребёнок - взрослый». Таким  образом, помимо общего вывода  об уровне тревожности испытуемого  экспериментатор формулирует предположение  о том, какие именно отношения  являются для ребёнка источником  тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях  №№ 2, 8, 13) или отношения с другими  детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12).

3. Следующий  уровень анализа предполагает  интерпретацию выборов ребёнка  в зависимости от того, какая  ситуация связана с негативным  опытом. Так, тревогу могут вызывать  ситуации, связанные со страхом  агрессии, с ревностью к сиблингам, со страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там.

Анализ выборов  ребёнка в различных ситуациях  позволяет сформулировать предположение  о конкретных источниках его тревоги.

Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные  причины травматизации.

Также при  формулировке выводов необходимо учитывать  эмоциональное состояние ребёнка  на момент обследования, его комментарии  и объяснения своего выбора. Эта  информация необходима для прояснения причин тревожности и избежания необъективных выводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк ответов

 

Ф.И.О.___________________________________.   

Возраст_________________

Дата  проведения_______________________

 

 

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

     

2. Ребенок и мать с младенцем

     

3. Объект агрессии

     

4. Одевание

     

5. Игра со старшими детьми

     

6. Укладывание спать в одиночестве

     

7. Умывание

     

8. Выговор

     

9. Игнорирование

     

10. Агрессивность

     

11. собирание игрушек

     

12. Изоляция

     

13. Ребенок с родителями

     

14. Еда в одиночестве

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика диагностики детских  страхов (Захаров)

Цель: выявление количества и группы детских страхов

Процедура проведения: проводится в форме опроса, беседы, ребенку задается вопрос: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

Инструкция для  ребенка: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

Обработка результатов: на основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить  к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.

Эти страхи можно разделить на несколько  групп:

  1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)
  2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)
  3. Страх смерти (умереть)
  4. Животных и сказочных персонажей
  5. Кошмарных снов, темноты
  6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)
  7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)

Какие страхи преобладают, с чем это связано, интенсивность переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься – глубокое интервью).

 

 

Протокол

Инструкция: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

  1. остаться один
  2. заболеть
  3. умереть
  4. каких-то детей
  5. воспитателей
  6. того, что они тебя накажут
  7. бабу-ягу, кощея, бармалея
  8. страшных снов
  9. темноты
  10. волка, медведя, пауков, змей
  11. машины, поездов, самолетов
  12. бури, грозы, наводнения
  13. высоты
  14. в маленькой темной комнате, туалете
  15. воды
  16. огня, пожара
  17. войны
  18. врачей, кроме зубных
  19. крови
  20. уколов
  21. боли
  22. резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

 

 

Бланк ответов

 

Ф.И.О.________________________________________________.   

Возраст_________________

Дата  проведения_______________________

 

Содержание

Группа

1

остаться один

 

2

Заболеть

 

3

Умереть

 

4

каких-то детей

 

5

Воспитателей

 

6

того, что они тебя накажут

 

7

бабу-ягу, кощея, бармалея

 

8

страшных снов

 

9

Темноты

 

10

волка, медведя, пауков, змей

 

11

машины, поездов, самолетов

 

12

бури, грозы, наводнения

 

13

Высоты

 

14

в маленькой темной комнате, туалете

 

15

Воды

 

16

огня, пожара

 

17

Войны

 

18

врачей, кроме зубных

 

19

Крови

 

20

Уколов

 

21

Боли

 

22

резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

 

 

 

 

 

 

Методика “Незаконченные предложения”

Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.

Процедура проведения: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.

Инструкция для  ребенка: “Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову”.

Обработка результатов: Законченные предложения можно разделить на 6 групп:

1. Отношение  к отцу – 13, 21

2. Отношение  к матери – 8, 24

3. Отношение  к себе – 3, 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29

4. Отношение  к сверстникам – 2, 22, 26, 30

5. Отношение  к детскому саду – 1, 16, 19, 23

6. Страхи  и опасения – 5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28

 

Эта методика простая по содержанию, хорошо выявляет скрытые переживания ребенка. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка

Эксперимент идет в быстром темпе.

Бланк ответов

Ф.И.О.________________________________________________.   

Возраст_________________

Дата  проведения_______________________

 

1. Мой детский  сад…

2. Мой друг…

3. Если меня  наказывают, то…

4. Я играю  чаще всего…

5. Мои сны…

6. Боюсь…

7. Моя мечта…

8. Моя мама  и я…

9. Сделал бы  все, чтобы забыть…

10. Не люблю,  когда меня…

11. Плачу, когда…

12. Когда меня  спрашивают…

13. Мой папа  и я…

14. Когда смотрю  “ужасы” в кино…

15. Когда я  один дома…

16. Моя воспитательница…

17. Когда меня  мама ругает…

18. Больше  всего люблю…

19. Когда прихожу  в детский сад…

20. Когда бывает  темно…

21. Когда мой  папа…

22. Ребята  в детском саду…

23. Когда меня  спрашивают на занятии…

24. Когда моя  мама…

25. Когда все  ругаются…

25. Когда я  выхожу во двор…

27. Я всегда  хотел…

28. Меня беспокоит…

29. Скрываю…

30. Старшие  ребята…

 

 


Информация о работе Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности