Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Введение
3
1. Теоретический раздел работы
5
1.1. Сущность и содержание профориентации подростков
5
1.2. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
11
1.3. Содержание, формы, методы профессиональной ориентации подростков
15
2. Эмпирический раздел
20
2.1. Планирование эмпирического исследования
20
2.2. Проведение и обработка результатов исследования
21
Заключение
24
Литература
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.
Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью.
Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий.
Изучение подростков в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Профессиональная консультация – заключается в помощи подросткам при выборе профессий, а также планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество и его индивидуальные качества. Профессиональная консультация - составная часть профессиональной ориентации, проводится с учетом физических и психологических особенностей консультируемого. Психологическая профессиональная консультация обычно проводиться в форме беседы клиента с психологом.
Профессиональная психологическая консультация основывается на следующих принципах:
1) добровольность участия подростка в консультации;
2) его активность в принятие решения;
3) конфиденциальность диагностической информации;
4) многовариантность выбора.
Психологическая профессиональная консультация проводиться в несколько этапов и включает в себя: предварительную беседу, психологическую диагностику склонностей и способностей, коррекцию представления клиента о себе и о конкретной профессии, выработку плана жизненного пути и определение профессионального выбора, «обратную связь» о полученных результатах. На сегодняшний день разработаны многочисленные системы проофориентационных тестов и опросников, проориентационных игр, компьютерных профконсутационных систем и др [5].
Составная часть профориентации - профессиональный отбор, то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий [9].
Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы [9].
Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах к условиям их профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве [10].
Таким образом, мы рассмотрели формы и методы профессиональной ориентации подростков. Кратко охарактеризовали основные компоненты профессиональной ориентации, из которых ведущей в деятельности педагога-психолога является психологическая профессиональная консультация, в процессе которой проводиться и диагностика.
2. Эмпирический раздел
2.1. Планирование исследования
С целью изучения профессиональной направленности было проведено эмпирическое исследование.
Объектом исследования являются учащиеся 9 класса Таборинской общеобразовательной школы.
Предметом является профессиональная ориентация подростков.
Целью эмпирического исследования являлось выявление доминирующей профессиональной направленности у учащихся 9 класса.
При этом были использованы следующие методы:
1) тестирование;
2) анкетирование;
3) методы количественного и качественного анализа.
Эмпирическое исследование по изучению профессиональной направленности у учащихся 9 класса проводилось на базе образовательного пространства Таборинской общеобразовательной школы. В экспериментальной работе принимали участие 10 девятиклассников, из них 5 мальчиков и 5 девочек. Учащиеся 9 класса учатся в полную меру сил, проявляют интерес к знаниям, трудолюбивы. Многие подростки проявляют интерес к общественным делам, с желанием участвуют в них, выполняют поручения сознательно и ответственно к ним относятся.
Для выявления склонностей к определенному типу профессий был использован дифференциально-
Дифференциально-
Результаты подсчитываются по листу ответов:
Природа | Техника | Человек | Знаковая система | Художественный образ |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 7б | 6б | 9б | 7а |
10а | 9а | 8а | 10б | 8б |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 17б | 16б | 19б | 17а |
20а | 19а | 18а | 20б | 18б |
Каждый из пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам:
1. «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
2. «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»- все технические профессии.
3. «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
4. «ЧЕЛОВЕК-ЗНАК» - все профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
5. «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» - все творческие специальности.
2.2. Проведение и обработка результатов исследования
Исследование проводилось в Таборинской общеобразовательной школе на учениках 9 класса. Условия для проведения тестирования были привычными для подростков - школьный кабинет. Учащиеся были позитивно настроены на проведение тестирования, с интересом отвечали на вопросы.
Проведя исследование с учащимися девятого класса по методике ДДО Е.А. Климова, мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица эмпирических данных
№ | Пол | Возраст | Человек – Природа | Человек – Техника | Человек – Человек | Человек – Знаковая система | Человек – Художеств. образ |
1 | ж | 14 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 |
2 | ж | 14 | 3 | 5 | 4 | 6 | 2 |
3 | м | 14 | 3 | 2 | 7 | 3 | 5 |
4 | ж | 15 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 |
5 | м | 15 | 4 | 2 | 5 | 2 | 7 |
6 | м | 14 | 3 | 7 | 4 | 5 | 1 |
7 | м | 14 | 5 | 3 | 1 | 7 | 4 |
8 | ж | 14 | 3 | 2 | 7 | 4 | 4 |
9 | ж | 14 | 6 | 2 | 5 | 2 | 5 |
10 | м | 15 | 3 | 2 | 7 | 3 | 5 |
Результаты исследования учащихся девятого класса по методике ДДО для выявления склонностей к определенному типу профессий представлены в виде гистограммы на рис.1.
Рис. 1.
Среди учащихся девятого класса преобладает соответствие типу профессий «Человек-Человек» – 40% учащихся, которые предпочитают выбирать все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; к ним относятся педагоги, врачи, психологи и т.п. По типу «Человек-Знаковая система» – 30% учащихся, которым характерны профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (инженер, графолог). По типу профессии «Человек-Природа» 10% учащихся, для которых предпочтительны занятия, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (агроном, ветеринар, лесничий). По типу «Человек-Техника» было выявлено также 10% учащихся, которым присущи все технические профессии, такие как, например, автомеханик, мастер по ремонту и обслуживанию машин и т.п. По типу «Человек-Художественный образ» – 10% учащихся, для которых рекомендованы профессии, связанные с творчеством (актеры, художники).
Таким образом, мы выявили профессиональную направленность учащихся девятого класса Таборинской общеобразовательной школы и пришли к выводу, что доминирующий тип профессий «Человек-Человек».
Заключение
Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.
И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.
Информация о работе Подросток как субъект профессиональной ориентации