Переутомление школьников и его профилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Гипотеза: выявить эффективные формы и методы борьбы с переутомлением.
Объектом работы является общее состояние здоровья учащихся.
Предметом изучения является переутомление.
Цель работы: выявление эффективных форм и методов борьбы с переутомлением.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты исследование переутомления школьников
4
1.1 Понятие переутомление и влияние на здоровье школьника
1.2 Признаки и симптомы переутомления
4
6
1.3. Методы предотвращение переутомление у школьников
8
Глава 2 Организация и методы исследования переутомления школьников
11
2.1 Характеристики выборки
11
2.2 Методы исследования
11
Глава 3 Эмпирическое исследование переутомления школьников
12
3.1 Анализ полученных эмпирических данных
12
Заключение
14
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

переутомление школьников.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

Что надо делать, чтоб не переутомится на уроке.

1. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Это обязательно учитываю при составлении расписания, при планировании урока.

2. Соблюдение гигиенических  условий в классе.

Большое внимание обращаю на чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

3. Деятельностный характер  урока.

Поддерживать интерес детей на протяжении всего урока помогают различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая "приносит" трудные задания, гномик - задания с ошибками, игрушки и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки), элементы театрализации (игры - диалоги, рассказывание сказок по ролям, инсценирование).

4. Психофизический комфорт  ребенка на уроке.

Психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

Для снятия эмоциального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.

5. Включение в урок  физминуток.

Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.

Ученые доказали огромную роль физических упражнений в улучшении кровоснабжения головного мозга и профилактике умственного переутомления.

6. Релаксация.

Цель - снятие мышечного напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Организация и методы исследования  переутомления школьников

2.1 Характеристики выборки

Среди учеников 9 классов моей школы было проведено анкетирование для выявления симптомов переутомления, а также игры, предназначенные для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.

    1. Методы исследования 
    2. Анкетирование 

При анкетировании школьников  была использована специально разработанная анкета, включающая 23 показателя. При заполнении анкеты школьник  отмечал выраженность жалоб астенического характера в соответствии с четырехбалльной шкалой:

0 - симптом не отмечается,

1 - симптом выражен слабо,

2 - симптом выражен умеренно,

3 - симптом выражен значительно.

    1. Опрос: Устаешь ли ты в школе?

Ученик одолжен был ответить: да, нет, не особенно

    1. Опрос: Какой урок самый трудный? И Какой урок самый легкий?

Были даны ряд предметов, где ученик должен был оценить во мере его возможностям. Трудный для него этот предмет или нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Эмпирическое исследование переутомления школьников

3.1 Анализ полученных эмпирических  данных

1. Анкетирование

В анкетировании принимало участие  ученики 9 классов. Из полученной диаграммы мы видим, что 87% школьников испытывают переутомления. Это говорит о том, что у них проявляется снижение работоспособности, общая слабость, снижение активности, снижение настроения, дневная сонливость.

  1. По результатом опроса:  Устаешь ли ты в школе? Мы видим, что большинство школьников испытывают переутомление, которая сказывается на работоспособности учеников и их активности на уроке.

  1. По результатам опроса: Какой урок самый трудный?  Какой урок самый легкий? было выявлено следующие результаты: самыми трудным уроками для школьников: обществознание, литература и русский язык. Это говорит о том, что именно на тих уроках школьники могут больше всего переутомляться.

 

Вопрос

Какой урок самый трудный?

Какой урок самый легкий?

Математика

45%

15%

Русский язык

69%

17%

Информатика

9%

68%

Литература

71%

32%

Технология

5%

89%

Физкультура

2%

91%

Татарский язык

31%

76%

Обществознание

79%

23%

Английский язык

56%

25%




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делая вывод можно сказать, что эти методы позволяют выявить учащихся, у которых утомление развивается быстрее и раньше, чем у других. Дети могут составлять группу риска по развитию переутомления, сопровождающегося невротическими расстройствами. Поэтому они требуют к себе внимательного отношения и индивидуального подхода при нормировании учебной нагрузки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Переутомление представляет собой непреодолимое чувство усталости и слабости. Все так или иначе испытывали такое состояние в обычной жизни после тяжёлой, напряжённой работы и при недосыпании. Обычно утомление проходит после хорошего, полноценного отдыха и сна. Если же симптомы остаются, это означает, что ваш организм хочет дать знать, что он болен. 

Длительные периоды переутомления могут быть признаком серьёзного заболевания, известного как синдром хронического усталости. Важным фактором развития переутомления является недостаточность и неполноценность периодов отдыха, которые не приводят к восстановлению работоспособности и резервов организма. Работа на пределе возможностей с отсутствием функциональных резервов в состоянии переутомления является крайне опасным состоянием, которое может оканчиваться, при самом неблагоприятном развитии событий, даже смертью.

Для быстрого восстановления сил и профилактики утомления и переутомления в свой распорядок следует включать физически активные и информационно-познавательные виды отдыха. Очень важно планировать активный отдых в выходные дни. Прогулки в лес, сбор грибов и ягод, занятия физической культурой и спортом, работа на дачном участке — важные составляющие для успешной подготовки к новой трудовой неделе. Хорошо восстанавливает работоспособность спокойный и глубокий сон.

Старайтесь избегать длительного воздействия стрессирующих факторов, а сильные нагрузки планируйте заранее, по возможности тренируясь, чтобы оптимально подготовиться. Относитесь спокойно к внешним воздействиям, не позволяя потрясти ваше эмоциональное равновесие. 

 

 

Список использованной литературы

  1. Базарный Ф.В. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома - Москва:АРКТИ, 2005.
  2. Белоножкина О.В. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым. -Волгоград: Учитель,2006.
  3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровье: 1-5 классы. - Москва: ВАКО, 2007.
  4. Иванов Ю.И., Михайлова Э.И. Играйте на здоровье. - Москва: Московская правда, 1991.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - Москва: ВАКО, 2004
  6. Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым. Нач. шк., №7, 2003.
  7. Обухова Л.А. Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135уроков здоровья. - Москва: ВАКО, 2004.
  8. Чупаха И.В.. Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - Москва: Илекса, Народное образование, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения 1

10 советов  для здравого ума и твердой памяти.

Не требуйте лишнего

Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.

Установите режим дня.

Младшие школьники не должны ложится спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь глядя».

Укрепляйте иммунитет.

Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.

Отключите компьютер

Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами. Убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.

Позаботьтесь об отдыхе

От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе.

Сделайте массаж

Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится - в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль.

Проверьте зрение

Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.

Не забывайте о правильном питании

Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Приложение 2

Анкетирование

Таблица 1

 

Анкета «Переутомления»

Показатель

Симптом не отмечается

Симптом выражен слабо

Симптом выражен умеренно

Симптом выражен значительно

1

Снижение работоспособности

0

1

2

3

2

Общая слабость

0

1

2

3

3

Дневная сонливость

0

1

2

3

4

Снижение концентрации внимания

0

1

2

3

5

Неудовлетворенность сном

0

1

2

3

6

Снижение настроения

0

1

2

3

7

Периодическое чувство тревоги

0

1

2

3

8

Снижение активности

0

1

2

3

9

Гиперчувствительность к звукам

0

1

2

3

10

Гиперчувствительность к запахам

0

1

2

3

11

Гиперчувствительность к свету

0

1

2

3

12

Нарушение памяти

0

1

2

3

13

Бессонница в ночное время суток

0

1

2

3

14

Слезливость

0

1

2

3

15

Метеозависимость

0

1

2

3

16

Повышенная раздражительность

0

1

2

3

17

Повышенное утомление при невысоком уровне нагрузки

0

1

2

3

18

Постоянное ощущение усталости без нагрузки

0

1

2

3

19

Снижение внимания

0

1

2

3

20

Снижение оперативной памяти

0

1

2

3

21

Отсутствие чувства бодрости после ночного сна

0

1

2

3

22

Любая деятельность, даже некогда любимая, выполняется «через силу»

0

1

2

3

23

Избегание решения проблемных задач

0

1

2

3


 

Приложение 3

Опрос Устаешь ли ты в школе?

Таблица 2

 

Вопрос

Да

Нет

Не особенно

Устаешь ли ты в школе?

     

 

Приложение 4

Опрос: Какой урок самый трудный? Какой урок самый легкий?

Таблица 3

Вопрос

Какой урок самый трудный?

Какой урок самый легкий?

Математика

   

Русский язык

   

Информатика

   

Литература

   

Технология

   

Физкультура

   

Татарский язык

   

Обществознание

   

Английский язык

   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Игровая деятельность

Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

1. "Цапля". Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и цапли". Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

2. "Уши". Для выполнения этого  упражнения нужно сесть на  край стула. По сигналу дети  наклоняют голову к плечам, поочередно  слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и  резко, так, чтобы при каждом наклоне  достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки. В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

Информация о работе Переутомление школьников и его профилактика