Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:15, лекция
1)Чувственная ступень познания.
А)ощущение– это отражение в мозгу отдельных качеств, свойств, сторон материальных предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущения делятся на две основные группы:
1. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, обанятельные, вкусовые, кожные).
2. Ощущения, отражающие движения частей нашего тела и состояния наших внутренних органов (мышечные ощущения, органические ощущения равновесия).
Между этими группами всегда существует тесная связь, т.к. человек ощущает внешний мир не пассивно, а воздействуя, реагируя на него в соответствии со свойствами внешних предметов. Источник ощущений лежит в свойствах материальных предметов и явлений.
1.4. Локализация
ВПФ.Локализация (от лат. localis —
местный) — отнесение высших психических
функций к конкретным мозговым структурам.
Проблема локализации ВПФ разрабатывается нейропсихологи
2.Социальная природа ВПФ.
2.1.Развитие ВПФ у человека.
Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия — топор, нож, молоток — одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств.
Совершенствование
орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций
вело, в свою очередь, к преобразованию
и улучшению функций руки, благодаря чему
она превратилась со временем в самое
тонкое и точное из всех орудий трудовой
деятельности. На примере руки учился
познавать действительность глаз человека,
она же способствовала развитию мышления
и создавала основные творения человеческого
духа, С расширением знании о мире возрастали
возможности человека, он приобретал способность
быть независимым от природы и по разумению
изменять свою собственную природу (имеются
в виду человеческое поведение и психика).Создаваемые
людьми многих поколений предметы материальной
и духовной культуры не пропадали бесследно,
а передавались и воспроизводились из
поколения в поколение, совершенствуясь.
Новому поколению людей не было необходимости
изобретать их заново, достаточно было
обучиться пользоваться ими с помощью
других людей, уже умеющих это делать.Изменился
механизм передачи способностей, знаний,
умений и навыков по наследству. Теперь
не нужно было менять генетический аппарат,
анатомию и физиологию организма для того,
чтобы подняться на новую ступень психологического
и поведенческого развития. Достаточно
было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий
анатомо-физиологический аппарат, научиться
по - человечески пользоваться созданными
предыдущими поколениями предметами материальной
и духовной культуры. В орудиях труда,
в предметах человеческой культуры стали
людьми передаваться по наследству их
способности и усваиваться следующими
поколениями без изменения генотипа, анатомии
и физиологии организма. Человек вышел
за пределы своей биологической ограниченности
и открыл для себя путь к практически безграничному
совершенствованию.Благодаря изобретению,
совершенствованию и широкому использованию
орудий, знаковых систем человечество
получило уникальную возможность сохранять
и накапливать опыт в виде различных текстов,
продуктов творческого труда, передавать
его из поколения в поколение при помощи
продуманной системы обучения и воспитания
детей. Следующие поколения усваивали
знания, умения и навыки, выработанные
предыдущими, и тем самым также становились
цивилизованными людьми. Более того, поскольку
этот процесс очеловечивания начинается
с первых дней жизни и дает свои видимые
результаты довольно рано (из материалов,
представленных во второй книге учебника,
мы увидим, что уже трехлетний ребенок
не биологическое существо, а маленькая,
вполне цивилизованная личность), у индивида
сохранялась возможность внести свой,
личный вклад в копилку цивилизации и
тем самым умножить достижения человечества.Так,
постепенно, ускоряясь, из века в век совершенствовались
творческие способности людей, расширялись
и углублялись их знания о мире, все выше
поднимая человека над всем остальным
животным миром. Со временем человек придумал
и усовершенствовал множество вещей, не
имеющих аналогов в природе. Они стали
ему служить для удовлетворения собственных
материальных и духовных потребностей
и одновременно выступали в качестве источника
для развития человеческих способностей.
Если на миг представить себе, что произошла
всемирная катастрофа, в результате которой
погибли люди, имеющие соответствующие
способности, был уничтожен мир материальной
и духовной культуры и выжили только малые
дети, то в своем развитии человечество
было бы отброшено на десятки тысяч лет
назад, так как некому и не на чем было
бы учить детей становиться людьми. Но
самым, пожалуй, значительным изобретением
человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое
влияние на развитие людей, стали знаковые
системы. Они дали толчок для развития
математики, инженерии, науки, искусства,
других областей человеческой деятельности.
Появление буквенной символики привело
к возможности записи, хранения и воспроизведения
информации. Отпала необходимость держать
ее в голове отдельного человека, исчезла
опасность безвозвратной утраты из-за
потери памяти или ухода хранителя информации
из жизни.Особо выдающиеся достижения
в совершенствовании способов записи,
хранения и воспроизведения информации,
которые пришлись на последние десятилетия
текущего столетия, привели к новой научно-технической
революции, которая активно продолжается
в наше время. Это — изобретение магнитной,
лазерной и других форм записи информации.
Мы, очевидно, находимся сейчас на пороге
перехода на новую, качественно более
высокую ступень психического и поведенческого
развития человека, первые признаки наступления
которой можно уже заметить. К ним относится
доступность отдельно взятому человеку
практически любой информации, если где-то
и когда-то она кем-то была записана на
понятном языке. Сюда же можно включить
и развитие средств связи, освобождение
людей от рутинной, мало способствующей
их развитию работы и передачу ее машине,
возникновение и совершенствование способов
воздействия на природу не столько с целью
ее использования для своих нужд, сколько
для сохранения и улучшения самой природы.
Быть может, скоро людям удастся научиться
подобным же образом воздействовать и
на свою природу.Знаковые системы, особенно
речь, с самого начала их использования
людьми стали действенным средством влияния
человека на самого себя, управления своим
восприятием, вниманием, памятью, другими
познавательными процессами. Наряду с
первой, данной человеку от природы сигнальной
системой (И. П. Павлов), которая представляла
собой органы чувств, человек получил
вторую сигнальную систему, выраженную
в слове. Обладая известными людям значениями,
слова стали оказывать на их психологию
и поведение такое же воздействие, как
и замещаемые ими предметы, а иногда даже
большее, если они обозначали явления
и предметы, которые трудно представить
(абстрактные понятия). Вторая сигнальная
система стала мощным средством самоуправления
и саморегуляции человека. Восприятие
приобрело такие качества, как предметность,константность
2.2. Биологическое и социальное.У человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его с животными, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей.Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных — ив виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др.— с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов, строение которых было подробно рассмотрено во второй главе.Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а память — произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, память
животных по сравнению с человеком
ограничена. Они могут пользоваться в
своей жизни только той информацией, которую
приобретают сами. Следующим поколениям
себе подобных существ они передают
лишь то, что как-то закрепилось наследственно
и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный
опыт при уходе животного из жизни оказывается
безвозвратно утраченным для будущих
поколений.Иначе обстоит дело у человека.
Его память практически безгранична. Он
может запоминать, хранить и воспроизводить
теоретически бесконечное количество
информации благодаря тому, что ему самому
нет необходимости всю эту информацию
постоянно помнить и держать в своей голове.
Для этого люди изобрели знаковые системы
и средства для записи информации. Они
могут не только записывать и хранить
ее, но также передавать из поколения в
поколение через предметы материальной
и духовной культуры, обучение пользованию
соответствующими знаковыми системами
и средствами.Не менее важные различия
обнаруживаются в мышлении человека и
животных. Оба названных вида живых существ
чуть ли не с рождения обладают потенциальной
способностью к решению элементарных
практических задач в наглядно-действенном
плане. Однако уже на следующих двух
ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и словесно
Вывод.Появление Культурно - исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных.
Заключение.Процесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфически человеческих способностей и функций. Было бы, однако, громадной ошибкой представлять себе этот процесс как результат активности сознания или действия "интенциональности" в смысле Гуссерля и других.Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания; а определяются конкретно-историческими, социальными условиями, в которых он живет, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь.Вот почему проблема перспектив психического развития человека и человечества есть прежде всего проблема справедливого и разумного устроения жизни человеческого общества - проблема такого ее устроения, которое дает каждому человеку практическую возможность овладевать достижениями исторического прогресса и творчески участвовать в умножении этих достижений.