Взаимодействием
ощущений называется изменение чувствительности
анализатора под влиянием раздражения
других анализаторов. Это взаимодействие
анализаторов оказывается в таких явлениях:
• Раздражение одного
анализатора влияет на пороги чувствительности
другого. Например, чувственность зрительного
анализатора повышается при слабых звуковых
раздражителям и снижается при громких
шумах; слуховые ощущения усиливаются
при слабых световых раздражениях и ослабляются
при силу интенсивных световых раздражителей;
под влиянием слабых болевых раздражений
повышаются тактильные, обонятельные,
слуховые, зрительные ощущения. Обонятельные
ощущения влияют на пороги зрительных
и др. Общая закономерность в том, что слабые
раздражители повышают, а сильные снижают
чувствительность анализаторов при их
взаимодействии. Повышение чувствительности
в результате взаимодействия анализаторов
также иногда называют сенсибилизацией
(другое понимание этого термина).
• Взаимосвязь ощущений
проявляется и в синестезии-слиянии качеств
различных сфер чувственности, когда любой
раздражитель, действуя на соответствующий
орган ощущения, вызывает не только чувство
специфическое для данного органа чувств,
но в то же время еще и дополнительное
ощущение или представление, характерное
для другого органа чувств. Известно, что
Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин владели
цветным слухом. В языке встречаются выражения,
отражающие синестезию разнообразных
видов ощущений: «яркий цвет», «повышенный
вкус», «теплый или холодный колорит»,
«мелодичный голос» и др. Теоретическая
природа этого явления не вполне выяснена.
• Компенсацией
называется явление, когда один анализатор
берет на себя функции другого. В условиях
полного выпадения или частичного снижения
чувствительности к некой модальности
раздражителей возрастает чувствительность
к раздражителям другой модальности. Так
у слепых людей возрастает чувствительность
слухового анализатора. Компенсационный
взаимосвязь ощущений наглядно наблюдается
в случаях сенсорной депривации. Сенсорная
депривация - длительное, более-менее полное
лишение человека сенсорных впечатлений.
В состоянии сенсорной депривации у человека
может нарушится концентрация внимания
и нормальная течение мыслей, возникнуть
депрессивное состояние и галлюцинации.
Информационный нужда организм пытается
компенсировать за счет анализаторных
систем, что остались, путем повышения
их чувствительности.
Разнообразные виды
ощущений характеризуются не только особенностями,
но и общими для них характеристиками.
К ним относятся:
• модальность (качественная
характеристика);
• интенсивность,
или сила (количественная характеристика);
• продолжительность
(временная характеристика);
• локализация (пространственная
характеристика).
Модальность как
качественная характеристика ощущение,
является главным в определении специфики
ощущений. Она зависит от особенностей
и назначения рецептора и от специфических
особенностей раздражителя.
Интенсивность ощущение
его количественной характеристикой и
определяется силой действующего раздражителя
и функциональным состоянием рецептора.
Продолжительность
ощущений является их временной характеристикой,
она зависит от продолжительности действия
раздражителя и от инерции ощущение (ощущение
возникает позже встречи рецептора с раздражителем
и держится дольше).
В локализации раздражителя
в пространстве большую роль играет взаимодействие
ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый
дистантными рецепторами (зрительный,
слуховой, обонятельный), позволяет судить
о расположении раздражителя в пространстве
как таковом. Контактные ощущение (тактильные,
болезненные, вкусовые) соотносятся с
той частью тела, на которую влияет раздражитель.
Временная и пространственная
характеристики выступают предпосылкой
для формирования способности оценки
пространственно-временных характеристик
предметов и явлений в восприятии.
ВЫВОД
1. Ощущения не
относятся к конкретному объекту с предметным
значением, а результатом процесса ощущения
является парциальный образ мира, так
же ощущения являются начальным процессом
познания.
2. Ощущения не являются
символами, иероглифами, а отражают действительные
свойства предметов и явлений материального
мира, воздействующих на органы чувств
субъекта, но существующих независимо
от него.
3. Физиологической
основой ощущений составляют анализаторы,
ввёл это понятие И. П. Павлов.
4. Ощущение возникает
в результате воздействия определенного
физического раздражения на соответствующий
рецептор.
5. Классификация
ощущений может быть проведена, по крайней
мере, по двум основным принципам: систематическому
и генетическому, так считает А.Р. Лурия. В качестве основных
видов ощущений различают кожные ощущения
- прикосновения и давления, осязания,
температурные ощущения и болевые, вкусовые
и обонятельные ощущения, зрительные,
слуховые, ощущения положения и движения
(статические и кинестетические) и органические
ощущения. Так же ещё интероцептивные,
проприоцептивные, экстероцептивные ощущения.
6. Зрительные ощущения
имеют огромное значение в познании человеком
внешнего мира, мы познаем освещенность
и цвет предметов, их размеры, объем, удаленность
Они возникают в результате воздействия
световых лучей на чувствительную часть
нашего глаза.
7. К закономерностей
ощущений относятся: порог ощущений, адаптацию,
сенсибилизацию, компенсацию и синестезию.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Понятие восприятия
Процесс восприятия
протекает в связи с другими, более сложными,
психическими процессами личности: мышлением
(мы осознаем то, что перед нами находится),
речью (называем предмет восприятия), чувствами
(определенным образом относимся к тому,
что воспринимаем), волей (в той или иной
степени произвольно организуем процесс
восприятия).
Исследования психофизиологов
показывают, что восприятие является очень
сложным процессом. Прежде всего, получаемая
нами информация об объектах и явлениях
окружающего нас мира ни в коей мере не
является результатом простого раздражения
органов чувств и доведения до коры мозга
возбуждения от периферических воспринимаемых
органов. В процесс восприятия включены
двигательные компоненты (ощупывание
предметов и движение глаз при восприятии
конкретных предметов; пропевание или
проговаривание соответствующих звуков
при восприятии песен или речи). Поэтому
восприятие правильнее всего обозначать
как психическую деятельность субъекта,
результатом которой является целостное
представление об объектах, с которыми
мы сталкиваемся в реальном мире.
Таким образом, восприятие
- это целостное отражение предметов, ситуаций,
явлений, возникающих при непосредственном
воздействии физических раздражителей
на рецепторные поверхности органов чувств.
Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие»
происходит, когда большая часть простых
процессов, входящих в состав сложного,
являются результатом возбуждения «органа
ощущения».[8]
2.2 Теория восприятия
Первая, основанная
на научных наблюдениях, теория была выдвинута
ассоциативной психологией. Наибольшего
влияния ассоциативная теория восприятия
достигла во второй половине XIX века. Ее
виднейшими представителями были немецкие
ученые И. Мюллер (1826), Э. Мах (1865), Г. Гельмгольц
(1867), Э. Геринг (1879), В. Вундт (1887), Г. Э. Мюллер
(1896) и американский психолог Э. Б. Титченер
(1898). Несмотря на значительные различия
в объяснении частных проблем, эти психологи
придерживались общих взглядов на природу
восприятия. По их мнению, воспринимаемый
нами образ является на самом деле сложным
объединением первичных элементов сознания
— ощущений. При этом само ощущение понималось
как осознанное состояние органа чувств,
подвергнувшегося воздействию изолированного
внешнего раздражителях). Таким образом,
в основу ассоциативной теории восприятия
легли принцип специфических энергий
органов чувств и рецепторная концепция
ощущений. Объединение ощущений в восприятие
осуществляется посредством ассоциаций
по смежности или по сходству. Этот ассоциативный
механизм определяет ведущую роль прошлого
опыта для возникновения восприятия. Некоторые
из этих авторов, как, например. В. Вундт
и Г. Гельмгольц, привлекали для объяснения
процессов синтеза ощущений в восприятие
также и внутреннюю активность субъекта
в виде волевой апперцепции или интеллектуальных
бессознательных умозаключений.
Одной из центральных
проблем для ассоциативной психологии
была проблема восприятия пространства.
Трудность заключалась в определении
первичных ощущений, из которых строится
восприятие пространства, и способов этого
объединения.
Основная ошибка
ассоциативной теории восприятия заключалась
в том, что она привлекала для объяснения
одних субъективных данных другие, пытаясь
тем самым вывести сознание из самого
себя. Эта ошибка особенно ярко выступила
в работах структуралистской школы, возглавлявшийся
учеником В. Вундта Э. Б. Титченером.
Неспособность ассоцианистской
психологии объяснить сколь-нибудь значительные
проблемы восприятия привели к тому, что
в начале нашего века ассоцианистская
трактовка восприятия утратила свое влияние.
2.3 Свойства восприятия
По А. В. Петровскому
свойствами восприятия являются:
Предметность –
акт объективации, т.е. соотношение сведений
внешнего мира к этому миру. Решающую роль
играют осязание и движение. Объект воспринимается
нами как обособленное в пространстве
и времени отдельное физическое тело.
Наиболее ярко это свойство проявляется
во взаимообособлении фигуры и фона.
Целостность – ощущения
отражают отдельные свойства предметов,
восприятие лишь целостный образ, складывающийся
на основе обобщения знаний об отдельных
свойствах, качествах, получаемых в виде
отдельных ощущений. Внутренняя органическая
взаимосвязь частей и целого в образе.
Следует рассматривать два аспекта этого
свойства:
- объединение разных
элементов в целом;
- независимость
образованного целого от качества составляющих
его элементов.
Структурность (обобщенность)
– не является суммой ощущений. Мы воспринимаем
фактически абстрагированную из этих
ощущений обобщенную структуру, которая
формируется в течение некоторого времени
(слушая музыку, мы слышим ноты одну за
другой).
Константность –
относительно воспринимающего субъекта
объекты непрерывно меняются. Благодаря
свойству константности, состоящему в
способности перцептивной системы компенсировать
эти изменения, мы воспринимаем окружающие
предметы как относительно постоянные
по форме, величине, цвету. Многократное
восприятие одних и тех же объектов при
разных условиях порождает константность
этого образа. Обеспечивает относительную
стабильность окружающего мира, отражая
единство предметов его существования.
Осмысленность –
хотя восприятие возникает в результате
непосредственного воздействия раздражителя
на рецепторы, перцептивные образы имеют
определенное смысловое значение. Восприятие
тесно связано с мышлением, понимаем сущности
предмета, что позволяет мысленно назвать
его, т.е. отнести его к определенной группе
предметов, классу, обобщить его. Основана
на связи восприятия с мышлением, с пониманием
сущности предмета. Связана с работой
вторичных корковых полей анализаторов.
Избирательность
– преимущественное выделение одних объектов
по сравнению с другими.
Принципы организации
восприятия (свойства предметности и целостности)
наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы
представителями гештальтпсихологии
( М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.)
2.4 Виды восприятия
2.4.1 Восприятие пространства
Восприятие пространства.
Восприятие пространства есть отражение
объективных пространственных свойств
и отношений предметов; оно является обязательным
условием практической ориентировки человека
в окружающем его мире.
К пространственным
свойствам и отношениям предметов относят
величину их, форму, рельеф (объемность),
пространственное соотношение частей
предмета (пропорции), удаленность, положение
и направление в расположении объектов
по отношению к наблюдателю и по отношению
их друг к другу.
Восприятие пространства
— сложный процесс отражения, включающий
в себя разные виды ощущений — зрительные,
слуховые, осязательные, двигательные,
иногда и обонятельные. Пространственные
отношения предметов мы можем воспринимать
не только посредством зрения и осязания,
но также посредством слуха и обоняния.
Так, по звуку падающего с горы камня можно
определить удаленность и направление
от нас места его падения и приблизительную
величину камня. По запаху нередко мы можем
указать направление и даже расстояние
от нас до пахнущего предмета. Степень
участия того или иного вида ощущений
в восприятии различна и зависит от конкретных
условий. Ориентируясь в пространстве
при свете, мы опираемся преимущественно
на данные зрительных ощущений, в темноте
— на данные осязательных и слуховых ощущений.
Физиологической
основой восприятия пространства является
система межанализаторных связей в коре
больших полушарий, в состав которой обязательно
сходят связи с двигательным анализатором
(поворот головы в направлении предмета
или звука, совместные движения глаз и
сокращения мышц в каждом глазу при восприятии
величины, формы и удаленности предметов,
согласованные движения рук и пальцев
при ощупывании предмета и т. п.). Исследования
советских ученых Б. Г. Ананьева и его сотрудников
установили, что восприятие пространства
зависит от парной работы полушарий головного
мозга. Это особенно заметно в деятельности
анализаторов с парными рецепторами: зрительного,
слухового, обонятельного и осязательного.
Правильная ориентация в пространстве
и адекватное отражение пространственных
свойств предметов возможны лишь при непрерывной
информации в кору со стороны рецепторов
и органов движения о результатах каждого
рефлекторного акта.
2.4.2 Восприятие реального движения