Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 10:31, реферат
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
1.Введение.
2.Общая характеристика памяти. Виды.
3. Основные процессы и механизмы памяти.
4.Методы исследования.
5.Заключение.
6.Список используемой литературы.
Для уменьшения забывания необходимо:
Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность
воспроизведения. Объем памяти — это
важнейшая интегральная характеристика
памяти, которая характеризует возможности
запоминания и сохранения информации.
Объем памяти — количество информации,
которое человек способен запомнить за
определенное время. Объем кратковременной
памяти человека в среднем составляет
7±2 блока информации. Объем блока может
быть различным, например, человек может
запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных
слогов, 5-9 слов.
Скорость запоминания – время, в течение
которого человек способен запомнить
определенный объем информации.
Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанные во времени или в пространстве. Так, выполнение ребенком какой-либо предшествующей операции вызывает возникновение нервных процессов, обеспечивающих выполнение последующей операции. Это оказывается возможным потому, что в процессе упражнений между отдельными операциями установились связи. Путем ассоциаций по смежности человек осваивает разные виды деятельности, словесный материал.
Ассоциацию по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты. Они опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозгу двумя объектами.
Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Это происходит потому, что в практической деятельности противоположные объекты обычно сопоставляются и сравниваются (здоровье и болезнь, общительность и замкнутость и т. д.), что приводит к образованию соответствующих нервных связей.
Еще есть сложные
ассоциации. В них связываются
явления, которые и в действительности
постоянно связаны: род и вид (рыба – окунь),
часть и целое (долька – апельсин), причина
и следствие (жара – жажда).
Методы исследования.
Память человека – это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека.
Для изучения некоторых
особенностей запоминания предлагаются
методики исследования объема кратковременной
памяти, продуктивности опосредованного
запоминания и установления преобладающего
типа памяти.
Исследование
объема кратковременной памяти
Цель исследования:
определить объем кратковременного запоминания
по методике Джекобсона.
Материал и оборудование:
бланк с четырьмя наборами рядов чисел,
лист для записи, ручка и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно
проводить с одним испытуемым и с группой
из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех
аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор
зачитывает испытуемому один из наборов
следующих цифровых рядов.
|
|
|
|
Элементы ряда предъявляются
с интервалом 1с. После прочтения каждого
ряда через 2-3 с по команде "Пишите!"
испытуемые на листе для записей воспроизводят
элементы ряда в том же порядке, в каком
они предъявлялись экспериментатором.
В каждой серии независимо от результата
читаются все семь рядов. Инструкция во
всех сериях опыта одинаковая. Интервал
между сериями не менее 6-7 мин.
Инструкция испытуемому:
"Я назову Вам несколько цифр. Слушайте
внимательно и запоминайте их. По окончании
чтения по моей команде "Пишите!",
запишите то, что запомнили, в том же порядке,
в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"
Обработка результатов
В процессе обработки
результатов исследования необходимо
установить:
ряды, воспроизведенные
полностью и в той же последовательности,
с которой они предъявлялись экспериментатором.
Для удобства их обозначают знаком "+";
наибольшую длину ряда,
который испытуемый во всех сериях воспроизвел
правильно;
количество правильно
воспроизведенных рядов, больших чем тот,
который воспроизведен испытуемым во
всех сериях;
коэффициент объема
памяти, который вычисляют по формуле:
Пк – обозначение объема
кратковременной памяти,
А – наибольшая длина
ряда, который испытуемый во всех опытах
воспроизвел правильно;
С – количество правильно
воспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта,
в данном случае – 4.
Анализ
результатов
Для анализа результатов
пользуются следующей оценкой уровней
объема кратковременного запоминания:
| |
|
|
|
|
Анализируя результаты
исследования, важно обратить внимание
на крайние варианты получаемых уровней
запоминания. Запоминание, равное 10, как
правило, является следствием использования
испытуемым логических средств или специальных
приемов мнемотехники. В редких случаях
такое запоминание являет собой феномен.
Если получен очень
низкий уровень запоминания, то исследование
памяти испытуемого нужно повторить через
несколько дней. В норме объем памяти 3-4
вызывается непринятием инструкции.
Низкий и средний уровень
кратковременного запоминания может быть
повышен благодаря систематической тренировке
памяти по специальным программам мнемотехники.
|
Инструкция испытуемому:
"Я буду читать Вам ряд слов, слушайте
меня внимательно и постарайтесь их запомнить.
Когда я кончу читать слова и скажу "Говорите!",
назовите те слова, которые Вы запомнили,
в том порядке, в каком они Вам вспоминаются.
Внимание! Начали!"
Слова для запоминания
в опыте 1:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По окончании опыта
испытуемый дает словесный отчет о том,
каким способом он старался запоминать
слова. Этот отчет и наблюдения экспериментатора
записывают в протокол.
Опыт №2
Задача второго опыта:
определить объем памяти испытуемого
при запоминании словесного материала
с заранее заданной системой смысловых
связей.
В опыте используют
метод удержания пар слов. Так же, как и
в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв.
Перед испытуемым ставится задача прослушать
пары слов и запомнить вторые слова каждой
пары. Интервал чтения экспериментатором
пар слов – 2с. После окончания чтения
экспериментатором нижеприведенных пар
слов для запоминания, через 10 с. он снова
читает первые слова каждой пары, а испытуемому
предлагает вспомнить вторые слова этой
же пары. В протоколе второго опыта отмечают
правильно воспроизведенные слова, причем
ошибочные – фиксируют в примечании.
Инструкция испытуемому:
"Я назову Вам пары слов. Слушайте меня
внимательно и постарайтесь запомнить
вторые слова каждой пары. Когда я закончу
чтение этих пар, то буду снова читать
первые слова, а Вы в ответ на названное
первое слово отвечайте запомнившимся
вторым словом этой же пары. Внимание!
Приготовились слушать и запоминать!"
Слова для запоминания
в опыте 2:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Память как познавательный психический процесс