Подросток как субъект профессиональной ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Содержание

Введение

3
1. Теоретический раздел работы

5
1.1. Сущность и содержание профориентации подростков
5
1.2. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
11
1.3. Содержание, формы, методы профессиональной ориентации подростков

15
2. Эмпирический раздел

20
2.1. Планирование эмпирического исследования
20
2.2. Проведение и обработка результатов исследования
21
Заключение

24

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КР по основам проориентологии.doc

— 73.22 Кб (Скачать файл)

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий.

Изучение подростков в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Профессиональная консультация – заключается в помощи подросткам при выборе профессий, а также планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество и его индивидуальные качества. Профессиональная консультация - составная часть профессиональной ориентации, проводится с учетом физических и психологических особенностей консультируемого. Психологическая профессиональная консультация обычно проводиться в форме беседы клиента с психологом.

Профессиональная психологическая консультация основывается на следующих принципах:

1)     добровольность участия подростка в консультации;

2)     его активность в принятие решения;

3)     конфиденциальность диагностической информации;

4)     многовариантность выбора.

Психологическая профессиональная консультация проводиться в несколько этапов и включает в себя: предварительную беседу, психологическую диагностику склонностей и способностей, коррекцию представления клиента о себе и о конкретной профессии, выработку плана жизненного пути и определение профессионального выбора, «обратную связь» о полученных результатах. На сегодняшний день разработаны многочисленные системы проофориентационных тестов и опросников, проориентационных игр, компьютерных профконсутационных систем и др [5].

Составная часть профориентации - профессиональный отбор, то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий [9].

Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы [9].

Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах к условиям их профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве [10].

Таким образом, мы рассмотрели формы и методы профессиональной ориентации подростков. Кратко охарактеризовали основные компоненты профессиональной ориентации, из которых ведущей в деятельности педагога-психолога является психологическая профессиональная консультация, в процессе которой проводиться и диагностика.

 

 

 

 

 

2.      Эмпирический раздел

 

2.1.           Планирование исследования

 

С целью изучения профессиональной направленности было проведено эмпирическое исследование.

Объектом исследования являются учащиеся 9 класса Таборинской общеобразовательной школы.

Предметом является профессиональная ориентация подростков.

Целью эмпирического исследования являлось выявление доминирующей профессиональной направленности у учащихся 9 класса.

При этом были использованы следующие методы:

1) тестирование;

2) анкетирование;

3) методы количественного и качественного анализа.

Эмпирическое исследование по изучению профессиональной направленности у учащихся 9 класса проводилось на базе образовательного пространства Таборинской общеобразовательной школы. В экспериментальной работе принимали участие 10 девятиклассников, из них 5 мальчиков и 5 девочек. Учащиеся 9 класса учатся в полную меру сил, проявляют интерес к знаниям, трудолюбивы. Многие подростки проявляют интерес к общественным делам, с желанием участвуют в них, выполняют поручения сознательно и ответственно к ним относятся.

Для выявления склонностей к определенному типу профессий был использован дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО).

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) состоит из 20 пар видов деятельности (Приложение 2). Испытуемый должен из каждой пары выбрать один вид и в соответствующей клетке бланка ответов поставить выбранный вариант ответа.

Результаты подсчитываются по листу ответов:

Природа

Техника

Человек

Знаковая

система

Художественный

образ

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

19б

17а

20а

19а

18а

20б

18б

 

Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:

1.      «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

2.      «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»- все технические профессии.

3.      «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

4.      «ЧЕЛОВЕК-ЗНАК» - все профессии, связанные с расчетами, цифрами  и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

5.      «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» - все творческие специальности.

2.2.           Проведение и обработка результатов исследования

Исследование проводилось в Таборинской общеобразовательной школе на учениках 9 класса. Условия для проведения тестирования были привычными для подростков - школьный кабинет. Учащиеся были позитивно настроены на проведение тестирования, с интересом отвечали на вопросы.

Проведя исследование с учащимися девятого класса по методике ДДО Е.А. Климова, мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Сводная таблица эмпирических данных

Пол

Возраст

Человек – Природа

Человек –

Техника

Человек –

Человек

Человек –

Знаковая система

Человек –

Художеств. образ

1

ж

14

4

4

5

4

3

2

ж

14

3

5

4

6

2

3

м

14

3

2

7

3

5

4

ж

15

4

3

4

5

4

5

м

15

4

2

5

2

7

6

м

14

3

7

4

5

1

7

м

14

5

3

1

7

4

8

ж

14

3

2

7

4

4

9

ж

14

6

2

5

2

5

10

м

15

3

2

7

3

5

 

Результаты исследования учащихся девятого класса по методике ДДО для выявления склонностей к определенному типу профессий представлены в виде гистограммы на рис.1.

Рис. 1.

Среди учащихся девятого класса преобладает соответствие типу профессий «Человек-Человек» – 40% учащихся, которые предпочитают выбирать все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; к ним относятся педагоги, врачи, психологи и т.п. По типу «Человек-Знаковая система» – 30% учащихся, которым характерны профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (инженер, графолог). По типу профессии «Человек-Природа» 10% учащихся, для которых предпочтительны занятия, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агроном, ветеринар, лесничий). По типу «Человек-Техника» было выявлено также 10% учащихся, которым присущи все технические профессии, такие как, например, автомеханик, мастер по ремонту и обслуживанию машин и т.п. По типу «Человек-Художественный образ» – 10% учащихся, для которых рекомендованы профессии, связанные с творчеством (актеры, художники).

Таким образом, мы выявили профессиональную направленность учащихся девятого класса Таборинской общеобразовательной школы и пришли к выводу, что доминирующий тип профессий «Человек-Человек».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.

И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

Информация о работе Подросток как субъект профессиональной ориентации