Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 10:31, реферат
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.
1.Введение.
2.Общая характеристика памяти. Виды.
3. Основные процессы и механизмы памяти.
4.Методы исследования.
5.Заключение.
6.Список используемой литературы.
По окончании опыта
экспериментатор записывает в протокол
словесный отчет испытуемого и свои наблюдения
об особенностях запоминания слов.
Обработка результатов
По каждому из двух
опытов подсчитывают количество правильно
воспроизведенных слов и количество ошибочных
воспроизведений. Данные заносят в сводную
таблицу:
|
|
|
|
|
|
Анализ результатов
Анализируя результаты
запоминания двух опытов и сравнивая количественные
показатели, важно обратить внимание на
словесные отчеты испытуемого и наблюдения
экспериментатора.
Если запоминание в
первом опыте было у испытуемого непосредственным,
то его объем будет находиться в пределах
5-9 запомнившихся слов. Но если он запомнил
более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические
приемы и успел за столь короткий интервал
придумать некую систему связей, облегчающих
воспроизведение.
Исследование
преобладающего типа запоминания .
Цель исследования:
выявить преобладающий объем памяти при
разных типах предъявления словесного
материала.
Материал и оборудование:
четыре набора слов, выражающих конкретные
понятия, один из наборов выполнен на отдельных
карточках, четыре небольших листа бумаги
для записи и ручка,секундомер.
Процедура опыта
Преобладающий тип
памяти устанавливают методом по-разному
предъявленных слов. Исследование состоит
из четырех опытов. В первом опыте слова
для запоминания предъявляют на слух.
Во втором – зрительно, причем каждое
слово должно быть четко записано на отдельной
карточке. В третьем опыте используют
моторно-слуховую форму предъявления
и в четвертом – комбинированную, которая
сочетает в себе слуховое, зрительное
и моторное восприятие материала.
Чтобы не было перегрузки
при определении памяти, для каждого опыта
достаточно подготовить ряд из 10 слов.
Опыт №1
Экспериментатор четко
с интервалом 3 секунды читает испытуемому
слова для запоминания. Чтение слов предваряется
инструкцией.
Инструкция испытуемому:
"Я буду читать Вам слова. Слушайте их
внимательно и запоминайте. После паузы,
когда скажу: "Пишите!", на листе бумаги
запишите то, что Вы запомнили. Если все
понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".
Слова для запоминания
в первом опыте:
машина, яблоко, карандаш,
весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля,
воробей.
После паузы в 10 секунд
дается команда "Пишите!"
Опыт №2
Второй опыт можно
проводить после 5 – минутного перерыва
после окончания первого.
В этом опыте экспериментатор
последовательно предъявляет испытуемому
слова, написанные на отдельных карточках.
Экспозиция каждого слова должна соответствовать
длительности чтения слова первого опыта,
интервал между словами тот же, то есть
3 секунды.
Инструкция испытуемому:
"Я буду показывать Вам карточки с написанными
на них словами. Внимательно читайте их
и запоминайте. По сигналу "Пишите!",
на листе бумаги запишите то, что запомните.
Если все понятно, приготовьтесь слушать
и запоминать".
Слова для запоминания
во втором опыте:
самолет, груша, ручка,
зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка,
молния.
После чтения десятого
слога до сигнала "Пишите!" пауза
длится 10 секунд.
Опыт №3
Третий опыт, аналогично
второму, проводят после 5 – минутного
перерыва.
Испытуемому предлагается
слушать слова и прописывать их ручкой
в воздухе, чтобы обеспечить моторную
форму восприятия материала. Интервал
между читаемыми словами 3 секунды, а скорость
чтения та же, что и в первом опыте.
Инструкция испытуемому:
"Я буду читать Вам слова. Слушайте их
внимательно и в воздухе ручкой "прописывайте"
их и запоминайте. По сигналу "Пишите!"
на листе бумаги запишите то, что запомнили.
Если все понятно, приготовьтесь слушать,
"прописывать" слова и запоминать".
Слова для запоминания
в третьем опыте:
пароход, слива, линейка,
лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка,гусь.
Пауза перед сигналом
"Пишите!" в третьем опыте выдерживается
10 секунд.
Опыт №4
Спустя 10 минут после
третьего опыта проводят опыт четвертый.
Темп чтения экспериментатором слов и
паузы между словами остаются теми же,
что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить
комбинированный тип восприятия материала,
испытуемому не только читают слова, но
и предлагают вслед за чтением записывать
их на отдельном листе, а после записи
последнего десятого слова лист переворачивают
и по сигналу "Пишите!" на обратной
стороне он может воспроизвести запомненное.
Инструкция испытуемому:
"Я буду читать Вам слова. Вы их на этом
листе записывайте и запоминайте. После
чтения последнего слова, лист переверните
и по моему сигналу "Пишите!" запишите
на оборотной стороне то, что запомнили.
Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать".
Слова для запоминания
в четвертом опыте.
Поезд, вишня, тетрадь,
осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка,
курица.
Сигнал "Пишите!"
дается как и во всех предыдущих случаях
через 10 секунд.
Обработка результатов
Показателем объема
памяти в этих опытах является количество
правильно воспроизведенных слов. Данные
заносятся в таблицу.
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ результатов
Преобладающий тип
памяти при разных типах предъявления
словесного материала определяют путем
сравнения количества правильно воспроизведенных
слов в каждом из четырех опытов.
Нормальным объемом
непосредственной памяти следует считать
запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо
опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит
он использовал какую-то систему средств
о которой желательно узнать из самоотчета
и наблюдений.
Ведущий тип памяти
связан с соответствующей репрезентативной
системой представлений человека. Ее выявление
поможет сделать многоплановые рекомендации
испытуемому, особенно в плане запоминания
им наиболее значимой информации.
ЭкспериментА.А. Смирнова.
1.Воспоминания относятся к тому, что люди делали, мысли вспоминаются значительно реже, и относятся преимущественно к действиям.
2. В воспоминаниях отражается то, что выступило как препятствие на пути или, наоборот, облегчало путь (“опаздывал на работу, а тут как назло автобус только что ушел”).
3. Воспоминания не связанные с действием – нечто странное, необычное, вызывающее вопрос (“мороз на улице, а женщина без перчаток”).
Данные эксперимента могут
быть объяснены в связи с учетом направленности испытуем
На основании результатов был сделан общий вывод: запоминается то, что связано с основным руслом деятельности.
Таковы основные экспериментальные исследования взаимосвязи между запоминанием и деятельностью
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах (“эффект края»). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания.
Кривая забывания Эббингауза
В ходе опытов было установлено, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия – уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации. В дальнейшем забывание идет медленнее – через шесть дней в памяти остается менее 20 % от общего числа первоначально выученного. Из данного опыта следует вывод, что если студенты не будут работать над закреплением учебного материала, то через два месяца в памяти от него останется лишь ничтожно малая часть, а наибольшая потеря (55 %) произойдет за первые три-четыре дня после восприятия. В экспериментальной психологии хорошо известен эффект Зейгарник, или эффект незавершенных действий. Этот эффект проявляется в том, что испытуемые как правило стремятся к завершению прерванного действия; более того – незавершенные действия лучше сохраняются в памяти, чем завершенные.
Заключение.
Память является одним из основных
свойств личности.
Память — это одно из необходимых
условий развития интеллектуальных способностей;
это следовая форма психического отражения
прошлого, заключающаяся в запоминании,
сохранении и последующем воспроизведении
или узнавании ранее воспринятого.Личность
формируется на протяжении всей жизни
человека, следовательно, и память тоже.
Список используемой литературы.
воспитание. - 1986. - № 3. - С. 30-33.
7.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.- с.125.
8.Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста //Вопросы психологии. - 1979.- №4.-С. 127-130.
9.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
Информация о работе Память как познавательный психический процесс