Паропсихология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:23, реферат

Краткое описание

Парапсихоло́гия (др.-греч. παρα- — возле, около) — дисциплина, направленная на исследование существования и причин сверхъестественных психических способностей людей, животных и растений, феноменов жизни после смерти и тому подобных явлений, используя научную методологию. Лабораторные и полевые исследования проводились конфиденциально и финансировались некоторыми университетами во всем мире. Результаты таких исследований обычно распространялись в узких парапсихологических кругах, небольшая часть которых публиковалась в крупных научных журналах.

Содержание

Введение…………………………………...…………………………………………………….…...3
1. Терминология. Определения парапсихологии в различных источниках ..……..4
2. Разновидности пси-явлений…………………………………..…….…….…...….…...……6
3. История парапсихологии………….…….……………….…….…..…….…..………........20
4. Методология…………..………………………………………………………………….........23
5. Статус парапсихологии……………………………………………………………………….27
Заключение ……………………………………………………………………………………......29
Литература………………………………………………………….......................…….....…..30

Вложенные файлы: 1 файл

Паропсихология.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

 

Вера в реинкарнацию включает две основные составляющие:

  • Представление о том, что у человека имеется некая сущность («дух», «душа» и прочее), в которой заключается личность данного человека, его самосознание, некая часть того, что человек отождествляет с понятием «я сам». Причём эта сущность может быть связана с телом, но связь эта неразрывной не является, и душа может продолжать существовать после того, как физическое тело погибло. Вопрос о том, имеется ли душа только у людей, либо и у других (возможно, у всех) видов живых существ, в разных мировоззрениях решается по-разному.
  • Представление о том, что эта сущность после смерти тела, сразу, через какое-то время или в будущем мире, воплощается в другом теле (теле новорождённого человека или иного живого существа или восстановленном теле), таким образом, жизнь личности продолжается за пределами жизни физического тела (вечно, либо в пределах цепочки перерождений, завершаемой определённым образом).

 

27. Материализация — в оккультизме, парапсихологии и спиритуализме — проявление в присутствии медиума посторонней живой материи разной степени консистенции и уровня организованности, способной (если верить сторонникам реальности феномена) принимать формы лиц, конечностей, человеческих фигур, как полных, так и недооформленных. Принято считать, что фигуры и лица людей на спиритических сеансах материализуются на основе так называемой «эктоплазмы», источником которой служит организм медиума, хотя в парапсихологической и спиритуалистской литературе встречаются также сообщения об аппортах (результатах телепортации) — необъяснимых возникновениях в наблюдаемых замкнутых пространствах (иногда — на глазах у присутствующих) неодушевлённых объектов (драгоценностей, цветов и т. д.), а также животных, птиц, насекомых.

Представители науки в подавляющем большинстве отрицают как реальность, так и саму возможность феномена материализации. Скептики, чьё мнение выражали, в частности, многие представители Общества психических исследований (а впоследствии и многочисленные профессиональные иллюзионисты), полагали, что единственным объяснением описывавшимся явлениям могло служить жульничество со стороны медиумов. С тем, что такого рода скептицизм обоснован, соглашались и наблюдатели, в целом эту точку зрения не разделявшие. Так, Альфред Расселл Уоллес, считавший материализацию феноменом реальным, отмечал при этом, что почти все представители так называемого «физического медиумизма» в разное время не только подвергались обвинениям в жульничестве, но и нередко уличались в нём.

     

Трактовка феномена

Спиритуалисты полагают, что материализованные фантомы, являясь из «иного мира», тем самым  доказывают факт существования «жизни после смерти». Парапсихологи (Н. Фодор, Х. Каррингтон и др.) отмечали, однако, что некоторые (в том числе, фотографировавшиеся) материализации мало соответствовали традиционным представлениям о том, как может выглядеть «дух умершего», в частности, — имели характер двухмерных «мыслеформ». В парапсихологии феномен рассматривается, в основном, как результат неизвестных процессов, происходящих в подсознании медиума.

 

28. Телепорта́ция — перемещение из одного места в другое мгновенно, не существуя в промежуточных точках между ними. В фантастических произведениях — мгновенное перемещение материального объекта из одной точки пространства в другую. Термин введён в 1931 г. американским писателем Чарльзом Фортом для описания странных исчезновений и появлений, паранормальных феноменов, которые по его мнению имели что-то общее. Он соединил греческий префикс tele- (означающий дальность) с латинским глаголом portare, (означающий переносить). Форт первоначально использовал это слово в своей книге Lo!, 1931 года.

Иногда этот процесс  описывается как одно из скрытых  умений разума. Используемые слова-заменители: джантация, трансгрессия, нуль-транспортировка, нуль-прыжок, гиперскачок, гиперпрыжок.

Теоретически предложено несколько методов телепортации (теория червоточин, дырочная телепортация). Экспериментально, в лабораторных условиях, подтверждена только квантовая телепортация, которая не передает энергию или материю на расстояние и не имеет ничего общего с «фантастической» телепортацией материальных объектов.

 

Классификация

1. По признаку быстродействия:

  • Мгновенная
  • Немгновенная

2. По способу физической реализации:

  • Квантовая

3. По одновременности перемещения частей объекта:

  • Объёмная
  • Совмещение пространства

 

29. Левитация (от лат. levitas «легкость, легковесность») — явление, при котором предмет без видимой опоры пари́т в пространстве (то есть левитирует) не притягиваясь к поверхности (земли, воды, пр.).

В религии и мистике под левитацией понимается способность сверхъестественным образом преодолевать гравитацию без  дополнительных приспособлений.

 

Виды левитации

Виды левитации можно условно  разделить на следующие категории.

1. Физические — с предположительно естественным объяснением.

    • «Техногенные» — то есть возможные благодаря соответствующим устройствам.
    • «Природные» (например, шаровая молния).

2. «Паранормальные» — зафиксированные, предположительно тоже природные или техногенные, но пока научно не объяснённые (например,полтергейст, призраки, НЛО).

3. «Чудесные» — хотя и засвидетельствованные, но воспринимаемые лишь в рамках религиозной или оккультной практики (то есть исключительно на веру).

4. «Волшебные» — предмет мифов, сказок и т. п.

5. Иллюзионистские — вид зрелищ, где видимость левитации достигается при помощи специальных приспособлений или прочими способами, основанными на обмане зрителя. Такую мнимую левитацию демонстрируют Чарли Чаплин в фильме «Цирк» и фокусники.

 

30. Ко́жно-опти́ческое восприя́тие, «кожное зрение», «альтернативное зрение» с помощью кожи (англ. dermo-optical perception, dermal vision, dermo-optics, eyeless sight, eyeless vision, skin vision, skin reading, finger vision, paroptic vision, para-optic perception, cutaneous perception, digital sight, bio-introscopy) — термины, используемые преимущественно в парапсихологии для обозначения предполагаемой способности кожи человека к восприятию текста, рисунков или цвета объектов различной природы. При этом предполагаются три формы кожно-оптического восприятия — контактная (при непосредственном касании объекта), дистантная (на некотором расстоянии) и проникающая (способность кожи «видеть» сквозь препятствия).

 

31. Аэрокинез — способность управлять потоками воздуха силой мысли.

 

32. Проскопия — способность выявлять прошлые и будущие события.

 

33. Криокинез — способность понижать температуру и управлять льдом на расстоянии силой мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. История  парапсихологии.

 

Исторически, парапсихология начала формироваться в результате рациональных научных попыток переосмысления оккультно-мистическогонаследия человечества (представляющего собой своеобразные протонаучные знания), а также различных явлений, часто рассматриваемых как сверхъестественные или необъяснимые, некоторым образом связанные с и проявляемые посредством психики человека и, иногда, психики животных.

История современной  парапсихологии начинается с создания Общества психических исследований в Лондоне (1882) и США (1885).

 

Начало психических  исследований

Общество психических исследований (ОПИ) было основан в Лондоне в 1882 году. Формирование ОПИ было первым систематическим усилием для организации ученых и исследователей в целях критического и устойчивого расследования паранормальных явлений. ОПИ включало философов, учёных, преподавателей и политиков, таких, как Генри Сиджвик, Артур Бальфур,Уильям Крукс, Руфус Осгуда Мейсон и Шарль Рише.

ОПИ вели исследования в  нескольких областях: телепатия, гипноз, явления Рейхенбаха, ясновидение, а также физических аспектов спиритизма, таких какавтоматическое письмо и возникновение материи из неизвестных источников (материализация). Одним из первых совместных усилий ОПИ была перепись людей, предположительно перенесших галлюцинации с опытом виденияпризраков, и сравнение результатов со статистикой по галлюцинациям у здоровых людей. Это было первой официальной попыткой исследования паранормальных явлений на основе статистической их оценки, что в результате положило начало публикациям об изучении фантомовживых (призраков) (1886 год), которые всё ещё широко цитируются в парапсихологической литературе сегодня. ОПИ стало моделью для аналогичных обществ в других европейских странах и США в конце XIX века. Во многом благодаря поддержке психолога Уильяма Джеймса, Американское Общество психических исследований (ASPR) открыло свои двери в Нью-Йорке в 1885 году. ОПИ и ASPR совместно продолжали исследования в области парапсихологии.

 

Рейнская эра

В 1911 году Стэнфордский университет стал первым учебным заведением в Соединенных Штатах, начавшим изучение экстрасенсорного восприятия (ЭСВ) и психокинеза (ПК) в лабораторных условиях. Усилия возглавлял психолог Джон Эдгар Кувер. В 1930 году Дьюкский университет стал вторым крупным учебным заведением США, участвующим в критическом изучении ЭСВ и психокинеза. Под руководством психолога Уильям Макдугалла Карл Зенер, Джозеф Рейн и Луиза Рейн начали ЭСВ-лабораторные эксперименты с использованием добровольцев из студентов университета. В отличие от подходов Общества психических исследований, которые в целом стремились к качественному доказательству существования паранормальных явлений, эксперименты в Университете Дюка были количественными, статистическими подходами с использованием карт и игральных костей. Разработанные в результате стандартные лабораторные процедуры для ЭСВ-тестирования стали общепринятыми и заинтересовали исследователей во всем мире.

Издание книги Б. Рейна  «Новые Рубежи Разума» (1937) принесло известность  экспериментам. В своей книге  Рейн популяризировал слово «парапсихологии», которое было придумано более  чем 40 лет назад психологом Максом Дессуаром. Рейн также основал автономные лаборатории парапсихологии и начал выпуски «Журнала парапсихологии», который он редактировал совместно с МакДугалл.

Рейном совместно с  Карлом Зенером была разработана  система статистических испытаний  для ЭСВ. В результате данных исследований процент правильных угадываний символов оказался значительно выше статистически вероятного, что было воспринято как свидетельство о существовании парапсихологических способностях. Рейн заявил в своей первой книге «Экстрасенсорное восприятие» (1934), что после 90000 испытаний он почувствовал, что ЭСВ является «фактическим и очевидным явлением».

Данные парапсихологические  эксперименты вызвали много критики  со стороны учёных и других лиц, которые  оспаривали концепции и методику доказательства ЭСВ. Одним из видов такой критики было обвинение в плохой постановке эксперимента. Маг и иллюзионист Милборн Кристофер писал годами позже, что он почувствовал, что «есть по меньшей мере десяток способов, которыми испытуемый при желании может обмануть экспериментаторов в рамках условий эксперимента» Рейна.

Рейн и его коллеги  пытались учесть критику при проведении новых экспериментов, о которых  выпустили книгу «Экстрасенсорное восприятие после шестидесяти лет  исследований» (1940).

Администрация университета Дюка постепенно все меньше симпатизировала парапсихологии, и вскоре после выхода на пенсию Рейна в 1965 отдел был расформирован. Рейн позднее создал фонд по изучению природы человека (FRNM) и Институт парапсихологии в качестве развития лаборатории Дюка. В 1975 году к столетию со дня рождения Рейна, FRNM была переименована в Рейн-исследовательский центр. Сейчас Рейн-исследовательский центр парапсихологических явлений заявляет, что организация «направлена на улучшение условий жизни человека путём создания научного понимания этих [сверхъестественных] возможностей и особенностей, которые появляются в пределах обычных измерений пространства и времени».

 

Создание Ассоциации парапсихологии

Парапсихологическая ассоциация (ПА) была создан в Дареме, Северная Каролина, 19 июня 1957 года. Её создание было предложено Д. Б. Рейном на семинаре по парапсихологии, который был проведен в лаборатории парапсихологии Университета Дюка. Рейн предложил группе создать ядро международного профессионального сообщества в области парапсихологии. Цель этой организации, как указано в её Уставее «содействовать парапсихологии как науке с целью распространения знаний, и интегрировать результаты с результатами других отраслей науки».

Под руководством антрополога Маргарет Мид парапсихологическая ассоциация сделала большой шаг в развитии областей парапсихологии в 1969 году, когда она стала аффилированной организацией с Американской ассоциацией содействия развитию науки (AAAS), крупнейшим научным сообществом в мире. В 1979 г. физик Джон А. Уилер утверждал, что парапсихология псевдонаучна и что её принадлежность к AAAS необходимо пересмотреть, однако его предложение по пересмотру принадлежности парапсихологии к AAAS не увенчалось успехом. Сегодня Парапсихологическая ассоциация состоит из около трехсот сотрудников и ассоциированных членов по всему миру.

 

Увеличение количества исследований (1970-е)

Принадлежность Парапсихологической  ассоциации (ПА) к Американской ассоциации содействия развитию науки, наряду с  общей открытостью для исследований парапсихических и оккультные явления в 1970-х годах, привела за десятилетие к увеличению размаха парапсихологических исследований. В течение этого периода были сформированы другие связанные с ней организации, в том числе Академия парапсихологии и медицины (1970), Институт паранаук (1971), Академия религии и психических исследований, Институт духовных наук (1973), Международная кирлиан-исследовательская ассоциация (1975), а также инженерно-аномалистический отдел Принстонской научно-исследовательской лаборатории (1979). В течение этого времени парапсихологические работы были также проведены в Стэнфордском научно-исследовательском институте.

В течение этих лет  сфера парапсихологии сильно расширилась. Психиатр Ян Стивенсон провёл большую часть своих спорных исследований реинкарнаций в 1970-х. Психолог Тельма Мосс проводила изучение кирлиан-эффекта в лаборатории парапсихологии UCLA. Приток духовных учителей из Азии и их заявления о реализации пси-способностей путем медитации привели к исследованиям с использованием изменённых состояний сознания. Американское общество психических исследований (директор по исследованиям — Карлис Осис) проводили эксперименты повнетелесному опыту. Физик Рассел Тарг ввел термин удалённого наблюдения для использования в некоторых из его работ в Шри в 1974 году.

Информация о работе Паропсихология как наука