Ощущение и восприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования является раскрытие сущности и свойств таких двух важных познавательных психических процессов как ощущение и восприятие.
Задачи:
- изучить теоретическую литературу по теме;
- дать общую характеристику «Ощущения и Восприятия»;
- показать сходства и различия этих психических процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

Деменина. Курсовая работа.docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)

Каждое ощущение, будучи отражающим действительность органическим процессом, включает в себя неизбежно полярность, двусторонность. Оно, с одной стороны, отражает какую-то сторону действительности, действующей на рецептор в качестве раздражителя, с другой — в нем в какой-то мере отражается состояние организма. С этим связано наличие в чувствительности, в сенсорике, с одной стороны, аффективных, с другой — перцептивных, созерцательных моментов. Обе эти стороны представлены в ощущениях в единстве. Но в этом единстве обычно одна сторона в большей или меньшей степени подавляет другую. В одних случаях в сенсорике в той или иной мере преобладает аффективный, в другой перцептивный характер, первый по преимуществу в тех видах чувствительности, которые служат главным образом для регулирования внутренних взаимоотношений организма; второй — в тех, которые по преимуществу регулируют его взаимоотношения с окружающей средой.

Более примитивная чувствительность была, по-видимому, первоначально нерасщепленным, недифференцированным единством перцептивных, аффективных и моторных моментов, отражая нерасчлененные свойства объекта и состояние субъекта. В дальнейшем развитие чувствительности идет по разным направлениям; с одной стороны, виды чувствительности, связанные с регулированием внутренних взаимоотношений, сохраняют аффективный характер; с другой — в интересах правильного приспособления, а затем и воздействия на среду необходимо отображать вещи в их объективных свойствах, независимых от субъекта. Поэтому в процессе биологической эволюции стали формироваться все более специализированные, относительно замкнутые аппараты, которые оказались, таким образом, все более приспособленными к тому, чтобы выражать не общее состояние организма, а отражать возможно более безлично, объективно свойства самих вещей.

В физиологическом плане это обусловлено тем, что периферическое раздражение само по себе не обусловливает однозначно ощущение, а является лишь начальной фазой процесса, в который включены и высшие центры. Притом по мере развития центрального аппарата коры центрифугальные иннервации (идущие от центра к периферии), по новейшим данным, играют, по-видимому, в деятельности сенсорных систем почти столь же значительную роль, как и центрипетальные (идущие от периферии к центру). Это регулирование деятельности отдельных сенсорных систем центральными факторами рационализирует чувствительность и служит в конечном счете тому, чтобы, как бы корректируя локальное раздражение, привести сенсорные качества в сознании в максимальное соответствие с объектом.

Проблема чувствительности разрабатывалась первоначально в плане психофизиологии, которая была по существу частью физиологии. Лишь в последнее время она поднимается в собственно психологическом плане. В психофизиологии ощущения рассматриваются лишь как индикатор состояния органа. Собственно психологическое исследование ощущений начинается там, где ощущения рассматриваются не только как индикаторы состояния органа, а как отражения свойств воспринимаемых объектов. В этом своем взаимоотношении к объекту они являются вместе с тем и проявлением субъекта, индивида, его установок, потребностей, его истории, а не только реакций органа. Психология человека изучает чувствительность человека, а не деятельность органов чувств самих по себе. При этом всякий конкретный процесс ощущения осуществляется конкретным индивидом и зависит от его индивидуальных особенностей, более непосредственно — от его восприимчивости и впечатлительности, т. е. свойств его темперамента.

Переходя к изучению ощущения, мы пойдем от менее дифференцированных и опредмеченных интероцептивных ощущений и проприоцептивных к более дифференцированным и опредмеченным экстероцептивным и от контактрецепторов к дистантрецепторам.

Этот порядок изложения, в котором интероцепция предшествует экстероцепции, никак не означает какого-либо генетического приоритета первой над второй. По-видимому, генетически первичной была рецепция, в которой экстероцептивные и интероцептивные моменты не были еще расчленены; при этом главное значение принадлежало компонентам экстероцептивным.[4]

                                    

     

 

1.5 Зрительные ощущения

Зрительные ощущения имеют огромное значение в познании человеком внешнего мира. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза, нашего зрительного аппарата. Благодаря зрительным ощущениям мы познаем освещенность и цвет предметов, их размеры, объем, удаленность. Зрительные ощущения помогают человеку ориентироваться в пространстве, координировать свои движения. С помощью зрения человек учится читать и писать.

Светочувствительным органом глаза является сетчатка. В сетчатке осуществляется очень важный этап процесса зрения: свет воздействует на светочувствительное вещество палочек и колбочек и дает начало нервным импульсам, которые передаются по нервным волокнам в затылочную часть мозга. Количество светочувствительных клеток в сетчатке очень велико — около 130 миллионов (примерно 125 миллионов палочек и 3—6 миллионов колбочек). Палочки расположены главным образом по краям сетчатки, а колбочки преобладают в середине сетчатки.

При дневном освещении активны колбочки или колбочки и палочки вместе — в результате мы видим цвета (ощущение хроматических цветов, т. е. всех цветов спектра). При слабом освещении (в сумерки) колбочки прекращают свою работу и зрение осуществляется только аппаратом палочек — человек видит в основном только серые цвета, т. е. все переходы от белого до черного (ахроматическое зрение). Есть заболевание («куриная слепота»), при котором прекращается работа палочек и человек очень плохо или ничего не видит в сумерки и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным.

При резком переходе человека на свет из темноты палочки сетчатки прекращают свою работу, а при переходе со света в темноту выключаются колбочки. Вот почему нельзя читать в условиях неполного освещения. В сумерки необходимо раньше включать электрическое освещение и тем самым не вызывать излишнее напряжение в работе глаза, который приспосабливается к новым условиям, что может быть вредным для него.

Напряжение зрения в условиях плохого освещения может вызывать развитие близорукости у школьников.

О значении условий освещения в происхождении близорукости говорят специальные исследования: в школах, расположенных на широких улицах, близоруких 2—8%; в школах, находящихся на узких улицах, застроенных домами,— 8—15%; в школах, где отношение площади окон к площади пола в классах — 15%, близоруких оказалось 8%; в школах, где это отношение было 20%, близоруких оказалось 6,5%.

Обычно человеческий глаз реагирует на свет, характеризующийся длиной волны от 390 до 760 миллимикронов (миллионых долей миллиметра).

Длина лучей определяет собою ощущение того или иного цвета. Свет с длиной волны около 687 миллимикронов дает ощущение красного, 580 миллимикронов — желтого, 527 миллимикронов — зеленого, 430 миллимикронов — синего и 396 миллимикронов — фиолетового цвета.

Глаз не одинаково чувствителен к лучам разной длины. Наиболее чувствителен глаз к желтым и наименее — к синим лучам. Иногда можно наблюдать явление полного отсутствия чувствительности к хроматическим цветам: такому человеку все предметы кажутся окрашенными в серый цвет. Чаще встречается частичная цветовая слепота на красный и зеленый цвета — дальтонизм.

Дальтонизм встречается у 4% мужчин (т. е. у 4 человек на сто) и только у 0,5% женщин. Дальтонизм является серьезным недостатком зрения, который надо учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть допущены во все профессии водительского типа (шоферы, машинисты, летчики), не могут быть художниками-живописцами и т. п.

Цвета отличаются по своей светлоте, зависящей от количества света, который отражается или поглощается поверхностью окрашенных предметов. Поверхности, окрашенные в голубой и светло-желтый цвета, лучше отражают световые лучи, а поверхности, окрашенные в зеленый или красный цвет, отражают лишь незначительную часть всего падающего на них света. Черный бархат отражает лишь 0,03% света, в то время как белая бумага отражает 85% падающего света. Не случайно летом и в жарких местностях люди предпочитают носить белую одежду — в ней не так жарко.

Великий английский физик И. Ньютон однажды провел такой опыт. Он окрасил секторы круга в семь основных цветов спектра. При вращении круга на вертушке, все цвета сливаются, круг кажется белым. Это происходит потому, что возникающий в зрительном анализаторе образ отдельных цветных секторов не сразу исчезает после прекращения действия раздражителя. Он продолжает сохраняться некоторое время в виде так называемого последовательного образа. Время сохранения последовательного образа равно примерно 1/3—1/5 секунды, оно не совсем одинаково у разных людей и при восприятии разных объектов. Таким образом исчезает ощущение мелькания отдельных раздражителей и происходит слияние их в один образ.

На этой особенности работы нашего глаза основано демонстрирование кинофильмов, где 24 кадра в секунду воспринимаются как движущийся, оживший рисунок.

Поле зрения глаза велико, но ясность видения в различных частях этого поля неодинакова: очень плохое видение по краям поля зрения и наилучшее — в середине. Наиболее ясно видит человек в том случае, когда изображение внешних предметов попадает на центральную ямку сетчатки глаза.

Таким образом, большая часть сетчатки служит лишь для общей ориентировки, а для хорошего видения сетчатка обеспечивает нам очень небольшое поле зрения. Однако мы видим в большом поле зрения, хотя и не всегда очень четко. Одновременно мы четко видим наиболее важную для нас в данный момент часть всей картины. Это объясняется большой подвижностью глаза, которая дает ему возможность хорошо использовать особенности своего строения и функционирования.

Человек способен видеть предметы, находящиеся на различном расстоянии от глаза. Оптические свойства глаза меняются при переходе от свободного смотрения вдаль к рассматриванию близких предметов. Эта способность глаза приспосабливаться к ясному видению предметов, различно удаленных, называется аккомодацией глаза.

Такова в общих чертах сложная работа глаза человека, способствующая возникновению разнообразных зрительных ощущений. [5]

 

          1.6 Общие закономерности ощущений

К закономерностей ощущений относятся:

• пороги ощущений [6];

• адаптация [6];

• сенсибилизация (была введена в 1873 нем. учёным Г. К. Фогелем);

• взаимодействие ощущений: компенсация(термин был введён Зигмундом Фрейдом); синестезия [7].

 

Первая из указанных закономерностей является психофизичною, то есть касается отношений между психикой и физическим миром; другие психофизиологическим, т.е. касаются взаимодействия психики и нервной системы человека.

 

Пороги ощущение делятся на абсолютные и относительные; абсолютные пороги бывают верхними и нижними. Все виды ощущений возникают при воздействии соответствующих раздражителей. Однако чтобы вызвать ощущение, необходимо, чтобы интенсивность раздражителя была достаточной. Переход от неосязаемых стимулов к ощутимым происходит не постепенно, а скачками. Минимальная силу раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущений. Дальнейшее увеличение в силу раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает или исчезновение ощущения, или болезненное ощущение (например, громкий звук, яркость, что ослепляет глаза). Верхним абсолютным порогом называется максимальная сила раздражителя, при которой еще сохраняется адекватное действующем раздражителю ощущение.

За величину абсолютного порога принимается значение стимула, примерно соответствующее 50% случаев возникновения и отсутствия ощущений. Нижний порог дает количественное выражение для ощущений, что положительно обратной зависимостью: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Величина абсолютных порогов меняется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния анализатору, силы и продолжительности раздражение и т.п.

Кроме величины абсолютных порогов, ощущения характеризуются также относительным порогом. Это величина, на которую должен быть изменен восходящий стимул, который уже вызывает ощущение, чтобы человек заметила, что он действительно изменился. Для раздражителей средней интенсивности эта величина является постоянной. Так, в ощущении давления величина приложении, необходимого для получения едва заметной разницы, всегда должна равняться примерно 1/30 исходного веса, для действия звука 1/10, для действия света 1/100.

Перейдем к изложению психофизиологических закономерностей ощущение.

Адаптация, или приспособление органа к длительному воздействию раздражителю выражается в изменении чувственности - снижении или повышении ее. Различают три разновидности этого явления:

• Полное исчезновение ощущений в процессе длительного воздействия раздражителя. Например, четкое исчезновения обоняния, связанное с любым продолжалось действующим запахом, в то время как чувственность в других запахов сохраняется

• Притупление чувства под влиянием в силу сильного раздражителя. Например, световая адаптация, связана со снижением чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении, когда с полутемную комнату попадаешь в ярко освещенное пространство

• Повышения чувственности под влиянием в силу слабого раздражителя. Например, для зрительного анализатора - это адаптация к темноте, а для слухового анализатора - адаптация к тишине.

С адаптацией тесно связано и явление контраста, что отражается в изменении чувственности под влиянием предшествующего раздражителю (или сопровождает его). Так, действие контраста обостряет ощущение кислого после ощущение сладкого, ощущение холодного после горячего и др. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущение, что выражается в более-менее продолжительной последействия раздражений. Благодаря этому происходит слияние отдельных ощущений в единое целое, как, например, при восприятии мелодии, картины и др.

Сенсибилизацией называют стойкое повышение чувствительности определенных органов чувств путем их тренировки. Сенсибилизация в ее генезисе привычно является связанным с взаимодействием ощущений.

Информация о работе Ощущение и восприятие