Подростки склонные к суицидам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:31, реферат

Краткое описание

Особенности суицидального поведения подростков
Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера - в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Содержание

Введение
Особенности суицидального поведения подростков
Меры профилактики суицида среди детей и подростков
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.50 Кб (Скачать файл)

* тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;

* затяжные нарушения сна: подростка  преследуют страшные сны с  картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;

* напряжение аффекта, периодически  разряжаемого внешне не мотивированной  агрессией;

* депрессия, апатия, безмолвие: подросток  тяжел на подъем, уходит от  обязанностей, бессмысленно проводит  время, в поведении видно оцепенение, сонливость;

* выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая  неуверенность в себе. Этот синдром  может маскироваться нарочитой  бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

* тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

* употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Внешние обстоятельства суицидального подростка

* неблагополучная семья: тяжелый  психологический климат, конфликты  родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;

* беспризорность подростка, отсутствие  опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;

* неблагоприятное положение подростка  в семье: отвержение, назойливая  опека, жестокость, критичность к  любым проявлениям подростка;

* отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;

* серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками  и взрослыми.

Источник негативных переживаний подростка

Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную сферу для срыва у подростков. Исследования, проведенные в 2007 году, показали, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

Согласно данным этого исследования главный источник негативных переживаний - семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы "трудных" подростков. Среди "благополучных" подростков эти показатели 47% и 18% соответственно.

Важная причина подростковых переживаний - частые наказания детей. В группе "трудных" - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди "благополучных" 21% мальчиков и 2% девочек.

Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы "трудных" подростков.

Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту причину указали 65% мальчиков и 72% девочек.

Рассмотрим основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков. Они предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых.

- Переживание обиды, одиночества, отчужденности  и непонимания.

- Действительная или мнимая утрата  любви родителей, неразделенное  чувство и ревность.

- Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей  из семьи.

- Чувства вины, стыда, оскорбленного  самолюбия, самообвинения.

- Боязнь позора, насмешек или унижения.

- Страх наказания, нежелание извиниться.

- Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

- Чувство мести, злобы, протеста; угроза  или вымогательство.

- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных  последствий, уйти от трудной  ситуации.

- Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Школьные проблемы, связанные с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.

Подростки, предпринимающие попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности. В этих случаях они чувствуют себя биологическими чужаками, понимают, что шагают не в ногу с родителями и не подходят в качестве приемных членов семейного круга. Кроме того, у них часто безо всякой причины может появиться чувство своей нежеланности, они уверены в том, что родители не хотят их появления на свет. Это называется феноменом «отвергнутого ребенка».

Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. Притом, иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.

Если затрагивать «базис» психологических причин подростковых самоубийств, то «в круге первом» неизменно оказываются родительское равнодушие, социальное одиночество и любовные переживания, которые взрослыми, увы, почти никогда не воспринимаются всерьез. Будем откровенны: кто из нас, расставшись в детстве с первой любовью (а то и вовсе, переживая горечь безответного чувства), не слышал от родителей пренебрежительное «да перестань, у тебя еще этих Маш-Саш столько в жизни будет», дескать «один бросил, десять подберут»…

Второе и прочие места «делят»: переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания, переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения, боязнь позора, насмешек или унижения. Страх наказания, нежелание извиниться, любовные неудачи, сексуальные эксцессы, ранняя беременность в ситуации, когда нет надежды на родительскую поддержку и помощь. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Среди причин, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и психологи указывают на различные мотивы.

Во-первых, те же самые семейные, возникшие из-за конфликтов, связанных с деструктивными отношениями в семье, или с патологическими типами воспитания. По статистике, 96 процентов подростков, покончивших с собой, росли в семьях, где имел место тот или иной патологический тип воспитания, а 40 процентов жили в неполных или асоциальных семьях. Во-вторых, для подростков высокую суицидоопасность несут конфликты со сверстниками. В-третьих, это любовные мотивы, обусловленные "несчастной любовью", сексуальными взаимоотношениями, беременностью, венерическими заболеваниями. Свою лепту вносят и СМИ, которые порой романтически освещают самоубийства подростковых "кумиров". Подростки склонны к образованию авторитетов. Причем авторитетом будет не папа, не мама, не учитель и даже не друг. А, допустим, рок- или поп-звезда. За последние годы вслед за каждым добровольным уходом из жизни такого "кумира" сразу же начинал тянуться шлейф подростковых самоубийств. Причем в отличие от взрослых, для подростков свойственны и групповые суициды. Ведь вместе как-то "интересней" и "не так страшно". Такие индуцированные самоубийства исследователи впервые стали рассматривать после выхода в свет книги Гете "Страдания юного Вертера". После ее издания вначале по Германии, а потом и по другим странам Европы прокатилась волна самоубийств, один в один "списанных" с романа. Присущая подросткам подражательность работает, увы, и в этой сфере. Если даже высокохудожественное произведение вызвало такой страшный эффект, что же говорить о публикациях в СМИ, в которых смакуются подробности самоубийств, а порой чувствуется даже внутреннее удовольствие автора от их описаний.

Таким образом, мотивы подросткового суидцида с целью оказать влияние на других людей: “дать человеку понять, в каком ты отчаянии” - около 40 % случаев, “заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался” - около 30 % случаев, “показать, как ты любишь другого” или “выяснить, любит ли тебя другой” - 25 %, “повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение” - 25 % и только 18 % случаев “призыв, чтобы пришла помощь от другого” (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).

Подростковый возраст часто характеризуют подверженностью ситуативным воздействиям, с одной стороны, и чисто эмоциональным переживаниям абстрактных идеалов -- с другой. Однако уже в этот период онтогенетического развития личности начинают впервые формироваться жизненные перспективы, возникает новый тип регуляции -- целевая регуляция, включающая отдаленные жизненные планы.

Л.И. Божович отмечает, что кризис подросткового возраста (самый сложный и длительный) характеризуется в первой его фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («способность к целеполаганию»), а во второй фазе (15-17 лет) -- сознанием своего места в будущем, то есть рождением жизненной перспективы: в нее входит представление о своем желаемом «Я» и о том, что подросток хочет совершить в своей жизни.

Подростковый возраст часто характеризуют подверженностью ситуативным воздействиям, с одной стороны, и чисто эмоциональным переживаниям абстрактных идеалов -- с другой. Однако уже в этот период онтогенетического развития личности начинают впервые формироваться жизненные перспективы, возникает новый тип регуляции -- целевая регуляция, включающая отдаленные жизненные планы.

Формирование жизненной перспективы -- важнейший показатель нормального развития подростка, его нравственного и психического здоровья.

Выводы к первой главе

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования можно сделать следующие выводы.

Суицид есть “следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта”. Эти конфликты могут быть связанны как с семейными отношениями, так и со сверстниками. Дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место подростка в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний. Конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения, алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.

В дипломном исследовании проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме суицида Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. «Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте», Шнейдер Л.Б. «Девиантное поведение детей и подростков», а так же теория изначально предложенная сообществу Э. Дюркгеймом, автором первого фундаментального социологического труда, посвященного самоубийствам. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющих ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

Определено направление социально-педагогической работы посредством социально-педагогической поддержки подростка, которая является одной из основных функций деятельности социального педагога по оказанию помощи подросткам, семьям в решении их социально-педагогических проблем в сфере жизнедеятельности.

Рассмотрены психолого-педагогические особенности подростков, склонных к суициду, отмечены отличительные особенности: происходят изменения в физиологии организма, отношениях, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками. Для суицидента характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный; эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем. Подростки с аддиктивным суицидальным поведением считают, что их эмоции, переживания уникальны, отличаются от переживаемых чувств других людей, и именно их эмоции невыносимы, поэтому они и приходят к своему роковому решению. Крайне важно, чтобы подросток поверил, что в своих проблемах он не одинок, а суицид - не единственный способ решения проблем.

Наряду с Я-концепцией центральным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу. Суицид можно рассматривать как действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом.

Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. И хотя нами были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.

Информация о работе Подростки склонные к суицидам