Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:15, лекция
1)Чувственная ступень познания.
А)ощущение– это отражение в мозгу отдельных качеств, свойств, сторон материальных предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущения делятся на две основные группы:
1. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, обанятельные, вкусовые, кожные).
2. Ощущения, отражающие движения частей нашего тела и состояния наших внутренних органов (мышечные ощущения, органические ощущения равновесия).
Между этими группами всегда существует тесная связь, т.к. человек ощущает внешний мир не пассивно, а воздействуя, реагируя на него в соответствии со свойствами внешних предметов. Источник ощущений лежит в свойствах материальных предметов и явлений.
Семинар№4.Познавательные процессы
1)Чувственная ступень познания.
А)ощущение– это
отражение в мозгу отдельных качеств,
свойств, сторон материальных предметов
и явлений, непосредственно воздействующих
на органы чувств.
Ощущения делятся на две основные группы:
1. Ощущения, отражающие свойства предметов
и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые,
обанятельные, вкусовые, кожные).
2. Ощущения, отражающие движения частей
нашего тела и состояния наших внутренних
органов (мышечные ощущения, органические
ощущения равновесия).
Между этими группами всегда существует
тесная связь, т.к. человек ощущает внешний
мир не пассивно, а воздействуя, реагируя
на него в соответствии со свойствами
внешних предметов. Источник ощущений
лежит в свойствах материальных предметов
и явлений.
Б)восприятие–
это целостное отражение внешнего материального
предмета, непосредственно воздействующего
на органы чувств.
Предметом изучения чувственных восприятий
являются многие отрасли науки, например,
учение Павлова о высшей нервной системе.
Восприятия человеческие отличаются от
чувственных восприятий животных тем,
что животные восприятия не связаны с
целенаправленным отражением внешнего
мира.
В)представления–
это чувственный образ предмета, который
в данный момент не воздействует на органы
чувств, но ранее в той или иной форме воспринимался
ими. Представления и восприятия – это
конкретные наглядные образы – это их
объединяет, но между ними есть и различия:
1. Представления – это образы, воспроизводимые
в сознании при отсутствии непосредственного
взаимодействия предметов в данный момент,
следовательно они не обладают той яркостью
и отчетливостью, которые свойственны
восприятию.
2. Представления воспроизводят большей
частью образы предметов, воспринимавшиеся
ранее неоднократно в различной обстановке,
поэтому по сравнению с восприятием они
носят более обобщенный характер, беднее
деталями, но зато фиксируют общие, характерные
черты предметов. 3. Представления возникают
в отсутствие непосредственного воздействия
предмета на основе следов прежних восприятий,
поэтому между этими следами устанавливаются
многочисленные нернвые связи, следовательно
на основе таких связей возникают возможные
изменения образов восприятия, преобразования
и образования новых наглядных образов.
Такой процесс является выражением присущей
человеку способности воображения, т.е.
представления дальше от предмета, чем
восприятие.
2)Когнитивная психология, мышление, воображение.
А) Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности в информационных единицах не очень велики и составляют по экспериментальным данным порядка 120 бит/чел.час. Когнитивный процесс подчиняется гносеологическому принципу А. Н. Колмогорова и имеет волновую форму в нелинейных средах.Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — одно из направлений преимущественно амер. психологии, возникшее в нач. 1960-х гг. как альтернативабихевиоризму. К. п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. состоит из многих разделов: восприятие,распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития,мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчастиискусственный интеллект. С момента возникновения К. п. ее основным методом былинформационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени (см. Метод микроструктурного анализа,Парадигма Стернберга). С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н.Леонтьев и др.). С др. стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в т. ч. рос. ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)
Б)Мышление – познавательный процесс, который характеризуется обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Мышление – это всегда получение нового знания. Установление внутренних и внешних связей между предметами и явлениями.
Мышление всегда порождается проблемной ситуацией.
Виды мышления:
1. Наглядно-действительное (появляется
у ребенка первым).
2. Наглядно-образное (установление непривычных
сочетаний предметов и их свойств).
3. Теоретическое образное мышление – оперирует
образами, которые он конструирует сам
(фантастические произведения).
4. Теоретическое понятийное мышление (словесно
– логическое), оперирует понятиями (у
некоторых людей его нет).
Логические операции относятся к четвертому
виду мышления – словесно – логическому,
поэтому психологические
тренинги помогут вам в этой сфере.
Виды:
- сравнение – сходство и различия между
предметами;
- анализ – разделение предмета на отдельные
его элементы;
- синтез – противоположное анализу –
построение целого из отдельных частей;
- абстракция – выделение наблюдений существующей
стороны конкретного предмета или явления;
- обобщение – соединение существующих
деталей и связывание этих существующих
деталей с конкретным классом предметов
или явлений;
- конкретизация – противоположная обобщению
– выделение из общего класса предметов
конкретного предмета.
Процессы мышления:
1. Суждение – высказывание, которое содержит
определенную мысль.
2. Умозаключение – серия суждений из которых
выводятся новые знания.
3. Определение – система суждений о каком-либо
классе предметов, с выделением наиболее
общих признаков.
4. Индукция – процесс вывода частного
из общего.
5. Дедукция – вывод общего из частного.
В)Воображение– познавательный процесс,
в котором опосредованно отображается
действительность.
Воображение – процесс трансформации приобретенного опыта, сложный психический процесс, который невозможно рассмотреть автономно, не соотнося к другим процессам.
Воображение – продуцирование живых образов.
Воображение – способность к изобретательности,
совмещать несовместимое.
Воображение – необычный способ связи вещей.
Виды:
1. Разделение по органам чувств:
- зрительное;
- слуховое;
- обоняние;
- вкусовое;
- осязательное.
2. Активное – вызывает образы с помощью
воли.
3. Пассивное – сами собой появляются образы.
4. Продуктивное - в образах присутствует
много нового (элементы фантазии).
5. Репродуктивное – воспроизведение уже
известных образов.
Функции:
1. Представлять окруженный мир.
2. Регулировать эмоциональные состояния.
3. Регуляция познавательных процессов.
4. Формирование внутреннего плана действий
– совершать действия в уме.
5. Планирование и программирование действий.
6. Регулирование физиологических функций
(представлять что-либо; зайти в ледяную
воду, представляя, что она теплая).
Воображение и творчество можно развивать, но нужна сильная воля.
3)Высшие психологические функции
1.1. Теория ВПФ.
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.
Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).
Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.
Это превращение
проходит несколько стадий. Начальная
связана с тем, что человек (взрослый)
с помощью определённого
Интериоризуясь,
"натуральные" психические функции
трансформируются и "сворачиваются",
приобретают
2)Сущность и составляющие ВПФ.
Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.
Память.
Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью.
В процессе запоминания обычно устанавливается связь одного предмета или явления с другими предметами или явлениями.Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого "я" и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.
Речь.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует о себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.По своему жизненному значению речь имеет гтолифункшюнальный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т. е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.