Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 06:57, курсовая работа
Цель данного исследования: показать работу социального работника с детьми с противоправным поведением.
Задачи нашего исследования:
- проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по проблемам противоправного поведения школьников,
- установить степень разработанности исследуемой проблемы и выявить специфику работу социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением;
- определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия повышения эффективности воспитания подростков с отклонением в поведении.
Исправительное воздействие на несовершеннолетних преступников следует рассматривать как единый процесс, начиная с момента взятия его под стражу и заканчивая периодом реабилитации и социальной адаптации после освобождения. На практике этот процесс оказывается разорванным. Причина — отсутствие должного взаимодействия между службами и учреждениями, обеспечивающими работу с несовершеннолетними правонарушителями и профилактику преступности.
Один из возможных
вариантов организации
— следственный изолятор для содержания подследственных несовершеннолетних (к сожалению, в некоторых изоляторах несовершеннолетние содержатся вместе со взрослыми и неоднократно судимыми в условиях «субкультуры», позже перенося полученный опыт в воспитательную колонию);
— служба, обеспечивающая исполнение наказания в виде краткосрочного ареста;
— служба по исполнению наказания в виде лишения свободы (воспитательная колония);
— участок социальной адаптации для лиц, готовящихся к освобождению от наказания;
— временное общежитие для освобожденных, не имеющих постоянного места жительства;
— служба социального контроля, обеспечивающая работу с осужденными по отбытии наказания.
Создание таких центров могло бы обеспечить необходимое комплексное воздействие на несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, и преемственность в работе с ними, оградить их от негативного влияния взрослой преступной среды.
Эффективность исправительного воздействия, оказываемого на осужденных несовершеннолетних, определяется по общим критериям, основывающимся на известных степенях исправления: «встал на путь исправления», «твердо встал на путь исправления». К сожалению, эти критерии оценки являются единственными для всех исправительных учреждений и не отражают адекватно реальные процессы. Следовательно, достоверным показателем, определяющим эффективность исправительного воздействия, является рецидив преступного поведения после освобождения.
Неблагоприятные тенденции
роста и ожесточения
Достижение желаемого
эффекта в профилактике
Литература
1. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). – М., 1975.
2. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. – М., 1994.
3. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
4. Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. – М., 1986.
5. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. Тюмень: ТГУ , 1985.- С.15-26.
6. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики //
7. Психологический журнал. – 1987. –Т.8 - № 6. – С.36-40.
8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.
9. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.
10. Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. – М., 1989.
11. Божович Л.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
12. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. – Киев: Наук. Думка, 1981.
13. Букин В.Р. Научно-технологический процесс и психология ведущего. – Л., 1973.
14. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.
15. Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. – Каз., 1985.
16. Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК. – М., 1991.
17. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М.: Юрид. лит., 1981.
18. Драгунова Г.О. Психология подростка. – М., 1987.
19. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М., 1990.
20. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.
21. Игошев К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних:
22. Социально-психологический очерк. – Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973.
23. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. – М., 1982.
24. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. – М.: Юрид. Лит., 1980.
25. Калмыкова З. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. 1982.
26. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.
27. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.
28. Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения – В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1985.
29. Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. Канд. Дисс. – Л., 1981.
30. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. Т.3 – М., 1989.
31. Миллз Т.М. О социологии малых групп. – Американская социология. – М., 1975.
32. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
33. Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург, 1993.
34. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. – М., 1980.
35. Хижченко Л.С. Положение в классе младших школьников с отклонениями в поведении: Психологическое изучение трудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М., 1984.