Память в период молодости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:20, контрольная работа

Краткое описание

XX век часто называют «веком молодых». Настойчивость в отстаивании этого тезиса обычноосновывается на утверждении, что в молодежи заложены образцы и масштабы человеческого совершенства, которые в наше время бурного развития техники и информационного бума, казалось бы, неопровержимо устанавливают преимущество таких качеств молодости, как пластичность и умение быстро приспосабливаться к современным новациям. С молодежью вполне справедливо связывают непосредственное будущее нашей цивилизации и ее дальнейшие перспективы. Цель - изучение психологических особенностей памяти.

Содержание

Введение 3
1.Память в период молодости 6
1.1.Психологическая характеристика периода молодости 6
1.2.Проблема тревожности во взглядах отечественных и зарубежных авторов 9
1.3.Психологическая характеристика памяти 22
1.4.Связь уровня тревожности и кратковременной памяти в период молодости 24
2. Проведение психолого – педагогических исследований 26
2.1. Исследование объема кратковременной памяти по методике Джекобсона. 26
2.2. Тест ситуативной тревожности Спилбергера 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложение 37

Вложенные файлы: 1 файл

№ 102.Память в период молодости(26.04.11).docx

— 99.32 Кб (Скачать файл)

Рис. 1. Определение объема кратковременного запоминания по методике Джекобсона

Элементы ряда предъявляются  с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3с по команде «Пишите!» испытуемый на листе для записей воспроизводит элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Таблица 1

Таблица показателей  и  результатов

Показатели

Результаты 

ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором

8

наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно

5

количество правильно  воспроизведенных рядов,  больших  чем тот, который воспроизведен  испытуемым во всех сериях

1

коэффициент объема памяти

5,25


 

Коэффициент объема памяти вычисляют по формуле:

 

 

где Пк – обозначение объема кратковременной памяти;

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n– число серий опыта, в данном случае – 4.

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания – таблица 2:

Таблица 2

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

Коэффициент объема памяти (Пк)

Уровень кратковременного запоминания

10

очень высокий

8-9

высокий

7

средний

6-5

низкий

3-4

очень низкий


 

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Участник, участвующий в  эксперименте показал низкий уровень  кратковременного запоминания (5,25).

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

2.2. Тест ситуативной тревожности Спилбергера

 

Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). РазработанЧ.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Процедура проведения.

В данном исследовании принял участие один человек в возрасте 25 лет. Участнику был предложен  опросник (см. приложение 1), в котором необходимо было выбрать вариант ответа в зависимости от самочувствия. При этом ответы должны даваться без раздумий, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Определение показателей ситуативной и личностной тревожности определяется с помощью ключа (см. приложение 2)с помощью ключа

При анализе результатов самооценки необходимо учитывать, чтообщий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

  • до 30 баллов – низкая;
  • 31 - 44 балла - умеренная;
  • 45 и более - высокая.

В ходе исследования участник показал следующие данные: по ситуативной  тревожности – 43, что согласнооценкам  тревожности говорит об умеренной  степени; по личностной тревожности  – 51, что указывает на высокую  степень тревожности.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием насубъекта, и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямокоррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Сопоставление результатов пообеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

 

Заключение

 

 

Молодость - это для большинства молодых людей и студенческая пора, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки - физические, умственные, нравственные, волевые. Далеко не все они на первых порах умеют рассчитывать свои собственные силы, рациональноорганизовывать свою работу. Сказывается влияние всей перестройки жизни, быта, деятельности студентов. Поэтому очень важны, особенно на младших курсах, организация систематического контроля за их учебной деятельностью, проведение индивидуальных консультаций, работа кураторов и т.д. Регулируемая интеллектуальная нагрузка (а не безмерная перегрузка), осуществляемая на высоком, но доступном для студента уровне, является важнейшим условием повышения самоорганизации  и активности учащейся молодежи.

Одной из основных задач психологической науки с самого начала было измерить доступный человеку объем памяти, быстроту, с которой он может запомнить материал, и время, в течение которогоон может удерживать материал.

В качестве наиболее общегооснования для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются критериям: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно- логическую, по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную,  по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни. В результате исследований ученые пришли к выводу, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.

Иначе рассматривает  эмоциональное самочувствие Роджерс К. Один из источников тревожности Роджерс видит в том, что есть явления, которые лежат ниже уровня сознания, и если эти явления носят угрожающий характер для личности, то они могут быть восприняты подсознательно еще до того, как они осознаны.

Отечественные психологи рассматривали проблему тревожности как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство черту личности или темперамента. Кроме того, исследования отечественных психологов показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов, которые «ждут освобождения» и всю жизнь довлеют над человеком.

В последнее время тревожность изучается также как процесс, в частности, в работах Ч. Спилбергера, Ф.Е. Василюка, Ф.Б. Березина, В.М. Астапова. Как показали Кэттелл и И. Шейер, высокий уровень тревожности снижает успешность кратковременной памяти.

По ходу выполнения работы было проведено два  психолого - педагогических теста, целью  которых являлось определения уровня тревожности и определение кратковременно памяти. В исследованиях в качестве испытуемого принимал участие один и тот же молодой человек в  возрасте 25 лет. Результаты исследований показали, что индивид показал  низкий уровень кратковременной  памяти, а по ситуативной тревожности – 43, что согласнооценкам тревожности говорит об умеренной степени; по личностной тревожности – 51, что указывает на высокую степень тревожности.

Для изменения  данных показателей необходимо:

  • Систематическая тренировка памяти по специальным программам мнемотехники;
  • Формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Айзенк Г. Исследования человеческой психики. Запоминание и забывание / М. Айзенк. — М., 2002.
  2. Айзенк М. Психология. Комплексный подход / М. Айзенк. — Минск, 2002.
  3. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека : системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов // Культурно-историческая психология и конструирование миров /А. Г. Асмолов. — М.; Воронеж, 1996.
  4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. — М., 1980.
  5. Глейтман Г. Основы психологии / Г. Глейтман, А.Фридлунд, Д.Райсберг. - СПб., 2001.
  6. Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилиза¬ция / Э. Голдберг. — М., 2003.
  7. Греченко Т.Н. Психофизиология / Т.Н.Греченко. — М., 1999.
  8. Изюмова С. А. Исследование проблем индивидуальных особенностей памяти. На стыке наук : память в системе индивидуальности человека // Фундаментальные проблемы общей психологии / под ред. Н.И.Чуприковой, И.В.Равич-Щербо. - М., 2004. - Т. 1. - Кн. 1.
  9. Изюмова С А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения / С. А. Изюмова. — М., 1995.
  10. Коул М. Культурно-историческая психология / М.Коул. — М., 1997.
  11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  12. Леонтьев А.Н. Лекции пообщей психологии / А.Н.Леонтьев. — М., 2000.
  13. Лурия А. Р. Лекции пообщей психологии / А. Р. Лурия. — СПб., 2004.
  14. Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото. — М., 2002.
  15. Нуркова В. В. Психология : учеб.для вузов / В. В. Нуркова, Н.Б. Березанская. — М., 2004.
  16. Перспективы социальной психологии / под ред. М.Хьюстон, В. Штребе, Д.Стефенсон. — М., 2001.
  17. Солсо Р. Л. Экспериментальная психология : практический курс / Р.Л.Солсо, X.Х.Джонсон, М.К.Бил. - СПб.; М., 2001.
  18. Столяренко Л.Д.Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д:«Феникс», 2003.
  19. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни / З.Фрейд. — М., 1992.
  20. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления / К. Г. Юнг. — Киев, 1994.
  21. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти : сб. ст. / под ред. Д. Гончар, Т.Сажина. — М., 1994.

Информация о работе Память в период молодости