Позновательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Ощущения возникают на основе раздражения и способности организма избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего состояния и внешнего поведения. Все виды ощущений, поступая по средством центральной нервной системы в головной мозг перерабатываются, после чего мозгом принимаются соответствующие решения, команды, осуществляется контроль за их выполнением, т.е. осуществляется связь с внешним миром; появляется возможность оценивать состояние своего организма. Помимо этого, ощущения являются основным условием психического развития. Ощущения всегда сиюминутны и непосредственны.

Содержание

1.Теоритическая часть. Сравнительный анализ всех познавательных процессов.
1.1 Ощущения
1.2 Восприятие
1.3 Внимание
1.4 Память
1.5 Воображение
1.6 Мышление
2. Практическая часть. Анализ особенности развития двух познавательных процессов у себя.
2.1 Изучение особенностей развития мышления
2.2 Изучение особенностей развития памяти
2.3 Мнемотехника. Основные приемы. Анализ собственного владения мнемическими приемами.
3. Выводы по теме.
4.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р..doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ это фантастические видения, не имеющие никакой связи с

окружающей действительностью, обычно являющиеся результатом нарушения

психики или работы организма. Встречаются зрительные и слуховые.

МЕЧТЫ отличаются от грез своей более или менее реалистичностью, и в большей

степени связана с  действительностью, т.е. в принципе осуществима.

Методы исследования.

 Тесты проективные- группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха) Тест Роршаха состоит из 10 таблиц стандартного размера, на которых на белом фоне напечатаны симметричные пятна. Пять таблиц содержат пятна черного и различных оттенков серого цвета, две таблицы – пятна красного и серого цвета, три таблицы - многоцветные пятна,  нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т.п. Начало применения тестов проективных было положено германским психологом Эмилем Крепелином (1856-1926) в его методике свободных ассоциаций.

 

1.6 МЫШЛЕНИЕ— психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. (Р.С.Немов)

- это особого рода  теоретическая и практическая  деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

- это процесс обобщенного  и опосредованного отражения  окружающей действительности в  ее связях и отношениях.

- это особый процесс, включающий действия и операции ориентировочного, исследовательского, познавательного характера.

 Функции :

1.  Помогает глубже  понять окружающий мир, расширяет  границы познания.

2.  Участвует в переработке  получаемой информации.

3.  Дает возможность понять законы материального и психического мира человека.

4.  Позволяет предвидеть  явления несуществующие в данный  момент.

5.  На основе сенсорной  информации делают теоретические  и практические выводы.

6. Способствует сосредоточению  сознания человека на самом себе (способность к рефлексии).

    Виды:                                                                                                                                      

  1. По уровню развития

ПОНЯТИЙНОЕ  МЫШЛЕНИЕ - основывается на понятиях (выполняя действия в уме), которыми пользуется человек не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Все действия от начала до конца происходят в уме, используя готовые знания, выраженные в виде понятий, суждениях, умозаключениях.

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ материалом для решения задач являются образы. Они непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Необходимые образы извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются.

НАГЛЯДНО - ОБРАЗНОЕ - состоит в том, что мыслительный процесс связан с окружающей действительностью, без него совершаться не может. Необходимые для мышления образы представлены в кратковременной и оперативной памяти, откуда она извлекаются при необходимости и преобразуются. Этот вид мышления развит > всех, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но не касаясь их, а так же у детей.

НАГЛЯДНО - ДЕЙСТВЕННОЕ представляет собой практическую деятельность, осуществляемую с реальными предметами. Этот вид представлен у людей занятых реальным трудом, результатом которого является создание конкретного продукта. По характеру задач

ПРАКТИЧЕСКОЕ основывается на решении конкретных задач

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ сводится к решению задач в общем, виде (правила, инструкции и т.д.).

  1. По характеру протекания

АНАЛИТИЧЕСКОЕ путем логических умозаключений

ИНТУИТИВНОЕ мгновенное охватывание  без анализа и синтеза

  1. По функциям

ТВОРЧЕСКОЕ результат - оригинальные решения, идеи, способы достижения. СТЕРЕОТИПНОЕ действия по схеме, повтору, алгоритму.

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ

СРАВНЕНИЕ характеризуется  сходством или различием вещей. Результатом сравнения может  стать классификация. Причем чаще ищут сходства.

АНАЛИЗ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

СИНТЕЗ есть построение целого из аналитически заданных частей.

АБСТРАКЦИЯ - это выделение  какой-либо стороны явления, которые  в действительности как самостоятельные  не существуют. Выполняются, как правило, на основе анализа и синтеза для более тщательного изучения явления. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия. Т.О., выделяется какая либо часть, которая становится самостоятельным объектом мышления.

ОБОБЩЕНИЕ выступает как выделение существенного и связывание его с классом сходных явлений и предметов. Понятие становится одной из форм обобщения. КОНКРЕТИЗАЦИЯ - это операция обратная обобщению, когда из общего определения - понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ основывается на выделении и сравнении отличий.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ (Виды)

СУЖДЕНИЯ - это высказывание, содержащее определенную мысль, о чем-либо или совокупность понятий. Отражают связь между предметами, явлениями, свойствами

и их признаками (потому что.....). Бывают: отрицательные, утвердительные, общие

частные, единичные,

ПОНЯТИЯ отражают класс  предметов в их общих и существенных особенностях, где знания человека выражены в обобщенном и отвлеченном  виде. Различают: житейские (на уровне быта) и научные понятия.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых делается вывод. Бывает дедуктивное (обоснование от общего к частному) и индуктивное (от частного к общему). ОПРЕДЕЛЕНИЕ это система понятий о предметах и явлениях, выделяющая наиболее общие их признаки.

кроме основных видов мышления выделяют:

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, правильно отражающее действительность,

делающее поведение  разумным, создающим правильную картину  мира,

способствующее нахождению истины.

АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ мысли подчиняются аффективным

потребностям, следуют за ним.

          2. Практическая часть

2.1. Изучение  особенностей развития мышления

Методика «Выделение существенных признаков» [http://azps.ru/tests/tests]

Цель: изучить особенности  мышления (преобладание конкретного  или абстрактного стиля), способность дифференциации существенных признаков от второстепенных.

Стимульный материал: бланк с напечатанными на нём  рядами слов.

Инструкция для взрослых: «В каждой строчке бланка вы найдёте  одно слово, стоящее перед скобками, и пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

Обработка результатов, их анализ: из 20 предложенных рядов мною правильно выполнены 14 словесных рядов. В 1 ряду я не выбрала верных вариантов («сарай» выбрала «сеновал, скот», необходимо «крыша, стены»). В 5 рядах найдено по одному верному слову. Таким образом, по результатам мною набрано 17 очков, что соответствует 5 баллам из 9 возможных. В большей части заданий продемонстрирован абстрактно-логический стиль мышления, способность улавливать абстрактное значение понятий и отказаться от лёгкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются конкретно-ситуационные признаки. Вместе с тем наличие ошибок говорит о наличии признаков и конкретно-ситуационного стиля мышления.

Методика «Исключение  понятий» [http://files.krsnet.ru/rmo/metod/psih/test/iskl.htm]

Цель: оценить сформированность понятийной сферы, способность к классификации и анализу.

Стимульный материал: 17 групп слов: 1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. 2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный. 3. Василий, Фёдор, Иванов, Семён, Порфирий. 4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. 5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана. 6. Дом, сарай, изба, хижина, здание. 7. Берёза, сосна, дерево, дуб, ель. 8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать. 9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога. 10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото. 11. Минута, секунда, час, вечер, сутки. 12. Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение. 13. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо. 14. Лист почка, кора, дерево, сук. 15. Тёмный, светлый, голубой, ясный, тусклый. 16. Неудача, крах, провал, поражение, волнение. 17. Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.

Инструкция: «Из 5 предложенных слов 4 сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и  скажите, как можно назвать остальные  четыре».

Обработка результатов, их анализ: количество правильных ответов  – 17, т.е. все ряды, следовательно, понятийная сфера соответствует высокому уровню, сформирована способность к классификации  и анализу. Также были точно подобраны  родовые понятия для 4 слов, правильно обосновано основание исключения пятого слова. Отнесение к классу на основании существенных признаков свидетельствует об использовании мною концептуальных понятий.

Методика «Толкование  пословиц» [Альманах психологических тестов. М., 1995, С.125-126].

Цель: исследовать уровень  целенаправленности мышления, умения понимать, оперировать переносным смыслом, дифференцированности и целенаправленности суждений.

Стимульный материал: набор пословиц и метафор.

Инструкция: «Послушай  пословицу, метафору и объясни её отвлечённый переносный смысл.  За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу».

Обработка результатов, их анализ: из 20 предложенных пословиц и метафор правильно истолковано  все 20, т.е. отмечено абстрактное толкование, не содержащее указание на конкретные жизненные ситуации, выделялся общий смысл выражения. Ситуативного (подбор конкретных жизненных ситуаций под ту или иную пословицу) или  буквального (своими словами пересказывать пословицу) толкования фраз не отмечено. Набранные 20 баллов свидетельствуют о высоком уровне целенаправленности мышления, умении понимать, оперировать переносным смыслом предложенных пословиц и метафор, сформированности дифференцированных и целенаправленных суждений.

Методика изучения ригидности мышления [http://azps.ru/tests/tests3]

Цель: изучить уровень  ригидности мышления.

Стимульный материал: бланк с 10 простыми арифметическими  задачами: 1. Даны три сосуда - 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10л воды?  2. Даны три сосуда - 37. 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?  3. Даны три сосуда - 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л воды?  4. Даны три сосуда - 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?  5. Даны три сосуда - 29, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л воды?  6. Даны три сосуда - 28, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л воды?  7. Даны три сосуда - 26, 10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?  8. Даны три сосуда - 27, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л воды?  9. Даны три сосуда - 30, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 15 л воды?  10. Даны три сосуда - 28, 7 и 5 л. Как отмерить ровно 12л воды?

Инструкция: «На бланке имеется 10 задач, для решения которых  требуется выполнить элементарные арифметические операции. На бланке записывайте  применённые вами решения каждой задачи последовательно».

Обработка результатов, их анализ: первые 5 задач мною решены одним способом: путём последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего (2 задача: 37-24-2-2=9). Последующие задачи решались другими, более простыми способами, используя лишь 2 числа из 3 предложенных (6 задача: 14-2-2=10; 9 задача: 12+3=15). А в задаче 7 вообще можно использовать 1 сосуд объёмом 10 литров. Таким образом, уровень ригидности мышления низкий, я способна переключаться на новый способ решения задачи, что указывает на гибкость данного процесса. Я спокойно могу вносить изменения в программу деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки.

Методика исследования быстроты мышления [http://azps.ru/tests/tests3]

Цель: выявить уровень  быстроты мышления, определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления.

Стимульный материал: бланк со словами, в которых пропущены  буквы: Д-ЛО  П-Л-А  3-0-ОК  С-Я-О-ТЬ  К-ША  0-Р-Ч  К-Н-А  К-С-А-НИК С-ДА   К-Р-ОН  С-Е-ЛО  У-И-Е-Ь   В-ЗА  3-Р-О   К-Ы-А А-Е-Ь-ИН   Н-ГА  В-С-ОК  Т-А-А   С-А-Ц-Я   М-НА   С-Г-ОБ   К-У-КА   Ч-Р-И-А  Д-ЛЯ  В-Т-А С-А-КА    К-П-С-А    К-НО    П-Д-АК    С-У-А   Т-У-О-ТЬ   Б-ДА    П-Р-А   С-А-А    С-Е-О-А     Ч-ДО    Б-Л-ОН    П-Е-А К-Н-О-А

Инструкция: «На бланке написаны слова с пропущенными буквами. В течение 3 минут Вы должны вписать как можно больше недостающих букв. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе».

Обработка результатов, их анализ: мой результат за три  минуты составил 24 слова, что соответствует средней быстроте мышления и подвижности нервных процессов. Темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления,  уровень быстроты мышления сформирован на среднем уровне.

Методика исследования гибкости мышления

Информация о работе Позновательные процессы