Память, ее свойства и возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:30, реферат

Краткое описание

Психология очень тонкая наука с некоторыми качествами, отличающими ее от других наук. Для того чтобы понимать и грамотно пользоваться этой наукой, нужно специально заниматься, решать различные задачи. Но с другой стороны психология известна каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Содержание

Память и ее виды
2. Закономерности памяти
3. Процессы памяти
4.Совершенствование памяти и ее рекорды

Вложенные файлы: 1 файл

Память.docx

— 58.81 Кб (Скачать файл)

 

План

1. Память и ее виды

2. Закономерности памяти

3. Процессы памяти

4.Совершенствование памяти и ее рекорды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психология очень тонкая наука с некоторыми качествами, отличающими ее от других наук. Для того чтобы понимать и грамотно пользоваться этой наукой, нужно специально заниматься, решать различные задачи. Но с другой стороны психология известна каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных  ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи,  воли,  воображения, интересов,  мотивов,  потребностей,  эмоций,  чувств  и   многого   другого. Психические явления мы непосредственно  можем  обнаружить  у  самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

  Психология - это наука   о  закономерностях  возникновения,  проявлении  и развития психической деятельности и сознания человека.

 Изучение памяти началось  много  веков  назад,  когда  человек  стал догадываться о том, что он  способен  запоминать  и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с  процессом  обучения, а попытки объяснения  памяти  всегда  совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

  Так, древние греки считали, что информация в виде каких-то материальных частиц  попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как  на  глине  или воске. Наличие у человека представлений  говорит  о  том,  что  наши  восприятия оставляют в коре мозга какие  -  то  следы,  которые  сохраняются  некоторое время.  То  же  надо  сказать  и  наших  мыслях  и  чувствах.   Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или  узнавание  того,  что  было  в нашем прошлом опыте, называется памятью. Память — совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы.

           Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Классификация памяти:

по сенсорной  модальности — зрительная память, моторная память, звуковая память, вкусовая память, болевая память;

Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение  зрительных образов.

         Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. Например, спортсмены чаще всего забивают мячи по моторной памяти.

по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

по организации  запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

 Эпизодическая память — память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета кино, которое вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.

Семантическая память —  память о таких фактах, как таблица  умножения или значение слов. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.

 Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. Топографическая память — способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

по временным  характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

по физиологическим  принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

по наличию  цели — произвольная и непроизвольная;

по наличию  средств — опосредованная и неопосредованная;

по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Свойства памяти:

Точность, Объём, Скорость процессов запоминания, Скорость процессов воспроизведения, Скорость процессов забывания.

Закономерности  памяти

Память имеет ограниченный объём.

Успешность воспроизведения  большого объёма материала зависит  от характера распределения повторений во времени.

Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

Кривая забывания или  кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году. Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч). В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

 

Выводы, которые можно  сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания  необходимо повторение заученного материала.

Психологи советуют делать несколько повторений:

    • первое повторение — сразу по окончании чтения;
    • второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
    • третье повторение — через 8 часов после второго;
    • четвертое повторение — через 24 часа после третьего.

Осмысленное запоминание  в 9 раз быстрее механического  заучивания (в своих опытах Эббингауз  заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона  и равный по объему список бессмысленных  слогов).

Законы памяти

Практические приемы реализации

Закон интереса

Интересное запоминается легче.

Закон осмысления

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки

Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

Закон действия

Информация, участвующая  в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

Закон контекста

При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями  новое усваивается лучше.

Закон торможения

При изучении похожих понятий  наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

Закон оптимальной длины  ряда

Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной  памяти.

Закон края

Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

Закон повторения

Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько  раз.

Закон незавершённости

Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные  фразы


 

Процессы памяти

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения  возникают затруднения, то идёт процесс  припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено  в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных  связей, исходящих из областей фронтальной и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого «Chunking» (группировка объектов).

Долговременная память

Хранение в сенсорной  и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость  и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить  гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может  быть запомнен в кратковременной  памяти и забыт через несколько  секунд. С другой стороны, человек  может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В  долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Рекорды памяти

10 место: Южноафриканский  политический деятель Ян Христиан  Смэтс в преклонном возрасте  выучил наизусть 5000 книг, а бирманец  Виситтабм Вумса в 1974 прочел  наизусть 6000 страниц буддийских  канонических текстов. 

9 место: Японец Хидеаки  Томоери назвал по памяти число  "пи" с точностью до 40 000 знаков  после запятой. 

8 место: Мехмед Али  Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов  Корана за шесть часов. Совершенство  памяти Мехмеда было удостоверено  дюжиной присутствовавших при  чтении академиков.

7 место: Валерий Лавриненко  запоминает 100 знаков за две с  половиной минуты, а 200 - за три,  делая при этом максимум две-три  ошибки. Он воспроизводит числа  в любом порядке и опишет  внешность людей, предложивших  эти числа.

6 место: Китаец Гу Янлинь в свои 26 лет помнит 15 тысяч телефонных номеров Харбина. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений.

5 место: Самвел Гарибян  безошибочно воспроизводит 1000 продиктованных  ему слов, произвольно выбранных  из десяти языков, в том числе  таких, как фарси, пушту, кхмерский  и бенгали. 

4 место: Американка Барбара  Мур исполнила на пианино по  памяти 1852 песни. "Концерт" ее  продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года!

3 место: 24 июня 1996 года в  помещении Музея мировых рекордов  Гиннесса в Канаде американец  Дейв Фэрроу запомнил случайную  последовательность из 52 перетасованных  вместе колод карт. Он бросил  на них только один быстрый  взгляд и запомнил карты всего  с шестью ошибками.

2 место: Кассир польского  футбольного клуба «Гурник» Леопольд  Хелд помнил не только все  результаты, все подробности игр  клуба, но и общую сумму дохода  от каждого из этих матчей  за все 12 лет своей работы.

1 место: Казино всего  мира письменно запретили англичанину  Доминику О'Брайену посещать их: он, помня, какие карты остались  в колоде, резко увеличивает ставку  и срывает банк, поскольку обладает  уникально развитой памятью. Кроме  того, Доминик за час запоминает  до 300 иностранных слов, а через  2-3 дня читает на новом языке.  Чемпионат мира по памяти 1994 года  включал соревнования по запоминанию  иностранных слов, и Доминик стал  победителем: за пятнадцать минут  -152 слова на китайском. Самый  удачный портрет президента Линкольна  нарисовал его почитатель, художник  из штата Нью-Джерси, он видел  президента один раз в жизни.  Узнав об убийстве Линкольна,  он был охвачен горем и нашел  утешение, нарисовав по памяти  портрет.

Информация о работе Память, ее свойства и возможности